Олег Иванов: «Я песней, как ветром, наполню страну…»
В нынешнем году исполняется 50 лет песне «Товарищ». Пожалуй, сейчас о ней мало кто вспоминает: другая страна – другие песни. А когда-то практически каждый узнавал с первых аккордов. Её автор, композитор Олег ИВАНОВ, потом написал ещё немало прекрасных песен, среди которых «Олеся», «Горький мёд», «Талая вода», но до сих пор его профессиональной визитной карточкой называют песню «Товарищ», где «ветер лавиной и песня лавиной»…
Вначале было слово
– Олег Борисович, благодаря песне «Товарищ» вы, можно сказать, «проснулись знаменитым». Вы долго её писали?
–Нет. Она родилась практически сразу, как я прочитал стихотворение Александра Прокофьева в сборнике, который показал мне друг. Мне показалось, что мелодия присутствует уже в самих словах, поэтому как-то сразу нашлись ритм и мотив, и песня написалась сама собой – легко и естественно.
– Значит ли это, что в хороших российских песнях первичны слова и музыка обязательно должна идти от текста?
–На этот вопрос не ответишь однозначно. Я знаю, например, что Рождественский, Добронравов и Дербенёв много стихов написали под готовую музыку. А композитор, если он не связан стихами, может развить мелодию в любом ритме – иногда совсем необычно для традиционного стихосложения.
Но у меня песня чаще всего рождается именно на слова – они дают своеобразный толчок к творчеству. Поэтому часто обращался к высокой поэзии – начиная с Роберта Бёрнса, Алексея Кольцова и заканчивая нашими поэтами Серебряного века. Да и у современных авторов старался находить интересные произведения. Ведь когда перед тобой настоящие стихи с образами и ритмом, они просто просятся на музыку. И тебе остаётся только уловить и написать ту самую единственную мелодию, что поднимет эти слова и с их помощью создаст произведение, которое заденет в душах слушателей какие-то струны.
Белорусские мотивы
– С песней «Олеся» тоже так было? Я прочитала, что вы её написали специально для белорусских «Песняров»…
–Да, мне тогда очень хотелось, чтобы этот коллектив спел что-то моё. И когда поэт Анатолий Поперечный показал мне свою «Девушку из Полесья», я тут же подумал о «Песнярах». Тем более строки стихов были такие мелодичные, что я сразу почувствовал: песня будет.
Смущало лишь одно обстоятельство: в репертуаре у «Песняров» уже была своя «Алеся», написанная композитором Игорем Лученком на слова поэта Аркадия Кулешова. И музыкальный редактор Ольга Молчанова посоветовала мне предложить песню гомельскому ансамблю «Сябры». Потом, когда я услышал свою «Олесю» в их исполнении, то даже не мог поверить, что это моё, – так замечательно у них получилось!
– Но «Песняры» всё равно не остались без вашего внимания…
–Да. Они стали исполнять мои песни где-то в середине семидесятых. И первой была «Печёная картошка».
– Олег Борисович, мне кажется или у вас какая-то особая любовь к Беларуси? Ваша многолетняя дружба с белорусскими исполнителями, работа в Общественной палате Союзного государства… Может быть, вы корнями оттуда?
– Нет, белорусских корней у меня нет – по крайней мере, я ничего о них не знаю. Но вы абсолютно правильно подметили: у меня там много друзей. И когда вдруг, практически в одночасье, стали рушиться все связи, в том числе и творческие, я боялся, что потеряю их. К тому же я видел, как люди тяжело переживают разъединение – всё-таки наши народы тысячу лет жили вместе!
Слава богу, вовремя опомнились. Хотя хочется, чтобы строительство Союзного государства России и Белоруссии приобрело более зримые черты.
А что касается корней, то дедушка с бабушкой по материнской линии у меня украинцы. В раннем детстве я рос у них. Помню, как бабушка здорово пела народные песни – и русские, и украинские. Благодаря ей я до сих пор чувствую в себе некую духовную связь с народной музыкой. Мне кажется, без бабушкиных песен я бы никогда не стал музыкантом.
Вдохновлённый «Здоровьем»
– И при этом вы всё-таки окончили медицинский вуз…
–Это был скорее родительский выбор, чем мой. Мама с папой всегда с особым уважением относились к профессии врача и, конечно, хотели, чтобы я стал доктором. При этом я тоже не сопротивлялся. Помню, как родители выписывали журнал «Здоровье», и я с удовольствием читал каждый номер от корки до корки. Так что предрасположенность к медицине, можно сказать, была заложена во мне на генетическом уровне.
Хотя музыка тоже всегда была в моей жизни. И эти способности обнаружились во мне очень рано, а благодаря бабушке говорить и петь я учился практически одновременно.
И в школе постоянно участвовал в художественной самодеятельности – был даже руководителем ансамбля. А параллельно учился в музыкальной школе по классу фортепиано. Тогда же пытался сочинять собственные вещи – правда, на уровне подражательства…
– После окончания института вы успели поработать по профессии?
–Да, три года я был разъездным врачом на «скорой» в Новосибирске. Но с 1974 года не практикую.
– То есть врач окончательно умер в композиторе?
–Какие-то фундаментальные медицинские знания у меня, конечно, остались. Да и первую помощь при необходимости я оказать сумею. А однажды был случай, когда мне пришлось помогать при родах. Мы ехали в поезде, и вдруг за несколько часов до Москвы у одной женщины начались схватки. Роды пришлось принимать мне вдвоём с фельдшером. Все прошло благополучно – родился мальчик.
Классика жанра
– Олег Борисович, как вы думаете, что такого особенного было в советских песнях, что многие из них поются до сих пор?
–По-моему, массовая советская песня – это вообще некий феномен. Ведь их пел весь народ, и пел от души. Тогда был энтузиазм, были великие идеи, и песни были нужны, как воздух. Причём не только марши, но и лирика. Кстати, это ещё и наглядная иллюстрация того, что главный в песне не композитор и не поэт, а слушатель. Она вообще живёт, только если народ её подхватит.
Сейчас, к сожалению, всё по-другому. В современных песнях пропал яркий мелодизм. Они не самодостаточны, а всё больше стали похожи на сопроводительный фон. То есть человек воспринимает их краем уха, особенно не вслушиваясь ни в слова, ни в мелодию. Хотя, безусловно, есть по-своему весьма интересные песни и сегодня. Честно говоря, я всегда удивляюсь, как можно достигнуть такого результата, используя всего три-четыре аккорда.
– Скажите, а рамки песенного жанра для вас не узковаты – особенно после окончания консерватории?
–Но я пишу не только песни. Моей дипломной работой в консерватории, например, стала опера по пьесе Чехова «Юбилей». Есть у меня и маленькая симфония для оркестра, и вальс… Просто об этой стороне моего творчества знают немногие.
– Учитывая, что ваши песни популярны уже не одно десятилетие, вы ощущаете себя классиком жанра?
–Не помню, кому принадлежит определение, что классика в искусстве – это явление, проверенное временем. И в этом смысле если песни, популярные лет сорок-пятьдесят назад, поются и сегодня, в них уже есть элементы классики.
Но сам я классиком себя не ощущаю. Конечно, у меня были некие юношеские амбиции. Я шесть лет писал песни, учась в медицинском институте, и был довольно высокого мнения о себе великом. Но когда поступил в консерваторию, то понял, что в огромном океане классической музыки я занимаю весьма скромное место.
И пусть я не стал Моцартом, как мне мечталось в четыре года, потому что Моцартом стать не дано никому, кроме него самого. Однако я всё-таки нашёл свою дорогу в творчестве и чётко следую ей…
Справка SMOLGAZETA
Олег Иванов – советский и российский композитор, народный артист РФ.
Родился 27 декабря 1947 года в Барнауле. После школы поступил в Алтайский медицинский институт, по окончании которого, несмотря на то что ректор пророчил ему большую медицинскую карьеру, принял решение посвятить себя музыке. Поступил в Новосибирскую консерваторию по классу композиции, которую окончил в 1976 году.
С тех пор активно пишет музыку к песням, сотрудничает со многими известными исполнителями и коллективами. Член Союза композиторов России и Международного союза эстрадных деятелей.
Шестнадцатикратный лауреат конкурса «Песня года».
Председатель жюри Международного конкурса-фестиваля «Красная гвоздика».
Фото: Елена Белых
Ольга Суркова