Сложная простота декоративно-прикладного искусства
Год нематериального культурного наследия народов России, проходящий сейчас в нашей стране, активно отмечается на Смоленщине мероприятиями, которые заинтересуют самого разного зрителя – и молодого, и старого, и взыскательного, воспитанного на классике, и того, кто предпочитает, как говорится, что-то попроще…
Особенно активно привлекают смолян к основам народного творчества и культурного наследия специалисты библиотеки Смоленского государственного университета. Здесь уже прошла пользовавшаяся без преувеличения очень большим вниманием публики, причём, не только студенческой, но и со всего города и даже из области, выставка «Город мастеров» в библиотеке СмолГУ». Приурочена она была к Году народного искусства, и экспонаты подбирались соответствующей тематики – они или полностью аутентичные, или авторские, но в народном стиле, или изготовлены из натуральных материалов, издавна используемых в народном искусстве, быте (например, ткань, джутовый шпагат). На этой выставке были не только интереснейшие экскурсии, но и мастер-классы, где под руководством опытных мастеров из любительского объединения «Смоленская артель» при Доме культуры «Гнёздово» каждый мог попробовать себя в азах народных ремёсел.
Затем в библиотеке организовали небольшую, но воистину уникальную экспозицию из книг, посвящённых такому важнейшему объекту нематериального культурного наследия народов России, как хлеб, и обычаям, бытовым поверьям, с ним связанным.
А вот сейчас, на стыке весны и лета, под финал очередного учебного года настала пора новой экспозиции, рассказывающей о декоративно-прикладном творчестве студентов художественно-графического факультета Смоленского государственного университета.
Худграф как… отделение физмата
– Художественно-графический факультет СмолГУ, который принял первых студентов в далёком 1960 году, является настоящей кузницей творческих кадров Смоленщины. В те годы подготовке высококвалифицированных учителей рисования, черчения и труда было заинтересовано правительство страны, – рассказывает главный библиотекарь библиотеки СмолГУ Татьяна САМУСЁВА. – В разные города, словно ласточки, разлетелись специалисты – в Смоленск из Москвы прибыли В.В. Ельчанинов, В.А. Ласкин и Н.И. Агеева. В 1962 к ним присоединились супруги Ю.И. и Н.Г. Преображенские и В.Ф. и В.Е. Самарины, скульптор Л.А. Ельчанинова и другие. Одним из основателей факультета был известный скульптор, народный художник, профессор А.Г. Сергеев.
Мало кто сегодня об этом знает, но поначалу худграф был… отделением физико-математического факультета и только с 1963 стал самостоятельным. Постепенно на факультете формировались и реорганизовывались кафедры – первой из них была кафедра изобразительного искусства (1963 год), которая то делилась на две, то объединялась снова. Потом была создана кафедра черчения и труда, позднее преобразованная в кафедру черчения и декоративно-прикладного искусства. В 1999 году на художественно-графическом факультете организовали отделение дизайна, а его методическим центром стала кафедра дизайна, которую возглавил выпускник худграфа В.В. Горин. Подготовка дизайнеров шла по трём основным направлениям: «Дизайн среды», «Дизайн костюма» и «Графический дизайн».
Какими бы ни были перемены, изобразительное искусство и вкупе с ним декоративно-прикладное искусство – это тот костяк, на котором держится факультет и поныне. Без умения рисовать, без знаний в области истории искусства и декоративно-прикладного творчества не получится хороший специалист – дизайнер или архитектор.
В настоящее время на факультете действуют три кафедры: изобразительного искусства (возглавляет её А.В. Родионова), дизайна и декоративно-прикладного искусства (руководитель – Ю.А. Устименко), дизайна архитектурной среды и технической графики (зав. кафедрой – И.Г. Жахова). На факультете работают практикующие художники, дизайнеры, архитекторы, члены творческих Союзов России. Преподаватели и студенты постоянно участвуют в выставках различного уровня. Не обижают своим вниманием худграфовцы и библиотеку СмолГУ.
Как уже отмечалось, в честь Года культурного наследия народов России в библиотеке организована выставка «Декоративно-прикладное искусство. Обучение и творчество», на которой представлены учебные и творческие работы студентов разных лет обучения специальности «Педагогическое образование. Изобразительное искусство».
Декоративно-прикладное искусство – один из видов творческой деятельности, в котором мастера используют разные материалы и совершенно разные технологии. В этом заключается его уникальность и сложность. Как уже было сказано выше, каким бы видом художественного творчества ни занимался человек, он должен знать теоретические основы декоративно-прикладного искусства и владеть ремесленными навыками. Ведь давно замечено, что любое искусство основывается на вековых традициях предшествующих поколений, затем оно лишь трансформируется в соответствии с запросами времени.
Задача учителя изобразительного искусства – знать особенности ремёсел и видов декоративного искусства, условия их формирования и развития, видеть и узнавать традиционный и современный характер исполнения, владеть техническими приёмами выполнения отдельных видов декоративного искусства, уметь доступно донести информацию о декоративно-прикладном искусстве детям. Соответственно, задача художественно-графического факультета – подготовить нужным образом студентов к профессиональной деятельности. С ней успешно справлялись и справляются вузовские преподаватели декоративно-прикладного искусства: доценты Ольга Эрдман и Сергей Старых, кандидат педагогических наук, профессор Вера Дрягина, кандидат педагогических наук, доцент Любовь Бутунина, доцент Ирина Беляева.
От золотного шитья – до методических разработок
А на что способны студенты художественно-графического факультета, наглядно показывает выставка, организованная в стенах библиотеки СмолГУ.
– Эту выставку можно разделить на два блока: в первом представлены предметы традиционного народного искусства, во втором – современные, – продолжает свой рассказ главный библиотекарь библиотеки СмолГУ Татьяна Самусёва. – В экспозиции представлены работы из разных видов материалов: ткань, береста, солома, глина, дерево. Зрители смогут увидеть традиционные народные куклы, разные виды вышивок, глиняные и соломенные игрушки, резьбу по дереву и бересте, предметы, декорированные вышивкой, в том числе золотным шитьём (это техника ручной вышивки металлическими позолоченными (золотными) и серебряными нитями; ценность работы определяется тем, как на ней играет свет), роспись по ткани и предметы декоративного ткачества. Икона, представленная на выставке, достойна красного угла. Картины – вышитые и нарисованные по ткани – смогут украсить любой интерьер, а яркие подушки придадут дому или кафе в восточном стиле уют и красоту. Внимание девушек, уверены, привлекут сумочки с вышивкой, декоративные шкатулки, огромный веер и шарфики, изготовленные в технике батик. Деревянные вещи могут служить не только для декора. Плетёную лошадку не отказался бы иметь любой родитель маленького ребёнка.
А все вместе экспонаты этой выставки – свидетельство многогранности декоративно-прикладного творчества и умений студентов художественно-графического факультета СмолГУ. Отличное качество – разбираться в разных направлениях декоративно-прикладного искусства, ещё лучше – уметь творить своими руками. Студенты худграфа в этом преуспели и могут передать свои знания и умения другим – доказательством этому утверждению служат методические разработки, представленные на выставке. Только так декоративное искусство будет сохраняться, развиваться и совершенствоваться.
Уникальность – в разнообразии
– Нашу выставку мы назвали «Декоративно-прикладное искусство. Обучение и творчество». На ней представлен законченный цикл изучения одного из интересных и по-своему уникальных видов искусства студентами художественно-графического факультета СмолГУ, – рассказала член Союза дизайнеров России, кандидат педагогических наук, профессор кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства художественно-графического факультета Вера ДРЯГИНА. – Уникальность декоративно-прикладного искусства заключается в разнообразии используемых материалов для творчества (глина, стекло, текстиль, дерево, береста) – как традиционных, так и современных, и совершенно разных технологий, среди которых лепка, роспись, резьба, ткачество и другие. Ещё одна уникальная особенность − возможность заниматься декоративным искусством людям разных возрастов с разными способностями. Главное найти дело по душе.
Цель выставки – показать красоту, разнообразие и многогранность декоративного искусства, его традиционный и современный характер. На выставке представлены учебные и творческие работы студентов художественно-графического факультета направления подготовки «Педагогическое образование. Изобразительное искусство», то есть будущих преподавателей изобразительного искусства.
Знакомство с декоративным искусством студенты начинают с первого курса, изучая и осваивая традиционные колористические и композиционные приёмы и тонкости народного искусства и народных промыслов, приобретая навыки работы в материале. Далее на втором, третьем и четвёртом курсах от традиционного декоративного искусства переходят к современному декоративному искусству, знакомятся с его разнообразием, основами композиции, работой в разных материалах и техниках. Вышивка, гобелен, авторская кукла, батик – направления декоративного искусства (учебные дисциплины), которые осваивают студенты старших курсов и выполняют собственные творческие работы.
На выставке представлена лишь небольшая часть творческих работ студентов первого–пятого курсов худграфа нашего университета.
– А заканчивается обучение декоративно-прикладному искусству разработкой авторской методики, собственного видения обучения декоративно-прикладному искусству детей и взрослых. Так, студенты старших курсов разрабатывают творческие тетради для детей по декоративно-прикладному искусству, методические пособия для учителей, презентации, видео-уроки и другие учебно-методические продукты, которые представлены на выставке, – отметила Вера Дрягина.
Вышивка, батик, гобелен
– Настоящее искусство живёт вечно. Это подтверждается и историей вышивки, которая зародилась в глубокой древности, и является актуальной в ХХI столетии, – развила мысли своей коллеги кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства художественно-графического факультета СмолГУ Любовь БУТУНИНА. – Сегодня работы многих современных дизайнеров свидетельствуют о том, что художественная вышивка никогда не выходила из моды. Модные вещи с вышивкой можно увидеть не только в интерьере, но и в создании коллекций от-кутюр.
На художественно-графическом факультете студенты направления подготовки «Педагогическое образование. Изобразительное искусство» изучают различные виды вышивки, которые в дальнейшем могут использовать в одежде, аксессуарах и для оформления интерьера.
На выставке представлены учебные и курсовые работы студентов с применением различных техник вышивки. Здесь мы видим применение элементов золотного шитья в аксессуарах, реконструкцию русских народных рушников и много других красивых работ с вышивкой.
Познают студенты художественно-графического факультета Смоленского государственного университета и такой необычный вид декоративно-прикладного искусства, как батик.
Это ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. Как свидетельствует всезнающая «Википедия», 2 октября 2009 года батик внесён в список ЮНЕСКО шедевров устного и духовного наследия человечества. На ткань – шёлк, хлопок, шерсть, синтетику – наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав на основе парафина, бензина, на водной основе – в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).
– Учебная дисциплина «Методика обучения батику» изучается у нас на пятом курсе, десятом семестре. В рамках часов, которые отводятся учебным планом, студенты осваивают узелковое крашение ткани, горячий и холодный батик. Работа над освоением техники начинается с выполнения упражнений, – рассказывает доцент кафедры дизайна архитектурной среды, художественно-графического факультета СмолГУ Ирина БЕЛЯЕВА. – В узелковой технике студенты учатся создавать узоры методом сложения и перевязывания ткани (такой метод называется «бандана»), методом прошивания («тритик») и придумывают свой собственный (авторский) узор. Завершается эта тема выполнением авторского изделия. Это может быть платок, шарф, футболка и так далее.
Рисунок на ткани получают с помощью резервирующего состава, который пропитывает ткань, и она в этом месте не окрашивается. Если резерв наносится в горячем виде (например, воск или парафин), батик называют горячим, если в холодном состоянии (в состав входит несколько компонентов, не позволяющих веществу застывать и оставаться в жидком состоянии) – холодным.
Упражнения, направленные на знакомство с красителями и их «поведением» на ткани без применения резерва, позволяют привыкнуть и научиться работать новыми материалами. Такая техника называется «свободная роспись». Здесь же студенты знакомятся с эффектом соли и эффектом мочевины (карбомидом). Далее студенты осваивают приёмы работы с резервом и способом нанесения его на ткань. Студентам предоставляется возможность получить изображение с видимым и скрытым контуром.
Авторскую работу предваряет копия художника-батикиста, выполненная в холодном батике.
Горячий батик может быть простым (в одно перекрытие воском) и сложным (несколько перекрытий). В горячем батике можно использовать набрызг воска, создавать сеточку (кракле), напоминающую кракелюры на старинных картинах.
Закрепляются навыки при выполнении копии профессионального художника. Авторская работа – это панно с цветочной композицией, пейзажем, роспись шарфа или платка, зонтика или подушки и т.д.
Осваивают наши студенты и технику гобелена. На занятиях они знакомятся с тканым и нетканым гобеленом.
– Гобеленом называют подвесную или обивочную плотную декоративную ткань с сюжетными, пейзажными или орнаментальными композициями. Как правило, они создаются вручную. Это слово произошло от французского gobelin – по фамилии основателей известной мануфактуры Жана и Филибера Гобеленов, – продолжила рассказ Ирина Беляева. – Навивной гобелен – это пример нетканого гобелена. Разрабатывается изображение, которое расчерчивают на полоски. Такого же размера нарезают полоски из плотного картона. По эскизу подбирается цвет нитей. Нити плотно навиваются на картон, таким способом создается изображение. Затем полоски наклеивают на плотную основу и оформляют в раму.
Для создания тканого гобелена подготавливают раму с гвоздиками, на которые натягивают нити основы. Нити утка оплетают нити основы, создавая различные фактуры. Гобелен может быть гладким или ворсовым.
Сначала студенты выполняют упражнения, учатся различным видам переплетений – египетский узел, полотняное, саржевое или сумаховое переплетения, турецкий узел, свободная штриховка и так далее.
Очень важно для разработки авторского гобелена знать, какой изобразительный эффект имеет то или иное переплетение. После разработки картона изделия в натуральную величину студенты приступают непосредственно к выполнению гобелена.
«Бытовое искусство» как душевная традиция
Словом, на выставке «Декоративно-прикладное искусство. Обучение и творчество», представленной в зале библиотеки Смоленского государственного университета в рамках Года нематериального культурного наследия народов России, наглядно можно убедиться, что декоративно-прикладное искусство, являющееся неотъемлемой частью этого наследия, – это и искусство, и наука, и традиции, и, конечно же, истинное творчество, вдохновение.
Потому что даже само название этого раздела изобразительного искусства происходит от латинского слова decoro, что значит – «украшаю». И выставка, любовно, с душой подготовленная преподавателями, студентами и библиотекарями СмолГУ, убеждает даже самого отъявленного скептика, что декоративно-прикладное искусство – это такой раздел изобразительного искусства, который включает в себя очень многие виды творческой деятельности при создании художественных изделий.
Говорят, что в произведениях декоративно-прикладного искусства функция эстетического наслаждения уходит на второй план и уступает место практическому назначению итогового продукта творчества в повседневности. Но данная экспозиция всё-таки, мне кажется, свидетельствует об обратном: на художественно-графическом факультете Смоленского государственного университета преподаватели и студенты очень органично сочетают, совмещают утилитарное и эстетическое начало предметов своего творчества, учатся при формировании окружающей бытовой среды наполнять её удобством, красотой и гармонией. И потому не случайно, а очень продуманно и закономерно само название экспозиции студенческих работ – «Декоративно-прикладное искусство. Обучение и творчество».
Декоративно-прикладное искусство иногда ещё называют «бытовым искусством». Действительно, оно существует и сопровождает человечество на протяжении всего его существования. Человек с древнейших времён украшал своё жилище и предметы, которыми пользовался. И нынче эти традиции не уходят на второй план, а возрождаются. А потому, мне кажется, что название очередной выставки в библиотеке СмолГУ, приуроченной к Году нематериального культурного наследия народов России, – «Декоративно-прикладное искусство. Обучение и творчество» – можно трактовать ещё и как серьёзную заявку на продолжение традиций этого «бытового искусства» на Смоленщине, преемственность мастерства и опыта от старших мастеров-профессионалов к молодому поколению. И не просто преемственность, но и воспитание у молодого поколения интереса к декоративно-прикладному искусству, желания познавать традиции предков и в теории, и на практике.
Эта выставка убедительно доказывает, что многие виды декоративно-прикладного искусства не просто живут на Смоленщине, но живут именно в непрерывном развитии, количественном и качественном пополнении. Неожиданные шедевры, которыми наполнена эта экспозиция-отчёт о работе студентов и преподавателей худграфа СмолГУ, – убедительное тому подтверждение.
Так что, найдите время и сходите полюбоваться на выставку «Декоративно-прикладное искусство. Обучение и творчество» в библиотеке СмолГУ. Поверьте, что не пожалеете.
Выставка «Декоративно-прикладное искусство. Обучение и творчество» начала работу в середине мая 2022 и продолжит свою работу, предположительно, до начала нового учебного года в университете и ждёт своих посетителей на 3-м этаже библиотеки СмолГУ.
Фото: библиотека СмолГУ
Игорь Красновский