Вера Козикова: тонкие линии смыслов и чувств
В КВЦ имени Тенишевых состоялась творческая встреча с художником Верой КОЗИКОВОЙ. Мероприятие было организовано в рамках проекта «Мечтай, твори и созидай», посвящённого 60-летию детской художественной школы имени М.К. Тенишевой в Смоленске…
Этапы большого пути
Встреча с художником – это всегда возможность прикоснуться к таинству творчества. Попытка понять, как эмоции и мысли одного человека, выплёскиваясь на холст или бумагу, находят отклик в душе другого…
Вера Козикова родилась в творческой семье. Отец, Анатолий Илларионович Козиков, был известным смоленским живописцем-пейзажистом. Мама, Людмила Михайловна Козикова, – искусствоведом.
– Папа – мой первый учитель в живописи. Он всегда был авторитетом для меня, и его мнение было мне очень важным. И когда я пытаюсь вспомнить, кем хотела быть в детстве, то других вариантов, кроме как художником, нет. Наверное, это было просто предопределено. Я всегда любила рисовать, ходить на пленэры. И учиться на худграфе. А поступив туда, каждый день была счастлива, когда, просыпаясь, понимала, что надо идти в институт.
Там, в институте, Вера Козикова, начала работать с акварелью, и до сих пор эта техника остаётся для неё любимой. Безусловно, здесь не обошлось без влияния отца, хотя он был живописцем и с акварелью работал редко. Впрочем, был ещё один художник, чьё творчество сыграло в этом решающую роль.
– Я хорошо помню большую выставку акварели Анатолия Илларионовича Попова в начале восьмидесятых. Именно там я увидела, насколько разной может быть эта техника. Поняла, что в ней можно экспериментировать. И тот ранний период моего увлечения акварелью – сплошные эксперименты.
После окончания Смоленского пединститута Вера Козикова пришла работать в детскую художественную школу имени М.К. Тенишевой. Что ознаменовало новый этап в её творческой деятельности, когда «одно золотое время плавно перетекло в другое».
– Я попала в совершенно удивительный мир творческих людей: Анатолий Илларионович Попов, Александра Никитична Русецкая, Владимир Николаевич Коробов… Мы дышали в унисон, восхищались творчеством друг друга, вместе выезжали на пленэры – в начале июня, когда заканчивались занятия в школе. Тогда у меня появилась ещё одна любимая техника – пастель. Она у меня достаточно декоративная, стилизованная. Но в ней та же моя любимая линия, которую я использую в акварели.
Ещё один этап в творчестве Веры Козиковой связан с появлением у неё собственной мастерской после вступления в Союз художников. Она смогла всерьёз заняться масляной живописью, о чём давно мечтала.
– В масле я работаю в основном мастихином. Очень интересная техника, когда получаются мазки, чем-то напоминающие эмалевую мозаику. Это был период работы над картинами. Для меня это такая сложносочинённая вещь, когда необходимо очень тщательно продумывать сюжет и композицию. И темы возникали самые неожиданные – причём природу такого вдохновения мне трудно объяснить.
К новому этапу творчества подтолкнула художника пандемия и вынужденная изоляция. Вера Козикова открыла для себя широкие возможности интернета для получения информации о жизни коллег не только в стране, но и в мире.
И снова акварель
– Сейчас настоящий акварельный бум. Много художников, и прежде всего самодеятельных, берутся за эту технику. Я стала смотреть в интернете работы акварелистов – заходила на странички своих «любимчиков» из Германии, Южной Америки. Не вдохновиться их творчеством было невозможно, и я опять вернулась к акварели. Только уже, наверное, на другом уровне. Делаю большие работы в мастерской – для меня это более комфортно, чем на природе.
– Тем более что акварель настолько капризна, что на улице результат зависит в том числе и от погоды…
– Да. Акварель на пленэре – это абсолютно экстремальные условия. Ты понимаешь, что тебе надо всё сделать максимум за полчаса – иначе краска засохнет. И ты настраиваешься и работаешь в некоем напряжении, заранее продумывая, что будешь делать, практически пошагово.
– Вера, работая в самых разных техниках, вы всё-таки к акварели испытываете особые чувства…
– Акварель – любимая. С неё у меня всё начиналось. Она принесла самые яркие впечатления в искусстве…
– А чем она вас так привлекает?
– Это довольно сложная техника. И она очень разная. Благодаря этой изменчивости в ней постоянно находишь что-то новое. Да, я в конце концов выработала свою манеру: по сырому, с чёрным контуром. Но, несмотря на это, акварель больше всего вдохновляет меня.
- Может быть, художники выбирают технику по своему характеру?
– Трудно сказать. Я стала заниматься акварелью, будучи совсем юной. И вернулась к ней сейчас, когда я совсем другая…
– Но ведь и акварели у вас очень разные, если сравнивать тогда и сейчас…
– Да. Тогда меня больше интересовал эксперимент как процесс. Я могла рисовать на обоях, потому что другого материала было просто не достать.
А сейчас мне нужна профессиональная бумага, и лучше хлопок, а не целлюлоза. Нужны первоклассные акварельные краски и суперкисточки – то, чего тогда я была лишена.
Хорошо помню свою первую поездку в Германию и как попала в художественный магазин. Я чуть в обморок не упала от того изобилия, которое там увидела. Оказывается, есть специальная бумага для акварели и для пастели! И сама пастель продаётся не примитивными наборами, как у нас, а можно самой выбирать любой тон. Сейчас этим уже никого не удивишь, а тогда у меня был просто шок.
В ожидании выставки
– Вера, я заметила, что очень часто педагоги художественных школ собственное творчество отодвигают на второй план. Но это совсем не ваш случай. Такая расстановка приоритетов не мешает работе в школе?
– Нет. Мне кажется, это такой взаимопроникающий процесс. Я свои творческие находки, эксперименты приношу в школу, делюсь с детьми. И постоянно нахожусь в таком творческом тонусе – ни дня не пропускаю, чтобы не показать детям что-то новое.
В общем, у меня всё это очень тесно связано. Но я действительно ощущаю себя прежде всего художником, а потом уже педагогом. Хотя понимаю, что в школе тоже есть свои плюсы. Особенно это касается того коллектива, в котором я начинала…
– Вы не балуете смолян своими персональными выставками. Почему?
– У меня был такой период в жизни, когда я делала очень много персональных выставок. Меня приглашали в какие-то банки, ещё куда-то. Наверное, это был какой-то молодой энтузиазм, ведь сделать персональную выставку довольно сложно. И затратно – прежде всего энергетически.
Конечно, персональные выставки нужны художнику – на них он раскрывается совсем по-другому. И для зрителя это всегда какие-то новые открытия.
– Да и для самого художника – возможность взглянуть на свои работы в ином ракурсе…
– Безусловно. Работая в мастерской, привыкаешь к определённому пространству. Тем более у меня там небольшое помещение. А на выставочных площадях, да ещё с соответствующим освещением, всё совсем по-другому смотрится.
Как говорила одна моя замечательная коллега, когда акварели вставляешь в стекло, вообще какая-то химия получается – всё начинает плавать.
– Так когда нам ждать вашу персональную выставку?
– Думаю, года через четыре – на мой очередной юбилей. Будем считать, что предыдущую круглую дату я отметила этой творческой встречей…
Справка «СГ»
Вера Козикова – живописец, график. Член Союза художников России.
Свой дар художника унаследовала от отца, известного живописца Анатолия Козикова, а культуру мышления – от матери, искусствоведа Людмилы Козиковой.
Успешно работает в многочисленных техниках и различных жанрах. С 1991 года преподаёт в детской художественной школе имени М.К. Тенишевой.
По мнению искусствоведов, работам Веры Козиковой свойственна тонкая цветовая гармония. Её произведения по-женски нежны и изящны, покоряют своей изысканностью и ощущением восторженности бытия. За кажущейся лёгкостью исполнения кроется виртуозное владение сложной техникой, которая достигается огромной работоспособностью и постоянной заряженностью на творчество.
Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU
Ольга Суркова