"Только нужно грешну человеку покаянье"
Это строчка из канта – духовного стиха, положенного на музыку. Это не часть церковной службы, а народное творчество, только не хорошо нам известное фольклорное, а духовное, в чём русский человек испытывал неизменную потребность. Канты были покаянными, поминальными или посвящёнными святым угодникам Божиим и исполнялись чаще всего в дни Великого поста, который нынче для православных верующих начался около трёх недель назад.Покаянный стих, строка из которого вынесена в заголовок, был сочинён на Смоленщине в незапамятные времена, а положил его на музыку наш современник – талантливый музыкант Егор Стрельников. Как и его далёкие предшественники-странники, Егор путешествует по стране и выступает перед ценителями нашего духовного наследия.
Стараниями известной в кругах смоленской интеллигенции Анны Комаровской такой концерт состоялся в выставочном зале Дома художника. Необычность этого концерта в том, что Егор сочиняет и аранжирует музыку для гуслей, играя на которых, он исполняет старинные канты и былины. Примечательно, что гусли он изготавливает тоже сам.
Гусли (по-древнерусски "гусля" означает "струна") – один из древнейших музыкальных инструментов. Его прародителем является псалтирь – арфа древних иудеев, под звуки которой они возносили хвалебные песни Богу. Самый известный псалмопевец – это библейский царь Давид, которого в Древней Руси изображали не иначе как с гуслями в руках. Инструмент этот пользовался на Руси большой популярностью, так как по поверью звуки гуслей, как и колокольный звон, отпугивают нечистую силу.
Напевным речитативом под звонкие переливы струн (не зря гусли называли звончатыми) Егор Стрельников "сказывает" былину. За ней следуют канты, потом колыбельные, в репертуаре певца и композитора есть и казацкие песни. Звуки плывут, догоняя друг друга, плавно угасая и вновь наполняя пространство. Гусляр то плавно перебирает пальцами струны, то круговыми движениями извлекает из них мощные аккорды. Время от времени он смежает веки, словно погружаясь в эпоху былинных богатырей и святых праведников.
Особое очарование концерту придало участие в нём смоленской художницы-керамиста с музыкальным образованием Надежды Корольковой. Познакомившись на выставке православного искусства в Москве, оба музыканта несколько дней в Смоленске порепетировали и большую часть концерта пели дуэтом, причём свою партию Надежда вела прямо с листа. Это неакадемическое, доверительное исполнение привнесло в концерт трогательную проникновенность.
…За окном колёса мощных внедорожников месили снежную кашу, а в Доме художника звучали песнопения святой Руси.