К нам пожаловал Боккаччо!
27 марта в Смоленском драматическом театре имени А.С. Грибоедова состоится премьера спектакля "Декамерон", в основу которого легло бессмертное произведение Джованни Боккаччо. На страницах небольших новелл, написанных знаменитым итальянцем на пике эпохи Возрождения, порой шуточных, порой философски грустных, мы видим жизнь. Видим именно такой, каковой она является, – живой, озорной, беззаботной. Это протест против смерти, страданий, нищеты, которых было предостаточно в средние века. Тысячи людей умирали если не от "чёрной смерти" - чумы, так от бесконечных войн между властолюбивыми феодалами, или страдали за слишком вольные, по мнению инквизиции, убеждения.А людям, как и во все времена, хотелось просто жить. Тем более молодым, красивым и влюблённым. Отвлекая читателя от занудной схоластики и строжайших норм морали того времени и возвращая его к почти античной вольности нравов, Джованни Боккаччо показывает ему, что даже в самые тяжёлые времена можно везде найти красоту и любовь к жизни.
Режиссёр спектакля – заслуженный артист России, главный режиссёр Московского областного драматического театра имени А.Н. Островского Валентин ВАРЕЦКИЙ. В беседе с ним удалось приоткрыть над постановкой завесу тайны.
- Валентин Сергеевич, расскажите о себе, своём режиссёрском пути. Какие из ваших постановок наиболее дороги вам?
- Я с отличием закончил ГИТИС. Работаю в театре Островского шесть лет, до этого десять лет работал главным режиссёром Московского областного драматического театра в Ногинске, где получил звание заслуженного артиста. Ранее работал в Белгородском академическом театре. Спектакли ставил в Омске, Новосибирске, Тамбове, Москве, а также в Белоруссии, где стал лауреатом международного конкурса "Славянские театральные встречи".
Но наиболее дорог тот спектакль, который ты ещё не поставил. Хочется сказать о том, что ты понимаешь, через пьесу: о мире и, конечно же, о своём месте в нём. Так же и с "Декамероном" - человек сейчас закручен в этом вихре жизни, в котором порой нет места ни любви, ни доброте. А ведь иногда так хочется посмотреть, как любили, как жили тогда, в средневековье, отвлечься от нашей житейской рутины. И мы через режиссуру, через актёров, через декорации и костюмы пытаемся отобразить то время, те нравы.
- Кто из режиссёров театра и кино является вашим любимым?
- Мне приходилось общаться со многими из известных людей. Из всех, с кем я работал, мне наиболее симпатичен Никита Михалков. У него всегда порядок, ум, культура, в нём самом и его творчестве очень много патриотизма, русского, но в то же время он режиссёр мирового уровня. С ним очень приятно работать.
- Имели ли вы сами опыт работы в кино?
- Нет, и логика тут простая: если не можешь что-то делать очень талантливо, то лучше вообще не браться. К сожалению, в нашем современном российском кино очень часто всё делается совершенно наоборот.
- Почему именно произведение Боккаччо? Это ваша личная инициатива или предложение театра?
- Должен сказать, что взялся за "Декамерон" не потому, что кто-то прямо вот не умеет или не берётся за это. Дело в том, что ещё в семидесятые годы я пробовал ставить его, делал кое-какие наброски, пробы. Отдельные новеллы были готовы. Это очень зрелищное произведение, поэтому для воплощения моего замысла я долго подбирал артистов. Здесь, в Смоленске, обнаружил целую группу очень талантливых актёров, которые как нельзя лучше могут отразить всю сильнейшую энергетику произведения. В спектакле заняты и ведущие мастера театра, и молодёжь, я очень доволен ими.
- Это классическая постановка или своя интерпретация? Насколько близок спектакль к оригиналу?
- Это стилизация. Что написал Боккаччо, то зритель и увидит на сцене. Я мог себе позволить переставить слова местами, но никакой "отсебятины", конечно же, нет. Касательно костюмов могу сказать, что театр – не музей. Они будут в достаточной мере отражать эпоху, но без маниакальной точности в воспроизведении каждой мельчайшей детали туалета. Из той эпохи мы берём ощущение времени, рыцарства, поединков, широты отношений, коварных интриг и т.д. Сегодняшняя жизнь по сравнению с той – мелочная и крайне приземлённая. Театр никогда ни с чем не борется, его задача – показать некую "сказку", совместить две совершенно разные эпохи, в одной из которых живём мы, а в другой жили герои пьесы.
- Как будет осуществляться переход от одной новеллы к другой? Например, в известном фильме Паоло Пазолини он был практически незаметен.
- Думаю, идеально, если эти переходы ощущались бы как "заметно-незаметные". То есть мы не скрываем от зрителя, что закончилась одна новелла, при этом – именно нерезко – начинается другая. Зритель помнит ещё, что было в предыдущей, а ему ненавязчиво так, мягко начинают рассказывать другую. В итоге получается единый спектакль, состоящий из разных отрывков, в каждом из которых есть что-то своё, неповторимое.
- Наших читателей обязательно заинтересует вопрос: первое ли это ваше посещение нашего города и первая ли это ваша постановка в Смоленске?
- Да, это первый мой визит в ваш замечательный город, и, знаете, он очень мне понравился. Здесь присутствует некий древний русский дух, не говоря уже о памятниках архитектуры и истории Смоленска. И, повторюсь, работать с коллективом смоленских актёров мне тоже очень нравится.
- Влюбчивый ли вы человек? Ваш идеал женщины?
- Безусловно, влюбчивый. А идеалом женщины для меня всегда была и остаётся моя мать.
- Для большинства смолян по-прежнему, несмотря на активное распространение Интернета, главным окном в мир является телевидение. Самый удачный и самый отвратительный, на ваш взгляд, телевизионный проект за последнее время?
- Самым отвратительным, оскорбляющим лучшие чувства любого нормального человека я считаю реалити-шоу "Дом-2". Зачем он вообще нужен – для меня остаётся загадкой. "Школа" же, как ни удивительно, мне понравилась. Интересна работа оператора, режиссура. Показано поколение, по сути предоставленное само себе. Ребята живут по своим жестоким законам, и это более или менее правдиво отражено в фильме.
Удачными я считаю многие проекты телеканала "Культура", благодаря которым человек действительно может приобщиться к хорошему искусству.
* * *
В создании "забавных историй для взрослых… и не только" также принимают участие художник-постановщик Николай Агафонов (см. эскиз декораций на фото) и балетмейстер Елена Егорова.
В этом ярком музыкальном спектакле заняты заслуженная артистка России Ирина Голованова, заслуженный артист России Сергей Тюмин, артисты Анатолий Бибекин, Ольга Фёдорова, Олег Кудрявцев, Андрей Шанин, Виктория Клевцова-Абакумова, Анастасия Клецова, Полина Силина, Светлана Бастенкова, Юлия Чещевик и Арсен Казарян.