Культура

М.Г./ Скромный художник/ Бессмертный герой

20 февраля 2020 года в 21:04

Выставка «М.Г./Скромный художник/», открывшаяся в Художественной галерее Смоленского музея заповедника, – это уникальная возможность познакомиться с творчеством Героя Советского Союза Михаила Гуревича, погибшего в 1943 году. В экспозиции представлены живописные и графические работы, большинство из которых выставляются впервые…

Пушкину печенье

Название выставке, по сути, дал сам художник, подписав так автобиографию. Впрочем, по его же собственному признанию, на автобиографию его сочинение было мало похоже: «Кажется мне – частично это автопортрет, частично – жанровый пейзаж, писанный чернилами». Причём, замечу уже от себя, писанный ярко, сочно, с прорисовкой деталей, с долей самоиронии и тонким чувством юмора.

Есть в этой биографии строки и о Смоленске. Собственно, она с них и начинается: «Со страниц семейного альбома смотрит на меня мальчик с шёлковыми кудрями. И чудится мне улица Смоленская, крупный булыжник, извозчик, пролётка, мороженщик в фартуке белом, дворники, голубые лабазы, пряники, дамы в пышных причёсках и, почему-то, с зонтиками. А наверху пылает жаром летнее, до больноты в глазах рыжее, медлительное и страстное солнце…»

И ниже – штришок к портрету, маленький эпизод из смоленского детства: «Красивая женщина ведёт за руку кудрявого, попеременно – то задумчивого, то беззаветного мальчугана. И дворники, и лавочники, и прочие обитатели улицы здороваются с этим мальчуганом за руку. «Доброе утро, Пушкин!» А мальчуган всё время дудит и дудит: «Пускину печенье»…»

Смоленск для Михаила Львовича Гуревича почти до конца жизни так и останется в тумане детских воспоминаний. Здесь он родился 31 марта 1904 года. Здесь он прожил первые девять лет, пока в 1913 году семья не переехала в Тифлис – к родственникам матери. И всё, что связано с его творческой жизнью, – уже московская история. Но по грустной иронии судьбы он окажется на родной Смоленщине в свой смертный час. За эту землю будет героически сражаться в последнем бою и в этой земле останется навечно…

Последний герой

Михаил Гуревич ушёл на фронт добровольцем. Окончил курсы младших лейтенантов, стал командиром взвода противотанковых пушек.

– Эти пушки в обиходе называли «сорокапятками», – рассказывает сотрудник военно-исторического отдела Смоленского музея-заповедника Александр ЦЕЛУЕВ. – Но было у этих маленьких лёгких орудий ещё одно прозвище: «Прощай, Родина» – слишком мало жили их расчёты.

Младший лейтенант Гуревич не без оснований считал себя везунчиком. В одном из его писем домой есть такие строки: «Уже три дня не умывался… Выгляжу диким волком, оброс, давно не чёсан, отчего волосы закручиваются до предела. Но живу как бог. Мои расчёты сбили шесть пулемётных точек противника, раздолбали наблюдательный пункт и т. д. Я уже представил четырёх к награде. Все уверены, как и сам командир, в полном счастье и неуязвимости взвода…»

Однако 17 сентября 1943 года взвод Гуревича погибнет в неравном бою с фашистами, последним – сам командир.

– Летом 1943 года войска сразу двух фронтов, Западного и Калининского, проводят операцию «Суворов», результатом которой стало освобождение территории Смоленской области, – продолжает Александр Целуев. – Взвод Гуревича постоянно находится в боевых порядках пехоты. Наступление начинается 13 сентября в районе Рибшево, и четыре дня артиллеристы – под практически непрекращающимся огнём противника.

К вечеру 17 сентября погибают все 14 бойцов взвода Гуревича – он остаётся один. Но бой не прекращает. Заменяя наводчика и заряжающего, ведёт огонь сначала с одной из уцелевших пушек, а когда там кончаются боеприпасы, переползает к другой. К этому моменту он уже шесть раз ранен.

Вскоре боеприпасы заканчиваются и на втором орудии. Михаил Гуревич выходит на врага с автоматом и гранатами. И получает седьмое, уже смертельное ранение…

Маленькие открытия

В 1968 году работы Михаила Гуревича его младшая сестра Евгения Львовна Бочковская передала в дар смоленскому музею. Четыре из них находятся в постоянной экспозиции Художественной галереи, остальные до недавнего времени хранились в фондах. Понятно, что, прежде чем представить их на выставке, пришлось немало потрудиться и научным сотрудникам музея, и реставраторам. Финансовую помощь в реализации проекта оказал Российский еврейский конгресс под руководством Юрия Каннера.

– Реставрация заняла у меня весь прошлый год, – признаётся сотрудник музея-заповедника Ольга ПИГАСОВА. – Работы ко мне попали в виде стопки холстов, которые хранились в большой картонной папке. И, казалось бы, реставрация серии должна быть облегчена тем, что всё похоже: холсты, грунт, структура красочных слоёв… Однако при общей проблематике: разрывы, грунтовые кракелюры, загрязнения – к каждой работе пришлось подходить индивидуально. И что особенно приятно – теперь это не строчки с номером в каталоге музейных фондов, а живые объекты экспозиции, которые можно увидеть.

При реставрации обнаружилось, что несколько холстов имеют двустороннее изображение. На выставке обратная сторона таких полотен вынесена на этикетки…

Интересные находки при исследовании работ Михаила Гуревича случились и у научных сотрудников музея. Например, один из городских пейзажей удалось идентифицировать как площадь Свердлова (сейчас – Театральная) в Москве.

– Гуревич в своих работах не раз изображал памятник Пушкину, – говорит научный сотрудник Художественной галереи Екатерина СЕРГЕЕВА. – Причём из некоторых источников следует, что художник видел его из окна своего дома в Гнездниковском переулке. Меня это удивило, поскольку при нынешнем расположении памятника это просто невозможно. И оказалось, что до середины прошлого века он действительно стоял на противоположной стороне Тверской улицы, и только в 50-е годы во время реконструкции площади памятник перенесли на его теперешнее место…

Исполнение желаний

В экспозиции выставки представлены 15 живописных и 21 графическая работа художника Михаила Гуревича. И это та значительная часть его жизни, которая для большинства смолян оставалась как будто за кадром.

– Работы любого художника стоит рассматривать в контексте его времени, – считает председатель Смоленского отделения Союза художников России Валерий ГРАЩЕНКОВ. – При первом взгляде на произведения Михаила Гуревича они кажутся очень простыми. Но это ошибочное впечатление. Просто он человек своего времени – периода, когда шли поиски нового стиля, новых средств художественной выразительности. И, отталкиваясь от примитива, Гуревич тоже пытается создать свою новую реальность. При этом его профессионализм виден и в композиции, и в цветовой палитре, и в экспрессии. Здесь есть литография, похожая на простой карандашный рисунок – очень живой, как будто сделанный на одном дыхании. И в этой кажущейся простоте очень много серьёзной художественной реальности.

В 1930-м Михаил Гуревич окончил ВХУТЕИН, где одним из его педагогов был известный авангардист Давид Петрович Штеренберг.

– Личность учителя – некий ключ к пониманию художественных устремлений ученика, его дальнейшего творческого совершенствования, – замечает научный сотрудник Художественной галереи Татьяна ПАВЛОВА. – Михаилу Гуревичу в этом смысле повезло, поскольку Давид Штеренберг – один из ярчайших представителей русского изобразительного искусства первой половины XX века. При этом педагог не пытался обращать учеников в свою веру – в каждом из них он искал индивидуальность, поддерживал, вдохновлял, помогал поверить в свои силы.

Стилистически работы Михаила Гуревича – это уже не авангард, но ещё и не соцреализм. Это, как подметила заслуженный художник России Вера Самарина, «тихая песня» – живопись и графика с простыми, но такими трогательными сюжетами.

– Так случилось, что незадолго до своего последнего боя Михаил Львович на десять дней приехал в Москву, – говорит Екатерина Сергеева. – Заходил в студию, перебирал работы. Заметил, что некоторые из них уже требуют реставрации. «Вернусь после войны – отреставрирую», – сказал он тогда. Получается, что мы фактически исполнили желание художника: работы отреставрированы, должным образом оформлены, систематизированы и готовы к просмотру…

Фото: Смоленский музей-заповедник

Ольга Суркова

На Смоленщине отметили День поисковика
Смолян приглашают в День защитника Отечества посетить музей «Башня Громовая»