Живопись на языке офорта
В Художественной галерее в Смоленске открылась выставка офортов «Голландия Рембрандта». В экспозиции представлена 41 работа, выполненная как самими авторами по собственным композициям, так и мастерами-гравёрами с живописных полотен художников, чьи имена ассоциируются с «золотым веком» голландского искусства. Среди них – Рембрандт ван Рейн, Франс Халс, Адриан ван Остаде, Ян Бот, Николас Берхем и другие. Большинство офортов выставлены впервые.
Внимание к деталям
Графику многие называют «искусством для гурманов». Тем более – чёрно-белую графику, где вместо палитры красок в распоряжении мастера лишь тончайшие нюансы света и тени.
– Графику надо рассматривать, – замечает председатель Смоленского отделения Союза художников России Валерий ГРАЩЕНКОВ. – Это не живопись, которая открывается зрителю легко и сразу. Здесь требуются напряжение, время и внимательность. Потому что чем дольше и детальнее изучать работу, тем больше можно найти в ней удивительных открытий, не уступающих по силе эмоционального воздействия огромным картинам знаменитых мастеров.
Понятно, что загадки скорее открываются зрителю подготовленному. Поэтому, приглашая смолян в некое виртуальное путешествие по Голландии XVII века, застывшей в чёрно-белых оттисках гравюр, снабдим наших читателей небольшим «путеводителем».
– Эта экспозиция составлена нами на основе виртуальной экскурсии, размещённой на сайте музея-заповедника, – поясняет сотрудник Художественной галереи Лидия МЕЛЬНИКОВА. – Тематически её можно разбить на три части: офорты голландских мастеров, гравюры с картин нидерландских художников и листы из альбома Антони Ватерлоо. Хочу отметить, что у нас в фондах большое количество графических листов. И работать с ними было очень интересно. Когда прикасаешься к той эпохе, чувствуешь себя другим человеком. И, конечно, это огромное удовольствие – проникнуть в тот мир, ощутить его атмосферу. И я рада, что теперь это удовольствие с нами может разделить и зритель…
Тайна улыбки
Центральное место в экспозиции занимает авторский офорт Рембрандта «Снятие с креста», который он сделал со своей одноимённой живописной картины практически сразу после её написания в 1633 году. Гравюра отличается от остальных и гораздо большими размерами.
Конечно, Рембрандт известен прежде всего как живописец. Однако и в технике офорта, освоив её самостоятельно, он тоже сумел достичь заметных высот мастерства.
– Именно гений Рембрандта вывел голландскую школу офорта на передовые рубежи мирового искусства, – утверждает Лидия Мельникова. – Собственно, до него и школы-то такой не было. А он сумел не только использовать многочисленные возможности офорта, но и обогатил эту технику новыми приёмами. Свои пространственные композиции художник строит с помощью тончайших светотеневых градаций, переводя евангельские сюжеты в мир обычных человеческих переживаний. Его искусство основано на правде жизни, и потому ему веришь.
Кроме того, в экспозиции представлены ещё шесть офортов с живописных полотен Рембрандта, пять из которых выполнены знаменитым немецким гравёром XIX века Вильямом Унгером.
– Это гравюры с популярных и очень важных для самого Рембрандта работ, – считает сотрудник Художественной галереи Татьяна ПАВЛОВА. – Например, портрет Саскии – одно из самых вдохновенных и очень личных его произведений. Первый вариант художник написал как раз накануне свадьбы с изображённой на нём моделью, вложив в него всю пылкость и страсть влюблённого мастера. Однако после смерти Саскии Рембрандт снова вернулся к этой работе, внеся в неё некоторые изменения, считающиеся символами бренности жизни. Например, перо на шляпе. Или веточка розмарина, с которой исчезли бутоны. Офорт был сделан именно с позднего варианта портрета, и все эти детали на нём можно рассмотреть.
Интересен и «Зимний пейзаж» Рембрандта. Живописный оригинал, с которого был сделан этот офорт, до сих пор вызывает искусствоведческие споры. Многие считают его не законченной картиной, а этюдом, хотя на работе есть и подпись автора, и дата её написания.
– Дело в том, что пейзаж написан широким свободным мазком – как будто на природе во время пленэра, – поясняет Татьяна Павлова. – Но техники «а-ля прима» в то время ещё не было, что делает такое предположение маловероятным, добавляя интереса к самой работе. К тому же, в отличие от большинства своих голландских коллег, любивших показывать катание на коньках и другие весёлые сцены, автор здесь изображает реально суровую зиму, когда жизнь вокруг как будто замирает.
Безусловно, особого внимания заслуживает и «Портрет Николаса Брейнинга». Амстердамский аристократ изображён на нём в свободной позе – диагональная композиция усиливает динамику, что было нехарактерно для XVII века, где традиционно использовалась более строгая схема.
– Обращает внимание и загадочная улыбка молодого человека, – замечает Татьяна Павлова. – В своё время даже шли споры, за чьей улыбкой скрывается большая тайна – Моны Лизы или Николаса Брейнинга.
В соавторстве с великими
Офорт – техника достаточно сложная. На металлическую пластину с помощью специальной иглы наносятся тончайшие линии, которые потом многократно травятся раствором азотной кислоты, чтобы добиться необходимого соотношения света и тени. И только от мастерства гравёра зависит, насколько выразительным и эмоциональным получится чёрно-белый оттиск с живописного оригинала. Поэтому не случайно, что фамилия гравёра всегда стоит в подписи рядом с фамилией автора композиции.
– Высокое мастерство художника-гравёра практически мгновенно превращает чёрно-белый мир офорта в настоящий многоцвет, – говорит Татьяна Павлова. – И совершенно не важно, работал ли мастер по собственной композиции или использовал в качестве первоисточника произведение другого автора. В связи с чем хочется заметить, что эта выставка позволяет зрителям через офорт познакомиться с одним из самых старых европейских собраний живописи, история которого насчитывает более пятисот лет, – Кассельской художественной галереей.
В экспозиции представлены гравюры, выполненные Вильямом Унгером по живописным оригиналам таких мастеров, как Франс Халс, Антонис ван Дейк, Питер Пауль Рубенс, Адриан ван Остаде, Мелхиор де Хондекутер, Ян Стен и других. И эти работы дают полное представление о многообразии творчества знаменитых нидерландских мастеров периода «золотого века», поскольку гравёр верно передаёт не только композицию полотен, но и манеру исполнения, характерную для каждого из живописцев.
– Много авторов, много имён, много работ, за которыми – интересные искусствоведческие открытия, – продолжает Татьяна Павлова. – Выставка позволяет рассматривать каждый офорт в деталях, изучать, узнавать и много удивляться. Но, наверное, в этом и состоит её главная цель.
Мастер пейзажа
Отдельная часть экспозиции – работы из альбома Антони Ватерлоо, блестящего мастера пейзажной гравюры. Основная тематика его небольших по размерам композиций – тихая деревенская жизнь, гористые местности, лесные мотивы, иногда с включением мифологических и религиозных сюжетов.
– Имя Антони Ватерлоо долгое время оставалось малоизвестным, – поясняет Лидия Мельникова. – Видимо, искусство гравюры он постигал самостоятельно. Но постиг и очень убедительно и достоверно смог передать непритязательную красоту голландских пейзажей. И эта убедительность вместе с простотой сюжета, собственно, и подкупает зрителя в его работах, отличающихся лёгкостью исполнения и тщательной проработкой мелких деталей.
Все офорты Ватерлоо выполнены им по собственным композициям. «Колодец», «Деревня с водяной мельницей», «Квадратная башня у воды», «Три рыбака с удочками на мостике»… Незамысловатые названия подчёркивают обыденность сюжетов, выделенных художником в череде ежедневно встречающихся сцен и картин.
– Ватерлоо и коллекционеров подкупил именно своей наивностью и непосредственностью, – продолжает Лидия Мельникова. – В XIX веке его гравюры стали собирать. Много их хранилось и в личных библиотеках дворянских семей. Причём это всё любовно перебиралось, рассматривалось, изучалось – ни в коем случае не пылилось. На некоторых работах есть даже владельческие пометки карандашом и дарственные надписи…
Экспертное мнение
Нина АГЕЕВА, заслуженный художник России:
– Выставка великолепная. Мастерство совершеннейшее, техника просто высочайшая. И надо рассматривать каждый лист – вне зависимости от того, Рембрандту он принадлежит или другому художнику. Ведь только представьте: один неправильный штришок в десятую долю миллиметра – и всё, поправить невозможно. Это мой полный восторг. И я хотела бы, чтобы зрители испытали такие же сильные чувства от этой выставки, от этих портретов и пейзажей, от мастерства художников и гравёров…
Вера САМАРИНА, заслуженный художник России:
– Сейчас появился такой красивый термин – «гений современности». Но только время может определить, кто из нас гений. И сейчас мы точно знаем, что Микеланджело – гений. Леонардо да Винчи, Рембрандт – гении. И графика последнего это только подтверждает. Поэтому у него столько последователей и целая национальная школа. Светотеневые отношения, пластика, даже материальность – всё есть в этих работах. Смотришь на портрет молодого человека в бархатном берете и понимаешь, что берет действительно бархатный…
Фото: Смоленский музей-заповедник
Ольга Суркова