В гармонии звука и цвета
Культура

В гармонии звука и цвета

10 июня 2023 года в 18:02


Необычный проект, посвящённый юбилейному музыкальному фестивалю имени М.И. Глинки, получился у областной филармонии и регионального отделения Союза художников России. А его результат, выставку «Музыка – душа моя», можно увидеть сразу на трёх площадках: в филармонии, драмтеатре и КВЦ имени Тенишевых. И услышать, поскольку там представлены работы, которые благодаря современным технологиям буквально зазвучали…


Необычный пленэр


В течение четырёх месяцев художники практически ежедневно приходили в филармонию: общались с артистами, присутствовали на репетициях и концертах, искали интересные ракурсы для работы и индивидуальные темы для вдохновения.

Художники настолько изобретательны в своих желаниях, что можно только удивляться, – замечает заслуженный художник России Вера САМАРИНА. – Каких только пленэров у нас не было: и на заводе, и на базаре… В общем, куда нас ни пошлют, везде мы с радостью работаем. Теперь вот в филармонии. Этот пленэр самый продолжительный по времени, и за эти четыре месяца к нам здесь привыкли настолько, что воспринимали как своих. А ещё он примечателен тем, что художники друг друга практически не видели: каждый выбирал себе место индивидуально – кто на сцене, кто на антресолях, кто за кулисами…

Я благодарна художникам, которые с такой лёгкостью подхватили нашу, как мне казалось, безумную идею, – признаётся директор Смоленской филармонии Янина КАЗЁННОВА. – Получилась действительно интересная совместная работа. Собственно, от нас требовалось только одно: открыть свои двери. И тридцать художников буквально растворились в нашем пространстве. При этом они настолько органично вписались в наш коллектив, что сейчас мы без них уже скучаем.

За время работы на пленэре было сделано более сотни работ, 95 из которых были отобраны выставкомом для трёх экспозиций выставки «Музыка – душа моя». Каждая снабжена QR-кодом, дополняющим изображение звуком.

Эти работы звучат той музыкой, которую мы в них услышали, – продолжает Янина Казённова. – Прежде всего в исполнении коллективов Смоленской филармонии. Хочу заметить, что благодаря этому проекту зазвучала и наша знаменитая концертная люстра.

К слову, люстра звучит мелодией танца Феи Драже из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, но в очень оригинальном исполнении.

В разных пространствах


Это была, наверно, первая выставка, которая открывалась три раза. И в полной мере оценить масштабность проекта можно, пожалуй, только увидев все три экспозиции.

Были разные мнения о том, стоило ли делать эту выставку сразу на трёх площадках, – говорит Янина Казённова. – Но для себя я ответила на этот вопрос однозначным «да». То, что можно было увидеть на выставкоме и потом в трёх разных экспозиционных пространствах, воспринимается абсолютно по-разному. Работы заиграли новыми красками. Экспозиция в филармонии более воздушная – я даже заметила, что люди, подходя к работам, чаще всего не разговаривают друг с другом, поглощённые процессом созерцания. Выставка в драмтеатре сразу вытягивает твою осанку в струну, работы ощущаются весомее и глубже. А в КВЦ имени Тенишевых она стала пространством для общения, где каждому хочется поделиться друг с другом увиденным. То есть каждая площадка привнесла что-то своё, и мы смогли испытать совершенно разные эмоции.

Удивительное дело, но музыка во многих работах звучит и без всяких дополнительных устройств – просто авторы смогли запечатлеть её в красках. Возможно, кому-то в этом помогла уникальная возможность писать во время концерта на сцене среди музыкантов.

На сцене ты ощущаешь себя частью оркестра, участвуешь в процессе, – поясняет координатор проекта художник Алёна ДРОЗДОВА. – Я вообще не ожидала от себя, что смогу выйти на сцену во время концерта, когда зрители в зале, и буду что-то делать. Но всё получилось. И, на мой взгляд, этот пленэр был самым близким мне по духу.

Идеи для творчества


Хочется отметить, что Алёне Дроздовой удалось показать очень разноплановые работы. Безудержное веселье рождественских колядок и только что смолкшая последняя нота, маэстро Игорь Каждан вместе с оркестром на сцене и маэстро Виктор Дубровский уже после выступления.

Идея написать портрет Виктора Павловича Дубровского возникла у меня практически сразу, – признаётся Алёна Дроздова. – Мне доводилось бывать на его концертах, так как в оркестре играл друг нашей семьи. И когда я увидела фотографию Айвара Лиепиньша, где маэстро с букетом цветов сразу после выступления, немного усталый, на выдохе, то сразу поняла, как построю композицию. Я даже поначалу хотела сделать этот портрет чёрно-белым, как в оригинале, но букет продиктовал необходимость цвета.

А вот председатель регионального отделения Союза художников России Сергей БОГОМОЛОВ представил целую серию живописных и графических работ, основной темой которой стал пюпитр.

Мне кажется, что пюпитр для музыканта – то же, что мольберт для художника, – говорит Сергей Богомолов. – Музыкант ставит на него листок бумаги, исписанный какими-то закорючками. И вдруг из этих закорючек рождаются волшебные звуки, складывающиеся в мелодии, которым не одна сотня лет. Меня это поражает. А ещё я заметил, что всякий раз ансамбль пюпитров стоял по-разному. И звучал тоже по-разному. Меня это вдохновило настолько, что я сразу определился с темой.

Растянувшаяся на несколько дней череда открытий выставки «Музыка – душа моя» закончилась. Но работы ещё можно увидеть, приходя на концерты в филармонию или на спектакли в драмтеатр. Или специально на выставку в КВЦ имени Тенишевых.

Личное мнение


Татьяна ЕЛЕНЕВА, заместитель директора детской художественной школы имени М.К. Тенишевой:

Я потрясена этим проектом. И очень рада, что удалось в нём поучаствовать. Оказаться за кулисами, увидеть, как музыканты настраиваются, да ещё поработать с ними на сцене во время воскресного концерта – это было необычно и очень интересно.

Я поражаюсь людям, которые так виртуозно исполняют музыку. Они в ней просто живут, поэтому она получается у них с совершенно разным настроением. И эта выставка – замечательный сюрприз. Тем более что можно услышать музыку, которую подобрали к твоей работе.

Татьяна ФЕДОТОВА, руководитель ансамбля «Таусень»:

С нами работали разные художники: Вера Евгеньевна Самарина, Геннадий Васильевич Намеровский, Александр Анатольев, Алёна Дроздова, Лариса Шулика. Они приходили к нам на репетиции, на концерты, составляли какие-то композиции из наших костюмов и другой атрибутики. В итоге получились очень разноплановые работы.

Мне очень понравилась работа Алёны Дроздовой «Святки». Там лица не прописаны, но сразу понятно, что «Таусень»: душа ансамбля, атмосфера праздника, дух народных гуляний – всё отображено. И хотя мы колядовали днём, Алёна погрузила нас в вечерние сумерки, что добавило работе красок Рождества, – получилось очень здорово.


Игорь КАЖДАН, художественный руководитель и главный дирижёр Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского:

Проект получился очень интересным. Я от него просто в восторге. Если говорить музыкальными терминами, он начался в темпе анданте, потом пью моссо, пью моссо и грандиозо.

Мне тоже пришлось немного побыть моделью. И я узнаю себя в работах. Есть такие, где блестяще поймали жесты и мимику.

Очень понравилось наблюдать за работой Александра Зорина. Он первым пришёл к нам на концерт, сразу поставил мольберт и стал рисовать на огромных листах бумаги. У него особый стиль, своё видение.

Вообще, такие совместные проекты сближают. Поэтому хочется продолжения. Чтобы было постоянное взаимодействие всех цехов культуры.


Фото: Елена БЕЛЫХ, Вячеслав ФЛИМАНКОВ и Дмитрий ПРУДНИКОВ



Ольга Суркова

Юных смолян приглашают к участию в танцевальном флешмобе
Смоленская музыкальная школа № 3 обзавелась новыми инструментами и оборудованием