Игорь Голубев: «Заставить зрителя сострадать»
В Смоленском государственном драматическом театре имени А.С. Грибоедова 25 октября зрителям подарят премьеру. На этот раз смоляне увидят комедию по пьесе известного современного драматурга Ольги Степновой «Женщина мечты».
Убеждённого сорокалетнего холостяка Вову Валетова родственники и друзья хотят перевоспитать, насильственно женить, так сказать, – осчастливить. Однако Вова считает, что ему и так хорошо живется, и не желает никоим образом связывать себя узами брака. Айтишники Женя и Миша дарят Вове на день рождения идеальную женщину – робота. Этот робот исполняет любое желание, им можно управлять с помощью пульта. Сделает ли подарок друзей счастливым главного героя комедии?..
В преддверии премьеры в драмтеатре предлагаем читателям «Смоленской газеты» беседу с режиссёром постановки «Женщина мечты», заслуженным артистом России Игорем Голубевым.
«Понравилась некая нелепость»
- Игорь Викторович, каким образом нашли эту фантастическую комедию и почему выбрали для постановки?
- Совершенно случайно. В отпуске был в санатории, много читал, в том числе в интернете, и обнаружил очень интересный сайт, где размещены пьесы победителей Всероссийского конкурса драматургов. Там есть шорт-лист и просто-напросто открываешь произведения только победителей и читаешь. Что-то понравилось, что-то совсем не понравилось, а эта комедия, наверное, меня «зацепила» своей добротой.
Я всё-таки выбираю пьесы, в которых присутствует не только то, что заставляет зрителей смеяться, но и такие, где я чувствую, что смогу заставить зрителя сострадать. То есть я знаю, как надо это сделать. Здесь мне понравилось все: мне понравился язык, мне понравилась некая нелепость.
Эта пьеса, если можно так сказать, по-девственному чистая что ли. Несмотря на то, что парню дарят робота-женщину. Мне понравилось то, как, вот из этого случайного возникла действительно настоящая любовь.
Начинается спектакль с такой молодежной тусовки, когда много девчонок, всем хорошо, все веселятся, но как только достают фату, мужчина начинает «линять» и за ним начинают гоняться.
Не умеют знакомиться
- Это – история про сорокалетнего мужчину, который боится жениться, потому что не хочет брать на себя ответственность?
- Нет, здесь как раз, мне кажется, не об этом идет речь, а об одиночестве. О том, что человек не может найти «вторую половинку». Это же у нас сплошь и рядом. Это – история человека, который действительно одинок. А здесь он нашёл друга по душе. Он влюбился уже не в куклу, не в образ, не в тело, а влюбился в душу, он влюбился в человека. И это ему понравилось.
- До встречи с роботом среди обычных женщин он не смог найти любимую?
- Мне кажется, наш мир настолько замкнут, что найти вообще человека любимого очень сложно. Люди не умеют знакомиться. Может быть, из-за этого человек и не мог найти женщину. Я не думаю, что если холостяк, то это значит – боится ответственности. А если он не встретил ту женщину, которую действительно полюбил? И тут в результате какая-то кукла, ну, бездушная, вроде бы, а между ними возникают такие отношения, которые называются любовью.
Люди перестают общаться
- Кстати, кукла-то – японская, а в Японии, и отчасти уже и в Европе, и у нас очень много одиноких людей. На ваш взгляд, с чем это связано?
- Люди перестают общаться между собой, перестают находить удовольствие от простого общения друг с другом. Я по своему ребёнку смотрю. Он постоянно контактирует с друзьями, но в интернете. То есть им встретиться, о чём-то поболтать уже не хочется, достаточно интернет-общения. Я не знаю, с чем это связано, но считаю, что это – плохо. Хотя в данной комедии, полагаю, автор отталкивался именно от этого.
И все же эта пьеса – очень легкая, простая вещь. Поэтому все, что связано с взаимоотношениями главных героев у нас будет проходить в романтическом стиле. Красивое платье, свет, приятная музыка – это будет исключительная романтика.
«Пьеса понравилась, а себя я тут не вижу»
- Игорь Викторович, в прошлых своих работах Вы были и режиссером и актером одновременно. Помню, Вы сказали, что начали ставить спектакли ради того, чтобы выбирать те роли, которые хотите сыграть. В данном случае Вы кого-то играете?
- Нет. Были у меня мысли, конечно, но я не увидел себя в этой пьесе. Так бывает, пьеса понравилась, а себя я тут не вижу. Что тут поделаешь. Есть мысль – потом на бенефисе сыграть эту роль. Мне пятьдесят лет будет в мае, я думаю просто один раз взять и сыграть. Но это будет потом.
Когда-то один из моих учителей Игорь Войтулевич говорил, что 90% успеха спектакля – это распределение ролей. Поэтому точно попасть в тех людей, актеров, которых ты видишь в этой роли, когда читаешь, очень важно для меня. В себя я не попал, что сделаешь? Да, а вот в других попал, я считаю. У меня ребята все отлично справились. Так что, если что не получится, всё ко мне, никаких претензий к актерам, потому что, на мой взгляд, они всё делают здорово.
- А кто из актеров выйдет на сцену в этом спектакле?
- Женя Ракицкий у нас играет главную роль – холостяка Вову. Я предполагал сделать этого персонажа героем-любовником, но затем решил, нет, всё-таки этот человек не должен быть героем в понимании такого красавчика. Он должен быть мужчиной, на которого такая вот красота – потрясающая женщина – просто свалилась с небес, как подарок судьбы. Лилю Котика играет Алиса Биличенко. Я увидел ее в этой роли – красивая, стройная, сексуальная блондинка. Алиса замечательно справилась, все мне нравится. Выйдет на сцену и Маша Вилюнова, без которой тоже уже не могу, хотя в спектакле «Весы» она у меня не играла, но что сделаешь, не было для нее роли в той пьесе. Маму Вовы играет Ира Лисенкова, его бывшую девушку Людмила Моткина, а друзей – Костя Юхневич и Егор Деюн. Будет у нас и новый актер, которого взяли с этого сезона работать в наш театр. Это – Сергей Бокарев. Я дал ему роль Льва, мужа Инги.
Один из главных героев – телевизор
- А сценическим оформлением, музыкальным сопровождением кто занимался? Раньше, я знаю, Оксана Бебко графику Вам помогала делать…
- Художник-постановщик спектакля – Светлана Архипова, а графика Оксаны Бебко тоже будет, я от этого не хочу отказываться. Оксана помогла некоторые моменты «оживить». У нас одним из главных героев будет телевизор. Там будет такой приём, когда ребята сидят, печатают на ноутбуке, а сам текст можно увидеть на экране телевизора. Да, и комичность ситуации заключается в том, что люди пытаются включить телевизор, а выключают девочку.
И есть там пару таких эффектов, когда главная наша героиня двумя хлопками включает телевизор, и на экране идет картинка, пока идет уборка. Девушка – она же робот, а робот легко через Wi-Fi конектится с другой техникой.
Хотя это, скорее всего, не так уж важно для данного спектакля. Здесь всё-таки важны актеры, потому что это чистая такая актерская игровая вещь.
- Как долго ставили спектакль?
- Очень быстро. До прогонов мы его сделали буквально за две недели. Думали, что у нас очень мало времени, но всё развели по ролям, все играют и всё понятно. Вот остается сделать костюмы, свет, музыку,
- А музыку кто подбирал?
- Мы вдвоем с Сергеем Хандрыком. Современная музыка будет, подстать современному спектаклю. И Лера Массква даже будет, и Максим. Очень хочется, чтобы и молодёжь посмеялась.
Кроме того, будет много электронных эффектов, с которыми намучились мы, но в итоге хорошо получилось. Включения-выключения, вынимание батареек, какие-то звуки издающиеся, когда робота начинает клинить, все это нужно было придумать и сделать. Сергей всё это скомплировал с компьютерными звуками.
Всем – по букету роз
- Совсем недавно состоялись обменные гастроли Смоленского драмтеатра с Липецким театром. Два из трех спектаклей, которые показали липчанам, были Ваши постановки – «Весы» и «Его донжуанский список». Смоляне эти постановки принимают «на ура», а как их приняли липецкие зрители?
- Липецкие зрители были искренние, радостные, такие нетронутые вообще ничем плохим. Вот даже на самом первом спектакле, который мы показали, – «Верная жена» (это, на мой взгляд, более саркастическая комедия, чем юмористическая), но там с первой реплики пошел смех. А одна женщина, сходив на первый спектакль, узнала, сколько у нас человек играет, и уже на втором всем подарила по букету роз. То же самое было сделано и на «Его донжуанском списке». По реакции публики было понятно, что от наших спектаклей зрители были в восторге. Кстати, потом некоторые из них нашли меня в социальных сетях и написали хорошие отзывы. Это приятно.
- Игорь Викторович, спасибо за беседу. Желаю Вам, чтобы восторженные отзывы были и после того, как состоится премьера «Женщина мечты».
Для справки
Игорь Викторович Голубев - заслуженный артист Российской Федерации . В 1992 году окончил Харьковский институт искусств им. И.П. Котляревского. Работал в театрах Тулы.
В Смоленском государственном драматическом театре им. А.С. Грибоедова – с 1994 года. За это время сыграл около ста ролей как классического, так и современного репертуара. В разное время награждался дипломами, премиями и призами.
В 2014 году удостоен почётного звания «Заслуженный артист Российской Федерации».
В качестве режиссёра поставил на малой сцене театра в 2017 году спектакль «Его донжуанский список» по пьесе В. Красногорова, в 2019 году на большой сцене – «Весы» по пьесе Е. Гришковца, «Женщина мечты» по пьесе О. Степновой
Фотографии из архива Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова
Ольга Курцева