Культура

Музыка Глинки – победная музыка!

3 марта 2010 года в 11:07
В мемориальном концерте, посвящённом памяти основоположника русской музыки и состоявшемся в областной филармонии, участвовали лауреаты Международного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки – солистка Большого театра России Светлана Белоконь (меццо-сопрано) и солист quot;Новой Оперыquot;, заслуженный артист Татарстана, народный артист Казахстана Нурлан Бекмухамбетов (тенор). Концертмейстер — лауреат международных конкурсов Анна Погодина. Вела концерт мастер художественного слова Полина Чуйко.

Давно ставшие доброй традицией концерты лауреатов конкурса вокалистов имени М.И. Глинки - всегда яркие события музыкальной жизни Смоленщины. Престижный конкурс, существующий с 1960 года, проводится раз в два года. В число его лауреатов входят такие звёзды оперной сцены, как Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков, Михаил Казаков, Альбина Шагимуратова. Их, а также целую плеяду других выдающихся вокалистов смоляне слушали неоднократно.
Представлением исполнителей открыла мемориальный вечер Полина Чуйко. Минутой молчания смоляне почтили память Ирины Архиповой, великой певицы, народной артистки СССР, с 1968 года постоянного председателя жюри конкурса имени М.И. Глинки. Ирина Константиновна не раз бывала на Смоленщине, дружила с основателем Смоленского русского народного оркестра Виктором Павловичем Дубровским и поддерживала творческие начинания этого замечательного коллектива.
В первом отделении были исполнены произведения Глинки, во втором прозвучала оперная и камерная музыка русских и зарубежных композиторов.
Солистка Большого театра России Светлана Белоконь покорила слушателей глубоким проникновением в переживания лирических героев вокальных произведений Глинки. В равной степени ей удались романсы quot;К нейquot; на стихи А. Мицкевича, quot;Я здесь, Инезильяquot; на стихи А. Пушкина, песня Ильинишны из музыки к трагедии Н. Кукольника quot;Князь Холмскийquot; и ария Вани из оперы quot;Иван Сусанинquot;. Каждая интонация в quot;Сегедильеquot; и quot;Хабанереquot; из оперы quot;Карменquot;
Ж. Бизе была полна живого смысла.
В опере quot;Руслан и Людмилаquot; М.И. Глинка в двух песнях возродил образ древнего легендарного певца Баяна. Одна из песен Баяна, своего рода посвящение памяти Пушкина, кончалась скорбным пророчеством о недол¬гой жизни молодого певца, но самая послед¬няя фраза провозглашала его бессмертие. Песня Баяна, романсы на стихи А.С. Пушкина quot;Я помню чудное мгновеньеquot;, quot;В крови горит огонь желаньяquot; в исполнении Нурлана Бекмухамбетова были приняты публикой с огромным энтузиазмом.
Итальянский вокальный педагог У. Мазетти утверждал: quot;Основа вокального искусства - петь, как разговаривать. Пение должно совершаться с такой же лёгкостью, как разговорная речьquot;. Именно таков стиль Нурлана Бекмухамбетова - зримая образность, воспаряюще чистые верха, полная свобода регистровых переходов, интонационная выразительность. Он легко передавал красоту мелодии, как бы озаряя своим солнечным вокалом всё, о чём пел, будь то quot;Рассветquot; Р. Леонкавалло или quot;Подъезжая под Ижорыquot; Г. Свиридова.
Тонко и выразительно вела партию фортепиано концертмейстер Анна Погодина. Слушатели не хотели отпускать со сцены полюбившихся исполнителей, вновь и вновь вызывая их на бис.
После концерта п ервые вопросы quot;СГquot; были адресованы Светлане Белоконь:
- Что значит для вас выступление в концерт¬ном зале, где в 1848 году смоляне чествовали своего великого земляка?
- Мне очень приятно сказать, что наше выступление в этом зале - большая честь и скромная дань благодарности конкурсу имени Глинки. Смоленск для нас – это святое место, а Глинка – это победа на конкурсе. Большую часть программы мы посвятили его произведениям. Для всех нас кончина Ирины Архиповой – огромная утрата. Она так много сделала для молодых вокалистов нашей страны и всего мира.
- Приедете в Смоленск ещё раз?
- С удовольствием. Приглашайте.
Наш разговор продолжает Нурлан Бекмухамбетов.
- Легко ли вы согласились участвовать в этом концерте?
- На приглашение приехать в Смоленск я всегда с огромным желанием откликаюсь. Мне здесь нравится петь: отличная акустика зала имени Глинки и замечательная публика. Залы Саратовской и Московской консерваторий, Смоленской филармонии – это alma mater, где я делал первые значительные шаги в творчестве. Впервые мне довелось приехать сюда в качестве лауреата конкурса им. Глинки в 2001 году, спустя несколько лет мы дали здесь концерт с Аней Самуил. Это мой третий приезд.
- Вы - заслуженный артист Татарстана, народный артист Казахстана, вам доводилось петь перед Путиным, Назарбаевым, Шаймиевым и Рахимовым…
- Наверное, этим не стоит кичиться, главное для артиста - достичь определённого мастерства в профессии.
- Вы из музыкальной семьи?
- Нет. Из всего рода я - единственный музыкант. Я сейчас ищу более древние семейные корни, возможно, там были певцы, ведь не может же голос просто с неба упасть на человека.
- Создается ощущение, что вы поёте с радостью…
- Я получаю наслаждение от пения. Мне кажется, это видно по всему: по лицу, по глазам...
- Спасибо за ваше искусство и за интервью!
И в XXI веке для смолян актуально крылатое выражение: quot;Кто истинно ценит музыку Глинки, тот ценит честь и славу Отчизныquot;. Жители Смоленщины вновь дали урок уважения памяти национального гения, который возвысил русскую музыку до уровня величайших достижений мировой культуры.
Смоленск событийный
\"Только нужно грешну человеку покаянье\"

Другие новости по теме


Новости партнеров