История в оживающих картинках
Историческая медиавыставка «Галантный век на Смоленщине» переехала из КВЦ имени Тенишевых в областную библиотеку имени А.Т. Твардовского. К сожалению, на новой площадке удалось разместить не все экспонаты. Однако основа экспозиции осталась прежней: фотокартины из жизни XVIII столетия, оживающие с помощью QR-кодов…
В медиаформате
Медиавыставка «Галантный век на Смоленщине» – проект Смоленского областного краеведческого общества, поддержанный Президентским фондом культурных инициатив. Его цель – популяризация исторического наследия XVIII столетия.
– Продолжая работать над популяризацией краеведческих знаний, мы решили попробовать новую форму, – говорит руководитель проекта Ирина ФЛИМАНКОВА. – Конечно, медиавыставка – не наше ноу-хау, в других регионах подобное уже было. Но для нашего города и тем более для райцентров, где мы планируем наш проект показать, это впервые.
Понятие «галантный век», изначально обозначающее вполне конкретный временной отрезок, приходящийся на правление Людовика XV, в названии этой выставки используется гораздо шире: здесь речь идёт уже обо всём XVIII столетии.
– Мне самой очень интересна эта тема, поскольку восемнадцатый век был единственным для Смоленска мирным – практически все войны обошли его стороной. И при этом было много событий и преобразований, оказавших непосредственное влияние на жизнь нашего города.
В эпизодах, представленных на выставке, её создатели попытались охватить разные аспекты: визиты в Смоленск царственных особ, триумф по случаю победы в сражении при деревне Лесной, галантные развлечения, архитектура и быт, в том числе и описанные в романе Фёдора фон Эттингера «Башня Веселуха».
– Во время работы над этим проектом многие разрозненные знания сложились у меня в совершенно определённую картину, позволившую более объёмно увидеть Смоленск восемнадцатого века. Надеюсь, тот же эффект будет и у посетителей выставки. Тем более что благодаря её интерактивности каждый становится не просто свидетелем, а активным участником исторических событий и, пусть и виртуально, может увидеть приезд в Смоленск Петра Великого и Екатерины Второй, побывать на балу, услышать строевые команды солдат и музыку восемнадцатого столетия…
Царский пир
Северная война – единственная в XVIII веке, что хоть краем, но коснулась смоленской земли. Этим событиям посвящён эпизод «Сражение при Раёвке 9 сентября и триумф после сражения при Лесной 8 октября 1708 года».
Победу в битве при деревне Лесной Пётр Первый называл «матерью Полтавской виктории». Он сам тогда возглавил русские войска, перехватившие корпус шведского генерала Адама Левенгаупта, чтобы не дать ему соединиться с основными силами Карла XII.
Бой у деревни Лесной в 180 верстах юго-западнее Смоленска длился больше шести часов. С наступлением ночи шведская армия ретировалась, оставив русским богатые трофеи. По случаю этой победы в Смоленске был устроен поистине царский пир.
8 октября русские войска во главе с Петром триумфально вошли в город через Молоховские ворота под колокольный звон всех церквей. Первыми шли сам царь с генералитетом, за ними – Преображенский и Семёновский гвардейские полки. Следом под конвоем драгун вели пленных шведов.
Знатные горожане встречали царя хлебом-солью. Впрочем, угощений хватило на всех: оставшиеся в городе солдаты ели, пили и гуляли двенадцать дней.
По дороге из цветов
С не меньшей помпой был обставлен и первый приезд в Смоленск Екатерины Второй в 1780 году. Это было как раз после её встречи в Могилёве с главой Священной Римской империи Иосифом Вторым. Оттуда монаршие особы собирались ехать в Москву и Санкт-Петербург – естественно, через Смоленск, где губернатор Николай Васильевич Репнин приготовил им пышный приём.
Он лично встречал высоких гостей у Триумфальных ворот на Краснинской дороге (территориально это в районе нынешнего «Гамаюна»). А с ним вместе – празднично одетые люди с флагами обеих империй и музыканты.
По всей дороге от Триумфальных до Молоховских ворот были выстроены по одну сторону купцы и мещане, а по другую – два смоленских гарнизонных полка в парадной форме. А дальше, до Соборного холма, вдоль Благовещенской улицы стояли женщины и девицы в праздничных национальных костюмах.
Въезд в город высочайших особ был ознаменован колокольным звоном и салютом из пушек с Королевского бастиона. Их вступление на Соборный холм сопровождали певчие в праздничных одеяниях. При этом дорога к собору была вся усеяна цветами.
Сплошной праздник
Одними из главных отличительных черт галантного века называют культ наслаждений как основной жизненный принцип, а также развитие изящных искусств, индустрии моды и развлечений. О том, как проводили свой досуг представители смоленской знати, – в эпизоде «Галантные развлечения».
Реформы Петра Первого коснулись практически всех сторон жизни общества. В том числе и индустрии развлечений. Именно он ввёл в обиход проведение ассамблей – прообраза настоящих балов.
Устраивал ли Пётр такие ассамблеи в Смоленске, доподлинно неизвестно. Но поскольку он сам бывал здесь довольно часто, порой задерживаясь и на пару недель, вполне возможно, что устраивал. А вот балы были точно. Причём не только в дворянском собрании и городских домах смоленской знати, но и в их родовых поместьях. Эти европейские развлечения вошли в быт верхушки русского общества уже при Екатерине Петровне.
В её же царствование получили распространение и пикники. Для их проведения выбиралось живописное место на природе. Гости устраивались на разостланных покрывалах и коврах, вкушали изысканные напитки и утончённые закуски, привезённые из Европы.
Традиционно участники пикника проводили время за досужими разговорами, флиртом и самыми разнообразными играми – от настольных до активных. Это могли быть карты, крокет или некое подобие бадминтона.
Иногда для развлечения гостей приглашались музыканты. Также могли быть устроены несложные танцы.
Отпечатки в камне
Конечно, из архитектурных сооружений XVIII столетия в Смоленске мало что осталось, но какие-то следы галантного века можно встретить на улицах города и сейчас.
Большинство сохранившихся с тех времён зданий – это монастыри и церкви. Самый яркий пример – архитектурный комплекс Соборного холма.
Концом XVIII века датируется и постройка двух обособленных двухэтажных зданий, которые позже будут дополнены центральным третьим, соединившим ансамбль в единое целое, и станет Дворянским собранием Смоленской губернии (сейчас это здание областной филармонии).
С конца XVIII века до наших дней сохранился и жилой дом на улице Реввоенсовета, 16, известный как «дом князя Каховского». В 1786–87 годах здесь собирались члены кружка «Смоленские вольнодумцы» – группа передовых дворян, преимущественно офицеров, недовольных политикой Павла I и мечтавших об ограничении самодержавия.
Устами очевидца
Впрочем, утраченный со временем облик Смоленска XVIII века ярко представлен в романе Фёдора фон Эттингера «Башня Веселуха».
Действие разворачивается в зиму 1783–84 годов, когда в город прибывает молодой офицер. Сюжет, закрученный в лучших традициях приключенческой литературы Вальтера Скотта, включает и романтическую линию, и исторические легенды о нечистой силе и фальшивомонетчиках местного злодея графа Змеявского, опутавшего весь город паутиной своих связей и интриг.
Для современников автора роман не стал бестселлером. Благодаря переизданиям 1992 и 2013 годов его оценили лишь потомки, для которых особую важность имеют подробные описания Смоленска и быта его жителей – тех самых очевидцев галантного века…
Ольга Суркова