Культура

Фантазия для скрипки и органа

25 января 2020 года в 18:00

О солистке нашей областной филармонии скрипачке Анастасии ВЕДЯКОВОЙ «Смоленская газета» уже писала. Она хорошо знакома публике не только собственной виртуозной игрой, но и всегда нетривиальными программами, в которых Анастасия выступает с интересными музыкантами. В декабре это были «Дуэты от Баха до XXI века» с органисткой из Москвы Анастасией БЫКОВОЙ. Во время этого концерта публику ждало немало приятных сюрпризов. Это и российская премьера фантазии на тему оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» Франтишека Ондржичека, и транскрипция для скрипки и органа знаменитого «Болеро» Мориса Равеля, и ещё много прекрасной музыки в великолепном исполнении двух Анастасий. В общем, тем для разговора было достаточно…

Впервые в России

– Анастасия, вы всегда включаете в свои программы какие-то необычные произведения…

Анастасия Ведякова: – Конечно, я стараюсь делать оригинальные программы, но при этом не забываю, что не всякое произведение публика готова воспринимать. В основном это касается современной музыки, но и в классической тоже встречается. Так что моя основная задача – соблюдать некий баланс между тем, что мы хотим показать, и тем, что зал хочет услышать.

– Сегодня в филармонии впервые в России прозвучала «Фантазия…» Франтишека Ондржичека. Почему вы решили премьерное исполнение устроить именно в Смоленске?

Анастасия Ведякова: – По-моему, всё очевидно: это главный город, связанный с именем основоположника русской классики. Концертный зал имени Глинки на улице Глинки напротив его же памятника – на мой взгляд, очень символично.

Для меня стало сюрпризом, что эту фантазию написал чешский скрипач и композитор, который родился в год смерти Глинки, в 1857-м. И это большая редкость для скрипки, когда в основе произведения – тема из русской оперы. И просто невероятная удача – то, что нам попались эти ноты.

У меня нет информации по поводу зарубежного исполнения этой фантазии, хотя вряд ли и там её часто играют, потому что произведение довольно редкое и, мягко говоря, сложное – как для скрипача, так и для того, кто выступает с ним в дуэте. В данном случае – для органиста. Я рада, что у нас всё получилось.

Анастасия Быкова: – Когда Настя предложила мне включить в программу «Фантазию…» Ондржичека, я сразу попросила ноты, потому что любое переложение для органа – это довольно сложно, и не каждое произведение в результате будет хорошо звучать.

К тому же были некие опасения: как вообще можно переложить вокально-оркестровую музыку на орган и скрипку. Но всё получилось гармонично, и орган очень удачно подошёл к этой транскрипции – нам самим понравилось.

Если честно, мне вообще нравится сочетание скрипки и органа, потому что они хорошо дополняют друг друга в оригинальных дуэтах и там, где орган заменяет оркестр.

Право выбора

– Настя, я знаю, что вы сегодня впервые играли на инструменте, который год назад сами же и выбрали для нашей филармонии…

Анастасия Быкова: – Да, я от Насти узнала, что в Смоленскую филармонию нужен орган, и согласилась помочь с выбором. Тем более что как раз тогда в Москве проходила выставка музыкальных инструментов, где был целый зал с электронными органами.

Вообще, у современных инструментов – очень большие возможности. Ещё лет десять назад такого не было. А следующий шаг в этом направлении – виртуальные органы. Когда слушатель может погрузиться в звучание конкретного инструмента, который расположен далеко. Для этого записывается звучание каждой ноты каждого регистра, закладывается в компьютерную систему – такую большую космическую машину – и воспроизводится.

Здесь пока не такой инструмент, но электроника в нём очень хорошая. Мы остановились на нём, выбирая из нескольких вариантов. Обсуждали, какая акустика, сможет ли он заполнить зал. И, судя по сегодняшнему концерту, орган сюда идеально вписался: хорошо звучит, даёт целый спектр возможностей для исполнителя. Мне очень приятно, что всё так сложилось.

– Органисты – как дирижёры: публику во время выступления не видят. А вы чувствуете её настрой?

Анастасия Быкова: – Конечно. Энергетика публики, её настрой чувствуются всегда. Уже с первых нот, первого произведения мне становится понятно, как зал воспринимает выступление. Здесь, в Смоленске, я обратила внимание, идёт такая концентрация и соучастие слушателей в концерте – это очень приятно.

В дуэте

– Несколько слов о вашем дуэте. Вы давно выступаете вместе?

Анастасия Ведякова: – Уже больше десяти лет. В основном в Москве, иногда – в области. И я очень рада, что мне удалось пригласить Анастасию в Смоленск. Я от неё в большом восторге, потому что она очень тонкий музыкант, великолепный профессионал. Кстати, её педагогом в Российской академии музыки был уже известный смолянам Александр Владимирович Фисейский.

Анастасия Быкова: – Мне кажется, в жизни не бывает случайностей – всё предопределено. Я очень рада, что когда-то судьба свела нас с Настей, и сейчас мы можем сотрудничать.

От неё всегда поступают очень интересные предложения. Например, с творчеством Элгара я знакома как органистка, потому что у него довольно много органной музыки. Но с Настей мы и его камерные произведения играли, и оркестровые переложения делали. Мне это очень нравится, потому что Элгар – интересный композитор. По-моему, наш слушатель нуждается в подобной музыке.

А от «Болеро» Равеля в переложении Насти, которое мы сегодня исполнили, я просто получаю большой эмоциональный заряд. Даже во время репетиций, потому что сам ритм меня вводит в определённый транс. Ну а то, что Настя вообще взялась за эту тему и с таким блеском её реализовала, безусловно, говорит о том, что она молодец!

От Баха до Элгара

– Кстати, об Элгаре и о том, что Настя – молодец. Я слышала, что этой осенью вы стали обладателем The Elgar Medal в Великобритании…

Анастасия Ведякова: – Эта осень вообще выдалась у меня довольно плодотворной и богатой на интересные события. Я, конечно, готовилась заранее, отправляла свои заявки. Но так получилось, что все они были приняты.

И в сентябре я участвовала в Бах-симпозиуме, который проходил в Дрездене. Там у меня был доклад, посвящённый музыке Иоганна Себастьяна Баха в японском кинематографе. Это была теоретическая часть, ставшая для меня самой большим открытием. Я давно сотрудничаю с японцами, и волей-неволей мне пришлось соприкоснуться с их культурой. Что неожиданно вывело меня на эту тему, потому что, как оказалось, Бах в японском кино весьма популярен. А практической частью стало исполнение мной «Чаконы» Баха и нескольких миниатюр японских композиторов для скрипки соло.

Чуть позже я представляла Смоленскую филармонию в Вологде – на фестивале, посвящённом композитору Евгению Гаврилину. Мы с Андреем Коробейниковым исполнили одну пьесу Гаврилина для скрипки и фортепиано. Причём для нас обоих это было так неожиданно, что пришлось выступать практически без репетиций. Но всё получилось, и вдова композитора нас очень благодарила.

А третья моя поездка была как раз в Великобританию, где у меня был сольный концерт, после которого меня внезапно наградили медалью Эдварда Элгара. Конечно, это была очень приятная неожиданность. И скажу по секрету, мне даже удалось провезти в Россию два букета из подаренных там, и они ещё неделю простояли у меня дома!

Ну а после возвращения из Великобритании мы с Настей погрузились в подготовку концерта в Смоленске.

– Долго готовились?

Анастасия Ведякова: – По-разному. Что-то мы взяли из нашего предыдущего репертуара. А некоторые произведения – как та же «Фантазия…» Ондржичека – были эксклюзивно подготовлены для этого концерта.

Анастасия Быкова: – Для музыканта очень долгий и важный процесс – вынашивание самой программы в голове. У меня, например, большая работа с нотами, партитурами, продумывание регистровых планов. Потому что каждый новый орган – это всегда большой сюрприз, ведь в мире нет двух одинаковых инструментов. И нужно разбираться в системе довольно быстро, поскольку репетировать на месте приходится в сжатые сроки.

Так что дома мы проводим большую подготовительную работу, которая требует определённого времени. Но когда музыка в радость, это не напрягает. Ты не замечаешь длительности подготовки, получая от неё удовольствие. И как итог – такое же удовольствие уже и от хорошего концерта…

Фото: Ольга ХОМЕНКОВА

Ольга Суркова

Светлые лики в сиянии вечности
Смоляне смогут погрузиться в «Мир искусства Александра Бенуа»