Татьяна Беринг: «Любовь к чтению прививается в семье»
Автор популярных книг для детей – о том, как не потеряться в мире современной детской литературы, почему важно читать вместе с ребёнком и может ли книга стать компасом в жизни человека.
Недавно в Смоленске завершился юбилейный, десятый «Детский КиноМай». Традиционно благотворительная кинонеделя сопровождается множеством творческих мастер-классов, ярких встреч и новых знакомств. В этом году одной из участниц «КиноМая» стала популярная детская писательница и издатель, старший научный сотрудник Института мировой литература РАН, член Московской организации Союза писателей Татьяна Беринг.
Имя писательницы хорошо известно в мире современной детской литературы. Она – автор книг «По ту сторону водопада», «Волчонок и Снеговик», «Честное аборигеновское!», сборника «Сказки Московской земли» и другие. Кстати, Беринг – это псевдоним, взятый в честь знаменитого мореплавателя Витуса Беринга. Кроме того, Татьяна Владимировна – кандидат филологических наук, её диссертация посвящена теоретику мировой литературы Александру Веселовскому.
В Смоленске Татьяна Беринг провела для школьников несколько литературных квестов под названием «Кино и книга», а после этого любезно согласилась побеседовать с корреспондентом Smolgazeta.ru.
Рождение писателя
– Татьяна Владимировна, вы немалую часть своей жизни посвятили научным исследованиям. Как же вы пришли к тому, чтобы стать писательницей?
– Всё это было для меня непросто. Первое моё произведение, к примеру, до сих пор лежит в столе недописанное. Я долго глушила в себе писателя и не понимала, будет ли моё творчество кому-то нужно. Сопротивлялась лет десять, пока не поняла, что никуда от этого не могу уйти. Постоянно подмечала что-то, слышала внутри себя мысли, которые хотелось перенести на бумагу… И когда начала писать, получила неимоверное удовольствие от процесса. Первое произведение у меня, можно сказать, рождалось в муках. И когда оно появилось на свет, я поняла, что теперь мне никуда от этого не деться. Сейчас я несколько отошла от детской литературы и пишу монографию об Александре Веселовском, о его жизни и научном наследии. Теперь, когда во мне соединились учёный и писатель, я испытываю настоящий кайф. Потому что именно в такой двойной роли я чувствую себя гармонично.
– А почему решили писать именно для детей?
– Я всегда была далека от страстей, интриг, детективов – всего, что присуще взрослой популярной литературе. А детский мир мне близок. Мои дети тогда были маленькие, всё, что меня окружало, было связано с ними. И я решила попробовать написать что-то для малышей.
– Как вы создаёте свои книги? Что становится основой сюжетов?
– У меня есть произведения для читателей разных возрастов. Расскажу на конкретных примерах. Так, первую свою книгу для малышей «Волчонок и Снеговик» я создавала с мыслью о том, чтобы отвлечь ребёнка от планшета. Компьютерные игрушки и гаджеты – это, конечно, здорово, но мне захотелось сделать такую книгу, чтобы с ней тоже можно было играть – прочитать историю, вырезать, склеить. То есть и развитие, и развлечение.
Для ребят постарше есть книга «Честное аборигеновское!» – это цикл рассказов о современных школьниках. В неё вошли рассказы на основе подслушанных и подсмотренных мною жизненных сюжетов. Главные герои – трое друзей, мальчишки-третьеклассники.
Ещё одна книга, «Детки», навеяна переживаниями за молодых людей, которые в трагические моменты теряют голову и совершают непоправимые поступки. Этот сборник мы написали вместе с Любовью Романовой. В тот момент нас обеих потрясло количество самоубийств среди подростков. И хотелось выпустить книгу, которая помогла бы детям и взрослым вступить в диалог, начать слышать и понимать друг друга. А книга могла бы стать своеобразным мостиком, который напоминает родителям о том, что нельзя упускать своих детей, а детям – о том, что жизнь прекрасна и нужно за неё бороться.
Компас в мире литературы
– Я знаю, что вы не только сами пишете книги, но и создали настоящую энциклопедию детских писателей под названием «Живые лица». Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте...
– Это своеобразный навигатор по современной отечественной детской литературе. Он представляет собой библиографический справочник, куда вошли имена популярных российских детских писателей. Мне очень хотелось создать базу не только для профессионального пользования, но и для обычных людей, которые интересуются детской литературой. Поэтому в навигаторе не просто перечислены имена и факты, там содержатся автобиографии писателей, написанные ими самими, ответы на блиц-опросы – где-то шутливые, где-то серьёзные. Кроме того, каждый оставляет небольшой рассказ. Каталог размещён на интернет-портале www.zhivye-litsa.com и регулярно пополняется в электронном формате. Сейчас, например, жду анкеты от новых авторов, за что им низкий поклон.
Вместе с «Живыми лицами» мы регулярно участвуем в различных литературных фестивалях, встречаемся с читателями – словом, несём просветительскую миссию. В течение трёх лет посетили более 50 российских городов, бывали и в Смоленске. В сентябре в Пскове будет проходить литературный фестиваль, и мы продумываем программу заранее: планируем конкурс чтецов произведений современных поэтов, мастер-классы для ребят, которые сами пишут стихи, тематические мероприятия для студентов, курсы повышения квалификации для педагогов и библиотекарей. Стараемся охватить максимально широкую аудиторию – от школьников и их родителей до учителей и библиотекарей.
Мне кажется, это очень здорово и важно, когда мы, занимаясь продвижением чтения и детской литературы, сами горим этими идеями. Если каждый раз ты задаёшь себе вопрос: «Как люди будут жить без книг, без слова?», то не сомневаешься, для чего всё это нужно.
– Вы считаете, что любовь к чтению необходимо именно пропагандировать? Есть мнение, что те, кому это интересно, будут читать и без лишних напоминаний, а те, кто равнодушен к литературе, всё равно не возьмутся за книгу…
– Я думаю, здесь всё очень индивидуально. Тем не менее если вы знаете, что есть компас, то при необходимости всегда сможете им воспользоваться. Если же вы не знаете о его существовании, то шанс выйти в море и заблудиться у вас очень велик. Поэтому мне кажется, что детям нужно давать этот самый «компас», направление, в котором можно двигаться. Пусть в детстве книга будет не актуальна, но может наступить такой жизненный момент, когда она станет необходима.
Наблюдая за своими детьми, а у меня их трое, я заметила, что маленькими они много читали, потом в подростковом возрасте интерес к литературе шёл на спад – то не было времени, то желания. И вот сейчас я вижу, как мой старший сын, студент, снова не может жить без книги. Читает, смотрит экранизации, обсуждает со мной и друзьями. Сейчас он вошёл в такую фазу своей жизни, когда чтение развивает его кругозор, речь, общую культуру, духовность. Так что, на мой взгляд, закрыть двери в мир книг – значит лишить молодого человека важного жизненного ориентира.
Не гаджетом единым
– Часто можно слышать о том, что сегодняшние подростки постоянно сидят в интернете, играют в компьютерные игры и мало читают. Согласны ли вы с этим утверждением?
– Если у ребенка всё хорошо в семье, никакой гаджет его не испортит. Мне кажется, что родителям надо начинать воспитание с себя. Много раз наблюдала сцены, когда мамы зависают в телефонах, а дети не знают, куда себя деть. Вместо того чтобы почитать книгу или поговорить с малышом, женщины листают посты, смотрят фотографии. Теряют время, короче говоря. И детей в итоге.
Любовь к чтению можно привить в семье, причём очень легко: перед сном включите торшер, укройтесь пледом, возьмите книгу с картинками – и всё, это ваш волшебный мир, минуты счастья. Кстати, по моему личному наблюдению, в семьях, где существует ритуал семейного чтения (я, например, читаю детям с рождения, и это только кажется, что младенцы ничего не понимают), никогда не бывает проблем с подростками, я имею в виду синдром переходного возраста.
– Как родителям ориентироваться в мире современной детской литературы? Как понять, что из новинок стоит читать детям?
– Если родители интересуются детской книгой, можно собираться вместе с другими единомышленниками – например, на базе библиотеки. Такая форма работы в европейских странах существует десятилетиями, и хорошо бы, чтобы она развивалась и у нас. Тогда родители смогут объединяться, вместе читать, делиться опытом.
Ну и, конечно, сегодня много информации можно почерпнуть в интернете. Благодаря современным технологиям ориентироваться в мире современной детской книги стало гораздо проще, чем даже лет пять назад. Есть такие интернет-журналы, как «Папмамбук», «Переплёт», мой проект «Живые лица». Много информации можно найти на сайте Российской государственной детской библиотеки, в помощь родителям сервис «Библиогид». Словом, нужно включить голову и выбрать из множества информации то, что интересно именно вам.
– Вы уже не первый раз в Смоленске. Какое впечатление на вас произвели молодые люди, с которыми вам удалось пообщаться? Что бы вы посоветовали юным смолянам для расширения кругозора?
– Смоленские ребята, как и все современные дети, очень любознательные, открытые новой информации и новым знаниям. Они активно включаются в работу, искренне отвечают на вопросы, хотят думать и принимать решения. Это вселяет надежду на то, что в будущем у них будет всё хорошо, что они смогут сделать много прекрасного и созидательного для своего города. Отвечая на ваш последний вопрос, скажу так: дай бог, чтобы на жизненном пути им встретились хорошие наставники, интеллигентные и духовно развитые люди.
– Большое спасибо за беседу!
Фото: из архива героини
Юлия ШОРОХОВА