Сергей Жилин: «Профессия должна пополняться выдающимися исполнителями»
Напомним, в Смоленске прошёл 13 международный конкурс исполнителей эстрадно-джазовой и классической музыки «Хрустальная лира». В нём приняли участие около сотни ребят из Смоленска и области, а также ещё из нескольких регионов России и соседней Беларуси.
Трудную задачу определять лучших в этом году решали трое: художественный руководитель и главный дирижёр Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского заслуженный деятель искусств АР Крым Игорь Каждан, солистка Большого театра, доцент кафедры сольного пения Московской консерватории заслуженная артиста РФ Лариса Рудакова и председатель жюри – пианист, дирижёр, композитор и педагог руководитель оркестра «Фонограф-Симфо-Джаз» заслуженный артист РФ Сергей Жилин.
Корреспонденту «Смоленской газеты» удалось побеседовать со знаменитым музыкантом Сергеем Жилиным и задать несколько вопросов о конкурсе.
- Сергей Сергеевич, конкурс «Хрустальная лира» вы оцениваете впервые?
- Да. Но у меня довольно богатый опыт проведения и конкурсов, и мастер-классов. У нас есть своя творческая студия «Фонограф». Там занимаются и взрослые и дети. И многие из них потом принимают участие в наших концертах с оркестром. Так что если здесь в Смоленске я увижу какого-то интересного юного исполнителя, то приглашу его к себе.
- Но вы об этом конкурсе что-то знаете?
- Только то, что в нём принимают участие ребята из Смоленской области и других регионов России и Белоруссии. Вокалисты и инструменталисты двух направлений: эстрадно-джазовая и классическая музыка. Надеюсь, что во время прослушивания всем будет интересно: и нам с коллегами и ребятам.
Вообще хочу заметить, что любой конкурс – это дело с одной стороны нужное, а с другой – неблагодарное и весьма субъективное. Нужное, потому что любому артисту и музыканту необходимо по жизни периодически проходить через подобные перипетии. А неблагодарное, потому что в его основе всегда субъективное мнение тех людей, которые поставлены – не хочу говорить «судить» - прослушивать. Любой член жюри может выразить лишь личное отношение к тому, что увидит и услышит и оно никогда не будет стопроцентно объективным.
Кроме того, все конкурсанты как правило нервничают, понимая, что должны преодолеть некий рубеж. И этот стресс порой сказывается на качестве исполнения. Но, с другой стороны, без подобных ситуаций музыканту вообще трудно состояться. Потому что таким образом человек может и представить себя и услышать других.
То, что в Смоленске проводится такое объёмное по своим масштабам мероприятие – это, конечно, здорово.
- Поскольку речь всё-таки идёт не просто о конкурсантах, а о детях, как по-вашему можно их тактично подготовить к тому, что результат может быть от ожидаемого?
- Надо постараться настроить их так, чтобы они поняли, что этот – конкурс – всего лишь очередной шаг, а не судьбоносное событие, от которого зависит их дальнейшая жизнь.
И тем, кто что-то выиграет, очень важно не расслабляться и не пребывать в эйфории. Напротив – если ты стал обладателем каких-то достижений, то очередной твой шаг должен быть ещё более значимым. Так что всем победителям придётся заниматься ещё больше, чтобы в следующий раз не только подтвердить своё реноме, но и представить себя в более выгодном свете.
А тем, кто не станет лауреатом, в любом случае не стоит огорчаться. Отрицательный результат – тоже результат, и порой он даже более значим для дальнейшего развития. Стоит лишь проанализировать ситуацию и с учётом ошибок продолжить свой путь. И в следующий раз показать себя уже более подготовленным.
- А по каким критериям будут оцениваться выступления?
- На мой взгляд, тут важна общая картина выступления. Любой артист, независимо от того, большой он или начинающий, выходя на сцену, должен быть представлен в полном объёме - не только как музыкант или вокалист. То есть я за то, чтобы каждый номер был продуман от начала до конца: от первого появления перед зрителем до последнего поклона. Это очень важно.
И есть ещё один аспект. Я уже четвёртый год вместе с Ларисой Александровной Долиной принимаю экзамены в институте культуры, где она заведует кафедрой эстрадно-джазового вокала. И порой возникает ситуация, когда нам хочется пожалеть того или иного студента, который оказался не на высоте по разного рода причинам – в частности, и от волнения. В такие моменты нас возвращает к объективной оценке голос председателя комиссии народного артиста России Анатолия Ошеровича Кролла: «Давайте прежде всего пожалеем свою профессию!» И он прав: мы должны выпускать артистов и исполнителей подготовленными – тем более после магистратуры института культуры.
Поэтому здесь на конкурсе я буду стараться действовать так: с одной стороны – по-доброму относиться ко всем участникам, а с другой – не забывать о профессии, которая в первую очередь должна пополняться выдающимися исполнителями…
Для справки
Сергей Жилин – российский пианист, дирижёр, аранжировщик, композитор и педагог. Заслуженный артист Российской Федерации. Руководитель музыкальных коллективов, объединённых общим названием «Фонограф».
Первый сольный концерт «Фонографа» состоялся в 1995 году в Центральном доме кинематографистов. Он был записан телевидением и показан на Первом канале в цикле «Джаз по четвергам».
В 2005 году в истории «Фонографа» началась «телевизионная эра». Первой работой на телевидении стал проект «Хазанов против НТВ». Далее были «Танцы со звёздами», «Две звезды», «ДОстояние РЕспублики», «Голос», «Голос.Дети» и «Голос 60+».
Имя Сергея Жилина внесено в энциклопедию «Джаз. ХХ век».
Фото: Елена Белых
Ольга Суркова