В Смоленском камерном театре состоялась премьера спектакля «М. и Ж.»
Штамп с надписью «М. и Ж.» на приглашении в Камерный театр сначала озадачил. На ум приходят разные ассоциации, но на мой смущённый вопрос о названии одна из зрительниц категорично заметила, что это не что иное, как Он и Она, а стало быть, речь на премьере пойдёт об отношениях полов.
Отношения между мужчиной и женщиной – вопрос, который был, есть и будет актуальным всегда. Литературной основой постановки Александры Ивановой «М. и Ж.» являются пьесы Надежды Птушкиной «Пизанская башня» и Алексея Слаповского «Не такой, как все», поэма Роберта Рождественского «Монолог женщины» и философский трактат Эриха Фромма «Искусство любить». Синтез таких, казалось бы, разножанровых произведений подарил зрителям очень ироничный, искренний спектакль.
Камерный давно приучил смолян к добротной игре. Она стала визитной карточкой, которую выгодно подчеркнул обновлённый интерьер внутреннего пространства. С недавних пор в СКТ стало светлее и как будто просторнее. Оставалось только удобнее устроиться в жёлтом креслице зрительного зала и оценить творение.
Люди приходят в театр с разным настроением, а дальше многое зависит от режиссёра и актёрского мастерства. Признаюсь, меня занимали были мысли о предстоящем ремонте машины (по дороге к театру что-то где-то задребезжало), усталости и скорых холодах, но едва началось действие, все тревоги испарились.
На сцене пластичные танцевальные движения плавно перетекали в разговоры, действия – в беседы. Говорили о любви, играли, а точнее, проживали трагикомические истории, наполненные ожиданиями и разочарованиями, болью и радостями, мечтами о лучшем.
Здесь и горячая взаимная исповедь мужа и жены (арт. Павел Пирожков и Полина Силина), и нерешительный холостяк (арт. Николай Фарносов) в поисках одухотворённой женщины, и монолог современной дамы (арт. Ксения Вишнякова), и философские размышления. Рассудительный Доктор-рассказчик (арт. Артём Быстров) свысока говорил о любви и её проявлениях что-то умное, научное. Вальяжный, с иголочки одетый, он словно дирижировал происходящим.
Посмотрите налево и увидите её и его. Они в браке, однако спустя двадцать лет связь может прерваться, ведь «где тонко, там и рвётся». Что делать этим двоим, когда кажется, что всё опротивело, но что-то держит, спасает от краха?..
А теперь взгляните направо и увидите красотку в поиске. Она всякое повидала и почти готова осчастливить «ботаника» с претензиями Наполеона, существующего под неусыпным материнским присмотром. Их отношения так комичны, забавны и одновременно весьма драматичны.
Страсти в спектакле накалены до предела, атмосфера наэлектризована, и ты, словно ненароком заглянув за голубые занавески и оторопев от откровенности слов и поступков, боишься показать своё присутствие. И хорошо, что есть всё понимающий рассказчик, переключающий сюжетные линии, и залихватское опрокидывание стаканчиков за и на воротник, и антракт, чтобы перевести дух…
Переливаясь со сцены в зал и обратно, местом боевых действий становится то квартира терпящей бедствие семейной пары, где один любит, а другой неплохо устроился, то убежище маменькиного сынка, много лет готового отдаться в хорошие руки, то апартаменты леди-совершенства, уставшей от отношений и одиночества. Тем не менее спектакль смотрится как одно целое, мастерски собранное и изящно сыгранное представление, где Он и Она находят момент истины и, наверное, получают ещё один шанс.
«М. и Ж.» однозначно стоит посмотреть, чтобы составить своё мнение, насладиться режиссёрским талантом постановщика и филигранной игрой актёров Камерного театра. В их исполнении герои этой истории изумляют, тревожат и влюбляют в себя. Лёгкий, позитивный, интересный, необычный спектакль не оставит равнодушным никого.
Фото: Ольга Курцева
Алексей Курцев