Природа и человек в контексте творчества
В Доме художника открылись сразу две персональные выставки. На первом этаже – пастель Владимира ПЕТЬКОВА, на втором – живопись Александра АНАТОЛЬЕВА. Формальным поводом для обеих стали юбилеи авторов…
Сложные задачи
Александр Анатольев работает в разных жанрах, но предпочтение отдаёт портрету. В экспозиции его выставки это хорошо просматривается. Здесь есть пейзажи, натюрморты, композиционные картины, но значительную часть занимают именно портреты.
– Когда чем-то серьёзно занимаешься, хочется взяться за работу потруднее, – говорит Александр Анатольев. – А в изобразительном искусстве самыми сложными жанрами считаются тематическая многофигурная композиция и портрет. К первой я, наверное, ещё не готов, а вот писать людей люблю.
Портрет действительно сложный жанр. И дело даже не в том, что человек на холсте должен быть узнаваем внешне. Куда важнее уловить его характер, эмоции, особенности мимики – чтобы работа получилась не застывшей маской, а живым образом.
– При общении с человеком я невольно замечаю что-то особенное, индивидуальное, интересное, – продолжает художник. – Или даже что-то неуловимое для других. Это и хочется ухватить, запомнить и передать. И когда кто-то мне позирует, я стараюсь находить яркие темы для общения, чтобы человек раскрылся, не скрывал эмоций. Тогда и портрет получается живым.
Как художник достигает этого технически, зрителю, наверное, не важно – у каждого свои профессиональные секреты. Главное, чтобы работа вызывала эмоции или побуждала задуматься, цепляла взгляд и долго не отпускала.
– Может быть, у меня пока ещё не всё получается, что хочешь, – признаётся Александр Анатольев. – Потому что в портретной живописи есть такие величины, уровня которых, наверное, и достичь невозможно. Для меня это Валентин Серов и Николай Фешин. Последнего, к сожалению, не все знают, но это высочайшего уровня мастер. Я пару лет назад специально ездил в Казань, на его родину, чтобы посмотреть его работы. Там в музее большая экспозиция и она произвела на меня невероятное впечатление.
Штрихи к портрету
О самом Александре Анатольеве многие пришедшие на открытие выставки говорили с восторгом и пиететом, отмечая «руку мастера» и «узнаваемость стиля». Много было сказано и о его умении создавать удивительно живые образы «через смелые композиционные решения и тончайшие цветовые нюансы».
– Я давно знал Александра как хорошего портретиста, а сегодня познакомился с его работами в таком большом объёме, – замечает народный художник России Вячеслав САМАРИН. – Для меня хороший рисунок – не аналог фотографии. В Москве есть художники, которые пишут портреты знаменитостей. Люди на них очень похожи, но при этом какие-то мёртвые – как покойники с открытыми глазами. Жуткое зрелище. А у Анатольева портреты замечательные, потому что люди на них живые. Более того – в них, говоря словами Высоцкого, «из-под кожи сочится душа». И это вызывает удивление и восхищение.
– Достаточно один раз увидеть работу Анатольева, и она остаётся в тебе навсегда, – дополняет скульптор Константин КУЛИКОВ. – И сегодня ко многим работам я подходил как к старым добрым товарищам: ещё раз посмотреть и насладиться. Тем, как он видит натуру, пишет, откровенно любуясь взглядом или поворотом головы. В Смоленске мало художников, кто работает в жанре портрета – это на самом деле сложно. Надо понять человека, чтобы передать его внутренний мир и внешнее сходство. Александру Анатольеву всё это удаётся.
В своих работах Анатольев придерживается традиций русской академической школы живописи. Порой это классический парадный портрет, иногда – словно выхваченная из контекста часть бытовой сценки.
В галерее созданных художником образов – как узнаваемые персоны, так и обычные люди всех возрастов. Но кого бы он ни изображал, это всегда делается с тонкой деликатностью и симпатией к натуре.
Выставка ретроспективная. В экспозиции представлены работы разных лет. Есть даже студенческий этюд, написанный автором в годы учёбы на худграфе Смоленского пединститута. Так что при желании пытливый зритель сможет увидеть творчество художника в развитии.
В пространстве радости
Владимир Петьков не балует любителей своего творчества персональными выставками, хотя в коллективных участвует всегда и охотно. Тем интереснее увидеть экспозицию на первом этаже Дома художника, где представлены пастельные работы последних нескольких лет.
– Моя предыдущая персональная выставка была двенадцать лет назад, – признаётся Владимир Петьков. – Всё-таки я в первую очередь преподаватель, а обучение студентов – большая нагрузка. К тому же мне кажется, что я ещё только пробиваю свою тропинку на дорогу искусства. Лучше я буду скромнее, чем переоценю свои возможности.
Впрочем, излишняя скромность не помешала художнику стать прекрасным мастером в технике пастели. В этом может убедиться любой, кто попадёт на выставку. Его пастель необычайно сочна и живописна. В ней много света. И не только солнечного, но и особого, что зарождается внутри работы, создавая вокруг неё пространство радости и красоты.
– Я хожу здесь и наслаждаюсь этой красотой, – заметила одна из посетительниц выставки. – Есть такое выражение – «ненасытность глаз», оно очень точно описывает мои ощущения. Мой любимый писатель Константин Паустовский сказал: дело художника – рождать радость. Наверное, и сама жизнь дана нам для того, чтобы создавать и преумножать радость, поскольку она – самая короткая дорога к счастью.
Природа в настроении
Пастель – удивительная техника. В ней прекрасно уживаются и живопись, и графика. С одной стороны – линии и штриховки, а с другой – большое разнообразие выразительных возможностей.
– Для многих художников пастель – скорее увлечение, дополнительная техника, – говорит народный художник России Геннадий НАМЕРОВСКИЙ. – А Петьков своей выставкой показал себя как яркий пастелист, мастерски использующий все возможности этой техники.
В пейзажах Владимира Петькова – не просто природа в разное время года. В них точно пойманное настроение со всеми тончайшими нюансами. Они живые настолько, что могут меняться в зависимости от освещения и выбранного ракурса. И это завораживает зрителя ощущением сопричастности к творчеству.
– Все работы сделаны на абразивной бумаге Белгородского завода, – поясняет Владимир Петьков. – Здесь всё в одно касание с минимумом слоёв. Так что это большое заблуждение, что наждачка требует больше пастели. Наоборот – её уходит гораздо меньше, чем при обычной бумаге, с которой всё скатывается.
Возможно, эта же наждачка усиливает природную бархатистость пастели, придавая работам дополнительный объём и многомерность. А может, такого эффекта художник добивается какими-то другими средствами. Однако его пейзажи реальны настолько, что ты ощущаешь себя внутри них, легко представляя продолжение за пределами рамок…
Интервью с Владимиром Петьковым читайте в одном из ближайших номеров «Смоленской газеты».
Личное мнение
Татьяна ЕЛЕНЕВА, художник, заместитель директора Детской художественной школы имени М.К. Тенишевой:
– Владимир Петьков – человек универсальный. Он не только замечательный художник, но и преподаёт в СмолГУ, организует пленэры и помогает нам проводить мероприятия для детей. Он всегда откликается на наши приглашения в жюри конкурсов и постоянно предлагает новые идеи для проектов, в которые можно вовлечь детей. А ведь юным художникам это очень важно – иметь возможность поработать рядом с профессионалами практически на равных.
Валерий ГРАЩЕНКОВ, скульптор, заслуженный художник России:
– Петькова в Смоленске знают все. На худграфе вообще всё вокруг него вращается, захватывая и другие факультеты. И эта популярность вполне заслужена. Он талантливый организатор, большой придумщик и энтузиаст. Его инициативность и предприимчивость дали начало очень многим проектам Союза художников.
Фото: Елена БЕЛЫХ и Виктор МИНЧЕНКО
Ольга Суркова