Выдающийся Илья Фрэз
Сегодня мы открываем серию публикаций, посвящённых Году российского кино. Мы постараемся привлечь ваше внимание к судьбам выдающихся деятелей отечественного кинематографа, чья жизнь была неразрывно связана со смоленской землёй. Они были людьми исключительного таланта, любви к своему делу, и сейчас самое время вспомнить о них...Уроженец Смоленской области снял фильмы, на которых выросло несколько поколений благодарных зрителей
Народных артистов СССР, родившихся на Смоленщине, можно сосчитать на пальцах. Вот эти славные имена: Марина Ладынина, Михаил Яншин, Людмила Касаткина, Юрий Никулин, Анатолий Папанов, Илья Фрэз.
В этом списке пять актёрских имён и лишь одно – режиссёрское. Об этом одном и поговорим…
Великий фильм с гениальной музыкой
«Я уплываю, и время несёт меня с края на край, с берега к берегу, с отмели к отмели…» – этими строчками были исписаны все девчоночьи дневники в 80-е. Это была одна из самых красивых, волшебных и изысканных песен, когда-либо написанных в нашей стране. Она остаётся такой и поныне.
Это – песня из кинофильма «Вам и не снилось» режиссёра Ильи Фрэза. Пронзительного, головокружительного фильма о первой любви. О настоящем чувстве, вызвавшем резкое неприятие окружающих (особенно отличились героини Лидии Федосеевой-Шукшиной и Татьяны Пельтцер). Через весь фильм проходит главная тема – божественно одарённый Алексей Рыбников сделал такие обработки, что слёзы наворачиваются…
«Вам и не снилось» – довольно старый фильм. Он был снят в далёком 1980 году. С тех пор, казалось бы, наш мир неузнаваемо изменился, расширился, опошлился, сделался более жестоким и циничным. Но если вы возьмёте большую телепрограмму – каналов на 70, то где-нибудь будут обязательно показывать «Вам и не снилось». Завтра – по другому каналу, послезавтра – на третьем… И так – неделя за неделей, год за годом. Потому что Илья Фрэз сумел очень глубоко заглянуть в души людей и рассказать историю любви на все времена.
Стоит отметить, что мастеру во время работы над фильмом был уже 71 год.
Смоленский след
Выдающийся отечественный кинорежиссёр Илья Абрамович Фрэз родился 20 августа (2 сентября) 1909 года в городе Рославле Смоленской губернии.
Его родители были далеки от искусства (отец служил в лесничестве, мать занималась домашним хозяйством), однако театральным увлечениям детей не препятствовали. Старший сын стал актёром ивритской театральной студии «Габима», дочь (ученица Айседоры Дункан) участвовала в представлениях, организуемых знаменитой танцовщицей.
Когда Илье исполнилось двенадцать лет, умерла мать, вскоре трагически погиб старший брат. Отец, обременённый семейными заботами, женился второй раз. К счастью, его вторая жена оказалась, по воспоминаниям Ильи Фрэза, добрейшей души человеком.
О детстве и отрочестве Ильи Фрэза известно очень мало.
В «Энциклопедии отечественного кино» под редакцией Любови Аркус утверждается, что Илья юношей «работал декоратором в Смоленском городском театре», а потом – «токарем, фрезеровщиком на заводах Ленинграда». Нет оснований не доверять уважаемому интернет-ресурсу, вот только закавыка одна: нет такого театра – «Смоленский городской», и нам не удалось найти в истории подобное название. Открытый у нас в 1919 году храм Мельпомены назывался «Смоленский государственный театр».
Если Илья Фрэз и работал в нашем драмтеатре, то совсем юным человеком и вряд ли продолжительное время. Сложно предположить, как сказалось на его судьбе это обстоятельство. Уже в 17 лет он пытается связать свою жизнь с важнейшим из искусств. По информации «Википедии», «в 1926 году Илья уехал в Москву поступать в Госкиношколу. Однако его не приняли, так как от поступающих требовалась почти цирковая подготовка».
Ленинградец, потом – москвич
Итак, Илья уезжает в Ленинград к дяде. Там он временно устраивается на завод.
В 1928 году молодой рабочий поступает в Ленинградский техникум сценических искусств (ныне – Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства). В 1932 году Илья Фрэз заканчивает киноотделение, а в 1935 году – режиссёрский факультет этого учебного заведения.
В 1931 году Илья Фрэз начинает работать на киностудии «Ленфильм» у Григория Козинцева и Леонида Трауберга. «Высшую школу обучения», как вспоминал Илья Абрамович, он прошёл, работая с ними над трилогией о Максиме (1934–1938 годы).
Осенью 1941 года киностудия, в том числе и Илья Фрэз, были эвакуированы из блокадного Ленинграда в Казахстан.
В 1943 году Илья Фрэз переходит работать на киностудию «Союздетфильм», (в 1948 году переименована в ЦКДЮФ имени М. Горького). Его первыми режиссёрскими работами стали фильмы «Слон и верёвочка» и «Первоклассница».
В 1948–1953 годах режиссёр работает на Киевской и Московской студиях научно-популярных фильмов.
С 1953 года он возвращается на Киностудию имени Горького, где снимает, как теперь сказали бы, культовую картину «Васёк Трубачёв и его товарищи», а затем и её продолжение. Илья Фрэз становится одним из ведущих советских режиссёров, снимающих фильмы о детях и подростках.
Полвека в кино
Фильмы Фрэза… Вполне возможно, далеко не все они пережили своё время. В смысле – не интересны современным детям или даже взрослым. Что поделаешь, кино – один из самых скоротечных видов искусства… Вот главные фильмы Ильи Абрамовича. Вчитайтесь в эти названия, вы наверняка смотрели эти картины:
«Зоя» (второй режиссёр), 1944
«Слон и верёвочка», 1945
«Первоклассница», 1948
«Васёк Трубачёв и его товарищи», 1955
«Отряд Трубачёва сражается», 1957
«Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва», 1959
«Рыжик», 1960
«Я купил папу», 1962
«Путешественник с багажом», 1965
«Я вас любил…», 1967
«Приключения жёлтого чемоданчика», 1970
«Чудак из пятого «Б», 1972
«Это мы не проходили», 1975
«Хомут для Маркиза», 1977
«Вам и не снилось», 1980
«Карантин», 1983
«Личное дело судьи Ивановой», 1985
С момента дебюта Фрэза в кино помощником режиссёра на «Юность Максима» (1934) до его последнего фильма – про судью Иванову (1985) прошло больше 50 лет.
Мастер скончался 22 июня 1994 года в Москве, похоронен на Кунцевском кладбище.
Судьба его картин
Надо сказать, они регулярно получали призы на зарубежных кинофестивалях. Какой нынешний режиссёр может похвастаться подобным?
Но начнём с главной отечественной награды – Государственной премии СССР. Её Фрэз удостоен в 1974 году за фильм «Чудак из пятого «Б».
Илья Абрамович – кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени.
Далее о наградах – обзорно.
Всесоюзный КФ в Ленинграде, 1968: первая премия за лучший фильм для детей и юношества – «Я вас любил…»
МКФ в Венеции фильмов для детей и юношества. 1971: серебряная медаль и почётный диплом жюри «Сильдак» за фильм «Приключения жёлтого чемоданчика».
МКФ в Тегеране, 1971: спец. диплом детского жюри за фильм «Приключения жёлтого чемоданчика».
Всесоюзный КФ в Алма-Ате, 1973: приз за лучший фильм для детей – «Чудак из пятого «Б».
МКФ фильмов для детей и юношества в Хихоне, Испания, 1973: приз детского жюри «Золотой лучник», приз жюри Ассоциации кинодраматургов и писателей Испании, премия жюри испанского Центра для детей и юношества – за фильм «Чудак из пятого «Б».
МКФ детских фильмов в Панаме, 1976: приз за лучший сценарий – фильм «Это мы не проходили» (Фрэз являлся соавтором сценария).
Всесоюзный КФ в Вильнюсе, 1981: второй приз за фильм для детей и юношества – «Вам и не снилось».
Лучший фильм 1981 года по опросу журнала «Советский экран» – фильм «Вам и не снилось».
МКФ комедий и сатирических фильмов в Габрово, Болгария, 1983: приз за режиссуру – «Карантин».
МКФ детского фильма в Авелино, Италия, 1984: гран-при «Золотое плато» фильму «Карантин»…
У нас нет возможности перечислить все награды, которых был удостоен мастер и его картины. Расскажем о ленте, которую он не снимал.
Незадавшийся юбилей
В 2009 году на телеканале «Культура» в цикле «Острова» был показан сильнейший фильм о том, насколько забыт выдающийся мастер в современной России. Там, в частности, были показаны и смоленские дети. Признающиеся в том, что они не смотрят детских фильмов и даже не знают об их существовании. Там попал в кадр наш совершенно убитый «Октябрь», где проходил творческий вечер, посвящённый 100-летию со дня рождения мастера. Акция проходила в рамках благотворительной недели «Детский КиноМай», однако была плохо подготовлена. По сути, она оказалась сорванной. Наша газета писала об этом провале: «Судя по реакции зрителей, мало кто из них понимал, о ком это идёт речь да и зачем они сюда пришли. Ребята шумно переговаривались, перекидывались цветными шарами, с хохотом их взрывали…» А ведь специально на встречу со смолянами тогда приехала Галина Щербакова – автор книг, по которым были сняты «Вам и не снилось» и «Карантин».
Создатели документального фильма тактично умолчали об организационных промахах, однако не поленились съездить в Рославль, на малую родину Ильи Абрамовича. Они ходили по центру города и опрашивали юношей и девушек, молодых мужчин и женщин, немолодых мужчин и женщин – полное, чудовищное незнание своего земляка!.. Как будто никто и никогда здесь не смотрел «Приключения жёлтого чемоданчика» в рубрике «В гостях у сказки» у Валентины Леонтьевой…
Фильм «Острова. Илья Фрэз» был снят всего лишь семь лет назад. Цель этой публикации – напомнить смолянам о нашем выдающемся земляке, который явно не заслужил забвения.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Илья Фрэз – о себе
«В 18 лет я твёрдо решил, что буду киноактёром. Друзья уверяли меня, что такой внешности, как у меня, нельзя дать пропасть. Я с ними не спорил… Кулешов и Эйзенштейн меня не приняли, я уехал в Ленинград и пошёл работать на завод фрезеровщиком. В ночную шёл на завод, а днём учился в театральном училище – там открыли киноотделение. Однажды наш мастер Григорий Козинцев сказал мне, что я для актёра слишком умён. Это он нарочно, чтобы не сказать: бездарен. А для режиссёра – в самый раз! Я ему поверил и стал режиссёром, о чём не жалею. Почему именно детским? Если честно, ни о чём таком я не мечтал, это произошло случайно».
«Сергей Юткевич уже в Москве уговорил меня поставить маленькую весёлую детскую картинку – «Слон и верёвочка» по сценарию Агнии Барто. «Совсем пустяк!» – говорил мне Юткевич. «Вы – безумец! – вскричал Козинцев. – Вы пропали!» Но тогда мы и сами не ведали, что творим. Козинцев был единственным, кто понял, что я пропал. По-видимому, он знал меня лучше, чем я сам. Он знал, что, вернувшись в детство, я никогда не смогу выбраться обратно – так там и застряну, что и произошло. Почему не смогу? Я знал одного человека, не альпиниста, который всю жизнь ходил в горы, подымался всё выше, выше… Всё стремился достичь своего пика. Ему говорили, что он болен, что сердце не выдержит, а он отвечал, что есть путешествия, из которых не возвращаются. Так, наверное, и я. Моё путешествие в детство затянулось, но, начав его, я уже не мог остановиться».
АРХИВ
О фильме «Вам и не снилось» и роли Лидии Федосеевой-Шукшиной
…О таких, как её героиня, говорят «квочка». Неслучайно в одном из дублей, не вошедших в фильм, она поступила точно в соответствии с этим определением. Вошла в кадр и... закудахтала. Шапочка на ней была из перьев… Шапочку ей оставили, кудахтанье убрали. Это было слишком впрямую.
Вера-Шукшина любила свою миссию квочки, гордилась ею, возводила в доблесть, которая когда-то потом – так она считала – будет сыном оценена и отблагодарена. «Ещё спасибо скажет!» – говорила она, и лицо её становилось одухотворённо-прекрасным от этой веры. Шукшина безоглядно играла безоглядность материнской любви…
Вера-Шукшина будет говорить счастливым голосом, что ложь – замечательный, можно сказать, лучший способ спасения сына. Ольга Николаевна – Соловей тусклым голосом ей ответит, что ложь – это плохо. Безнравственно. И обнаруживается безнадёжность поисков правды, безнадёжность жизни не во лжи, потому что упоительно здоров, могуч, всесилен будет в этой сцене конформизм и слаба, худосочна, бессильна жизнь по правде.
Шукшина играла социальную трагедию вскормленного и вскармливающего обманом человека как нормальность. Она так победно улыбалась, она была уверена в силе лжи, что делалось страшно.
И начинаешь понимать, что никакая Вера не рохля. Танк она, танк. Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт…
ЩЕРБАКОВА Г. // ФЕ ЛИ НИ (Федосеева Лидия Николаевна). М.: 1989.