Андрей Аббасов: Мне есть что и с чем сравнивать
Артист Андрей Анатольевич Аббасов появился в Смоленском Камерном в конце лета 2017 года, в самый, пожалуй, экспериментальный, чтоб не сказать «лабораторный» период истории театра. На сцене творили молодые режиссёры: Александра Иванова, Илья Леонов, Андрей Шанин. Все они ещё учились и искали особые художественные средства для своих будущих театральных шедевров. Театр – это всегда эксперимент. Но здесь речь шла о поиске новых смыслов, средств выразительности, а главное – постановочных приёмов. Практически ни один спектакль тогдашнего репертуара Камерного, будь то «Битлз – значит любовь», «12 стульев», «Ночь перед Рождеством», «Счастливое событие», «Сюрприз для Королевы-Мамы», «Сны Родиона Романовича» или «Пушкин. Любовь. Чума» – трудно отнести к какому-либо определённому театральному жанру. Плюс к этому, как и во всяком театре, приходилось балансировать между высоким искусством и кассой.
Голова и Весёлый вдовец
Опытному актёру Аббасову, за плечами которого классическое образование, полученное на театральном факультете Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, прошедшему на протяжении восьми лет школу одного из старейших театров страны – Пензенского драматического театра, а также имевшему опыт работы в нескольких столичных театрах, это не было близко. Его педагог – Римма Ивановна Белякова, народная артистка России, ученица знаменитого мхатовца Александра Михайловича Карева, выпустившего в свое время таких мастеров отечественной сцены, как Олег Борисов, Виктор Коршунов, Леонид Броневой, воспитывала своих учеников в системе традиционных художественных ценностей. К слову, свою актёрскую карьеру Римма Белякова начинала в Смоленском драматическом театре (ныне Смоленский государственный академический драматический театр им. А.С. Грибоедова), откуда в 1968 году вместе с мужем – знаменитым смоленским артистом и режиссёром Георгием Петровичем Банниковым – и уехала в Саратов.
Одной из первых актёрских работ Андрея Аббасова в Камерном стала роль Головы в спектакле «Ночь перед Рождеством» Александры Ивановой по мотивам гоголевской повести. Уже по этой небольшой роли стало понятно, что в труппе появился артист, за плечами которого хорошая театральная школа. Ярко это проявилось и в комедии «Весёлый вдовец» по пьесе Саймона Мосса (перевод В.А. Вебера) в постановке Андрея Шанина, где Аббасов сыграл главного героя по имени Томас Меддисон, который в предвкушении наследства пускается в разгульную жизнь. Комедия пользовалась большой популярностью у зрителей и продержалась в репертуаре в течение пяти сезонов.
В 2019 году режиссёр Бари Салимов, однокурсник Александры Ивановой по Высшей школе сценических искусств Константина Райкина, приступил к постановке на сцене Смоленского Камерного театра пьесы М. Горького «Дачники». Спектакль был задуман как взгляд через сто лет на описанные в пьесе проблемы и характеры персонажей. Действие происходит на фоне Русско-Японской войны, вести с фронтов доносятся надписями-титрами на заднике сцены, но к героям это как будто не имеет никакого отношения. Но мы-то в XXI веке знаем, с чем пришлось столкнуться и что пришлось пережить героям горьковской пьесы – дачникам 1904 года, – кому удалось остаться в живых на протяжении первой половины прошлого столетия .
В «Дачниках» Аббасов играл одного из самых циничных персонажей пьесы – инженера Суслова. Как бы комментируя сцену-вставку, проникнутую близкой Горькому высокой миссии Человека (эту сцену в спектакле репетируют актёры любительского театра под руководством горничной Саши), Суслов мрачно констатирует: «Мы слишком наголодались и наволновались в юности, естественно, что в зрелом возрасте нам хочется много и вкусно есть, пить, хочется отдохнуть и вообще наградить себя с избытком за беспокойную, голодную жизнь юных дней».
Постижение души народа
Театральные сезоны 2021-2022 и в особенности – 2022-2023 годов для ведущего артиста Смоленского Камерного театра Андрея Аббасова наполнены значительными творческими событиями и заслуженным признанием. Начну с того, что летом 2021 года Андрей Анатольевич завершил своё режиссёрское образование – окончил курс повышения квалификации по театральной режиссуре в Высшей школе сценических искусств Константина Райкина.
Режиссурой Аббасов начал заниматься ещё во время работы актёром в Москве в Государственном музыкальном театре национального искусства под руководством народного артиста России Владимира Назарова.
С юными артистами организованной при Музыкальном театре национального искусства детской фольклорно-театральной студии «Еленка», которую они вели вместе с этномузыкологом Натальей Рогачёвой (нынешним музыкальным руководителем Смоленского Камерного театра), была поставлена духовная притча «Фросенька». Названа она так по имени сказительницы Ефросиньи Захаровны Максименковой из деревни Липовка Рославльского района Смоленской области, рассказы и песни которой были записаны в 2000-е годы во время фольклорных экспедиций Натальей Рогачёвой, в ту пору еще студенткой Петрозаводской консерватории им. А.К. Глазунова.
Ефросинья Захаровна и стала прототипом главной героини спектакля. Это была не просто деревенская старушка, знающая некоторое число песен и обрядов. Подобно талантливому художнику, она красочно описывала, обрисовывала в деталях неведомую нам эпоху. В рассказах Ефросиньи Захаровны содержится философии жизни: традиционные фольклорные представления, исконные смыслы, свойственные русскому народу, постулаты, которые с самого раннего возраста должны усвоить дети.
В 2014 году спектакль «Фросенька» был признан лучшим спектаклем на XI Международном фестивале любительских театров «Молодые – молодым». Диплом подписан председателем Союза театральных деятелей Российской Федерации А.А. Калягиным.
В том же 2014 году коллектив «Еленка» (режиссёр А.А. Аббасов, музыкальный руководитель Н.Н. Рогачёва) стал участником II Международного фестиваля традиционной музыки «Истоки» и был награждён «За вклад в сохранение и развитие традиционной народной культуры». А в 2015 году журнал «Театральная жизнь» в лице главного редактора О.И. Пивоварова удостоил фольклорно-театральную студию «Еленка» диплома I степени «За постижение души народа».
К большому сожалению, в 2015 году Музыкальный театр Владимира Назарова был реорганизован в форме присоединения к Московской академической филармонии и фольклорно-театральная студия «Еленка» Андрея Аббасова и Натальи Рогачёвой осталась без помещения.
«Колобок» и другие пьесы-сказки Смоленской области
Но материалы, разработанные на основе смоленского фольклора, собранного Натальей Николаевной во время музыкально-этнографических экспедиций на Смоленщине, остались. Как осталось и желание продолжить работу, начатую при Государственном музыкальном театре национального искусства.
В известной степени именно надежда продолжить работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры и привело Андрея Аббасова и Наталью Рогачёву в Смоленский Камерный театр. Руководство театра проявило понимание, и в 2019 году в Камерном при финансовой поддержке регионального отделения Союза театральных деятелей России была подготовлена книга «Колобок и другие пьесы-сказки Смоленской области», куда вошли записанные в своё время Натальей Рогачёвой в Рославльском и Шумячском районах сказки «Курочка Ряба», «Репка» и «Колобок». Поставленный Андреем Аббасовым «Колобок» в 2023 году стал призёром двух международных театральных фестивалей: «Поговорим о любви…» в Новошахтинске и «Волшебный фонарик» – в Санкт-Петербурге, где вообще был признан лучшим спектаклем фестиваля.
Не покидает уверенность, что со временем режиссёру удастся осуществить постановку и других фольклорных пьес, а также возродить в Смоленске опыт детской фольклорно-театральной студии.
Велюров и старик Барабаш
Что касается актёрских работ, следует признать, здесь Аббасову сопутствует исключительный успех. Его последние роли – это и Велюров в спектакле-концерте «А у нас во дворе…», и Уорнел Пёрселл в «Талантах и покойниках» режиссёра Станислава Назирова, это Лоренцо в «Чуме на оба ваши дома!..» Григория Горина в постановке заслуженного артиста России Игоря Голубева. Не говоря уже о самых недавних – вальяжном графе Альмавиве в спектакле главного режиссёра театра Петра Орлова «Безумный день Фигаро» по пьесе П. Бомарше и старике-ветеране ЦК КПСС Петре Лукиче Барабаше в спектакле «Особняк на Рублёвке» Ю.Полякова, поставленном в Смоленском Камерном народным артистом РСФСР Всеволодом Шиловским.
О своей роли в пьесе Полякова Андрей Аббасов вспоминает с особенным отношением. Премьера спектакля состоялась совсем недавно, в сентябре. Всё еще горячо.
– Андрей Анатольевич, Шиловский в Школе-студии МХАТ учился у того же педагога – Александра Михайловича Карева, что и Ваш мастер курса Римма Белякова. Насколько это помогло Вам в работе над образом старика Барабаша?
– Было ощущение, что я вновь очутился на школьной скамье. Всё, что говорил Шиловский, я понимал с полуслова. Со временем ведь что-то забывается… Для меня это очень полезная история. И потом мне вообще близка роль старого Барабаша. Это время я помню, причем помню с лучшей стороны. И октябрёнком я был, и пионером. И мне есть, с чем сравнивать. Небогато жили, но летали на самолётах… Не то, что в 90-е годы… И как было светло, наполнено смыслом!
Понятно, в Петре Лукиче есть и барственные черты, он принадлежал к партийной элите. Но есть и момент вины. Все, с чем он боролся, вернулось на круги своя.
Светлана Романенко