От первого мгновенья до последнего…
«Мгновения весны Микаэла Таривердиева» – так называлась программа, которую представила смоленскому зрителю вдова композитора Вера Таривердиева. Воспоминания, откровения, открытия… И, конечно, музыка – она в этот вечер звучала в исполнении Камерного оркестра Смоленской филармонии под руководством заслуженного артиста России Михаила Аркадьева. В вокальных партиях солировала заслуженная артистка России Татьяна Куинджи…
Киноклассик
– Музыка Таривердиева звучит сегодня в разных ситуациях и разных жанрах, – заметила Вера Таривердиева на пресс-конференции, предварявшей выступление. – Хотя для многих он прежде всего композитор «Семнадцати мгновений весны» и «Иронии судьбы», его творческое наследие очень разнообразно: он автор более ста романсов, четырёх опер, балетов, симфоний, органной музыки.
– Я очень рада, что мы привезли сюда такую программу, – дополняет Татьяна Куинджи. – Она для всех. Потому что представляет Таривердиева и как классического композитора, и как популярного. Это очень здорово, поскольку те, кто знает только его киномузыку, будут очень удивлены и получат возможность услышать совершенно другого Таривердиева – академического, оперного.
Гости признались, что приехали в Смоленск по приглашению Михаила Аркадьева, с которым знакомы очень давно. Более того – активно поддерживают творческие проекты друг друга. Например, Аркадьев – постоянный участник программы «МузыКАНТЫ на острове Канта», приуроченной к Дню философии.
– Музыка Таривердиева – это огромный мир, – считает Михаил Александрович. – Но что можно говорить о музыке, которая с тобой постоянно с тех пор, как ты себя вообще помнишь?! Это одна из тех вещей, которые тебя формируют – твою эмоциональность, твои ощущения, твой мир. Причём в любом возрасте. К слову, эта программа заставила меня вспомнить совсем детские впечатления, когда я впервые услышал песню «Маленький принц» и даже ещё не знал, что это музыка Микаэла…
Музыка для голоса
В первом отделении концерта звучала моноопера «Ожидание», написанная Микаэлом Таривердиевым на стихи Роберта Рождественского.
– Это гениальное произведение, и я очень люблю его исполнять, – признаётся Татьяна Куинджи. – Его можно петь, меняясь с возрастом, – оно как бы вбирает в себя мои изменения. Это и актёрски очень интересно – с удовольствием играю на сцене, поскольку я всё-таки оперная певица и для меня важно не просто петь, но и играть. Моноопера «Ожидание» – мой спектакль, и он всегда разный – в зависимости от моего состояния, города, оркестра и других вещей. Это всегда ново, всегда интересно.
По словам Веры Таривердиевой, композитора на создание монооперы вдохновил «Человеческий голос» Франсиса Пуленка.
– Человеческий голос – это то, с чем Микаэл Таривердиев стал работать ещё в конце 50-х годов и нашёл себя, – поясняет Вера Гориславовна. – Я имею в виду вокальные циклы, в основе которых высокая поэзия: Марина Цветаева, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Владимир Маяковский – могу продолжать ещё долго. Он был первым композитором, который написал музыку на стихи средневековых японских поэтов.
– Вокальная музыка Таривердиева, безусловно, сложна – но не для восприятия, а для исполнения, – говорит Татьяна Куинджи. – Она максимально выразительна, в ней совершенно замечательно смешивается умение Таривердиева быть пронзительным с основами настоящей классической камерной музыки. И в этом он продолжатель Рахманинова, Римского-Корсакова и других наших великих композиторов, писавших камерную музыку.
Вокал и краски
Отдельно стоит сказать и о самой Татьяне Куинджи – заслуженной артистке России, солистке «Геликон-оперы», лауреате Российской национальной театральной премии «Золотая маска». Её, обладательницу лирико-колоратурного сопрано и безупречного исполнительского чутья, называют одной из самых интересных оперных певиц нашего времени.
Кстати, по признанию Татьяны, её мама-певица не хотела, чтобы дочь пела, – считала, что ей больше подойдёт профессия музыковеда. И институт имени Гнесиных будущая вокалистка окончила как музыковед и пианист, а потом пришла работать в небольшой музыкальный театр и там распела голос.
А ещё Татьяна – двоюродная праправнучка художника Архипа Куинджи. Узнав, что в Художественной галерее Смоленска экспонируется «Исаакиевский собор при луне», она воспользовалась возможностью увидеть это полотно работы своего знаменитого предка.
– По семейному преданию, которое мне рассказывал отец, Архип Иванович и его брат-ретушёр, мой прапрадед, поссорились и разошлись на всю жизнь, – поделилась Татьяна Куинджи. – Связано это якобы с тем, что художник бережно хранил секрет изготовления своих красок, которые обладали удивительным свечением, и заподозрил своего брата в том, что тот хочет его разгадать. Но уж не знаю, насколько всё соответствует истине…
– Таня – человек необыкновенный, – считает Вера Таривердиева. – Она небанальна уже тем, что может в первом отделении исполнить монооперу, а во втором – две песни из «Иронии судьбы», аккомпанируя себе за роялем…
Импровизации для экрана
Второе отделение программы – киномузыка Микаэла Таривердиева.
– Это сторона творчества Микаэла Леоновича хорошо знакома каждому – это предмет моей постоянной ностальгии, – говорит Татьяна Куинджи. – Я считаю, что Таривердиев был последним настоящим романтиком нашего кинематографа. Эта щемящая лиричность, откровенность высказывания, что-то очень личное – то, чего сейчас, увы, уже нет, потому что саундтреки стали сплошь агрессивными и динамичными.
– Киномузыка – это параллельный мир, в котором жил Таривердиев – создатель 132 саундтреков, – дополняет Вера Таривердиева. – И то, что рояль во втором отделении стоит по центру сцены, очень символично. Потому что все партии клавишных инструментов Микаэл Леонович исполнял сам. Он всегда сам участвовал в записи саундтреков не только как композитор, но и как исполнитель, что сидит за живым музыкальным инструментом. К тому же он был первым, кто сделал рояль и клавесин центральным звучанием кинематографа. И это не случайно, ведь Таривердиев – композитор интимный, умеющий своей музыкой говорить с людьми доверительно, один на один.
Впрочем, и в киномузыке, прозвучавшей во время концерта, не обошлось без сюрпризов и открытий. Одним из них стала прелюдия из фильма «Маленький школьный оркестр».
– Микаэл Леонович, работая в кино, часто импровизировал, что случалось прямо в студии, – рассказала Вера Таривердиева. – И эта прелюдия тоже была записана как импровизация – не сохранилось даже нот. Я случайно нашла плёнку с записью – у нас в разных углах шкафов иногда попадается что-то интересное. Мы её расшифровали, переведя на язык нот, и теперь она довольно часто звучит в наших программах…
Наш ответ Джеймсу Бонду
Однако для большинства россиян Микаэл Таривердиев – это прежде всего композитор «Семнадцати мгновений весны».
– Это фильм удивительный – с ним связано много историй, – замечает Вера Гориславовна. – Конечно, он и о том, что «Юстас – Алексу», но и о чём-то другом. И Таривердиев долго не давал согласия, пока не нашёл своей темы. Все знают песни из этого фильма, и я была уверена, что хорошо знаю всю музыку. Но когда мы перегоняли саундтрек для домашнего архива, то оказалось, что там четыре часа потрясающего симфонического полотна. И это фильм, который обязан своим успехом в том числе и в значительной степени драматургическому музыкальному решению.
Удивительно, что картину, любимую несколькими поколениями россиян, с удовольствием смотрят и иностранцы.
– Мы в сентябре прошлого года два дня подряд показывали «Семнадцать мгновений весны» в Лондоне – по шесть серий в день, – продолжает Вера Таривердиева. – Это было приурочено к выходу уже седьмого винила и компакт-диска с музыкой Таривердиева в американо-британском издательстве. Так вот британцы были совершенно сражены фильмом. И в «Гардиан» вышел материал с заголовком: «Русский ответ Джеймсу Бонду. Стал бы Путин президентом, если бы не любил этот фильм?!»
Фото: олимпийский-парк.рф, smolensk-filarmonia.ru
Ольга Суркова