Митрополит Исидор: «Идите по нравственному пути, и Бог обязательно постучит в двери вашего сердца!»
Церковь и общество

Митрополит Исидор: «Идите по нравственному пути, и Бог обязательно постучит в двери вашего сердца!»

20 ноября 2019 года в 09:01
272

Эта беседа с митрополитом Смоленским и Дорогобужским ИСИДОРОМ состоялась в день, когда в Смоленске проходил V социально-экономический форум «Территория развития» имени Ивана Ефимовича Клименко и накануне традиционных Рождественских образовательных чтений, которые нынче будут посвящены теме «Великая Победа: наследие и наследники». А потому мы и говорили с Владыкой о прошлом и настоящем, о великом наследии наших предков и о том, как им распоряжаются их наследники. То есть – все мы…

Значимая тема

– Владыка, почему в этом году традиционные Рождественские чтения будут посвящены теме «Великая Победа: наследие и наследники»?

– Тема Великой Победы, юбилей которой мы будем отмечать в грядущем, 2020 году, безусловно, является одной из самых значимых как для российского общества в целом, так и для Русской Православной Церкви. И потому совершенно очевидно, что Международные Рождественские образовательные чтения, которые будут проходить в Москве, будут также посвящены этой теме.

Мы, заранее зная анонсированную общецерковную тему Рождественских чтений, считаем своим долгом здесь, в Смоленской области, обсудить её на нашем, региональном уровне. А затем уже с нашими мыслями и наработками по этой теме выйдем на общецерковный уровень, где намерены активно участвовать в дискуссиях, слушать важные доклады, а самое главное – участвовать в общецерковных мероприятиях, посвящённых празднованию 75-летнего юбилея Великой Победы.

Ведь Победа в Великой Отечественной войне – это победа всего народа. В том числе – и того народа, который всегда себя считал и считает верующим, церковным.

Нам всем известно, какую важную миссию Русская Православная Церковь несла в годы Великой Отечественной войны. Поэтому и осмысление той Великой Победы, участниками которой стали наши прадеды и деды, для Русской Православной Церкви, и, в частности, для Смоленской епархии, является чрезвычайно актуальным.

Многие из участников той Великой Победы были верующими людьми. И по сей день ветераны Великой Отечественной войны являют нам пример беззаветного служения Отечеству, любви к людям, верности православным традициям. Ярким примером такого человека является наш замечательный ветеран Великой Отечественной войны, почётный гражданин города Вязьмы Иван Васильевич Соколов, который, несмотря на свои 99 лет, являет собой пример активного прихожанина. Безусловно, нас всех – духовенство и мирян – воодушевляют такие замечательные люди! В честь них мы должны отмечать эти знаковые для Отечества нашего события, осмыслять их и стараться передать молодому поколению верующих людей и всех жителей нашего региона тот наказ, который они – эти немощные сегодня физически, но по-прежнему сильные духом люди – стараются передать подрастающему поколению. Их наказ – любить Отечество, любить Церковь, ответственно относиться к жизни, к самому себе, к семье, к малой родине и, в конечном счёте, – к великой Родине в целом. Церковь считает для себя необходимым поддерживать таких людей и вместе с ними старается ответственно передать будущим поколениям их голос, усиляя его тем Божьим благословением, которым Святая Церковь владеет благодаря своему Главе, коим является сам Господь наш Иисус Христос.

Призыв митрополита Сергия

– Вы сказали о духовной стороне вопроса. А насколько тема «Великая Отечественная война и Русская Православная Церковь» важна сегодня с исторической точки зрения?

– Считаю её чрезвычайно актуальной, поскольку Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны вместе с народом разделяла все его тяготы и беды. Более того, Русская Православная Церковь в первые же часы вероломного вражеского нашествия на нашу страну чётко определила свою патриотическую позицию и призвала весь народ стать на защиту Отечества.

В первый день войны, 22 июня 1941 года, глава Русской Православной Церкви – Патриарший местоблюститель Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) обратился к пастырям и верующим со своим посланием, разосланным в тот же день по всем приходам. В нём он благословил всех православных на защиту священных границ нашей Родины.

Позвольте напомнить нашим уважаемым читателям текст этого потрясающего по своей духовной силе исторического документа:

«Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви. В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснётся нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству.

Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своём долге перед Родиной и верой и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, учёным, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства. Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче, разбивших наголову Соловья Разбойника.

Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг.

Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради Родины. Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда Отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорчённого не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится ещё и лукавыми соображениями насчёт возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена Родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путём самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за Родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу Родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что Родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей.

Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу».

Это воззвание в больших количествах отправлялось в партизанские отряды, в виде листовок сбрасывалось с самолётов над территорией, оккупированной врагом. Верующие в больших количествах переписывали его от руки и распространяли по приходам оккупированных областей…

Этот потрясающий по своей духовной силе документ – очень важный показатель того, как Церковь относится к защите нашего Отечества. Ибо она являлась и является хранительницей не только церковных, но и национальных ценностей, национального предания, подлинной истории Отечества.

Говорить правду!

– Владыка, не секрет, что сегодня есть немало сил, пытающихся переписать историю Великой Отечественной войны и тем самым вбить клин в единство нашего общества, его поколений. Что необходимо предпринять, чтобы тема войны объединяла, а не разделяла?

– Мне представляется, что главное в усилиях, которые работали бы на консолидацию, состоит в том, что мы должны говорить правду. Правду о нашей отечественной истории. Правду о тех героических поступках, которые совершал наш народ в лице каждого человека и на передовой, и в тылу. Правду должно говорить и о предателях интересов государства и общества. Мне как церковному историку представляется, что в силу обстоятельств эта правда не может быть сейчас полностью открыта, но к этому, безусловно, надо стремиться.

– Почему полная правда не может пока быть открыта?

– Это был очень сложный исторический период. В документах той эпохи могут быть самые неожиданные вещи, к которым наше общество пока не готово. Для того чтобы общество было готово к полной исторической правде, нужно, во-первых, чтобы оно крепко любило своё Отечество. Во-вторых, нужно, чтобы в обществе были внутренние установки любить человека таким, какой он есть, прощая ему его согрешения, но, конечно, строго относясь к тем поступкам, которые идут вразрез с интересами Отечества. Это – безусловно! Если позволите так выразиться, у общества в отношении оценок прошлого должна быть внутренняя интеллигентность, для того чтобы слышать правду, иметь способность её «переварить», а после этого, проанализировав, выработать конкретные шаги по тому, как же относиться к тем или иным явлениям, людям, организациям, интересам. Поэтому общество нужно подготовить к определённой исторической правде.

Но во многом со стороны государства, со стороны научного сообщества уже в наше время максимально открывается эта историческая правда. Причём в официальных источниках. И тот, кто её хочет почерпнуть, имеет эту возможность.

Подвиг Церкви и её народа

– Это касается и объективной оценки роли Русской Православной Церкви в годы войны?

– Безусловно, ведь это была поистине великая роль! В годы Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь, несмотря на многолетние довоенные репрессии и подозрительное отношение к себе со стороны государства, словом и делом помогала своему народу, внеся весомый вклад в общее дело победы над грозным врагом.

Это был настоящий подвиг Церкви, подвиг всего православного народа! Любовь к Родине и её защита от врагов всегда была заветом всех православных христиан. Поэтому верующие особенно горячо отнеслись к призыву о помощи на нужды фронта.

За годы войны в фонд обороны страны верующими было направлено 300 миллионов рублей. На эти деньги были построены и переданы в действующую армию сорок танков «Т-34» танковой колонны «Димитрий Донской», а также истребительная эскадрилья «Александр Невский». Если учесть, что к началу Великой Отечественной войны Православная Церковь в СССР была почти разгромлена, это можно назвать поистине чудом!

Немало священников воевало и на фронте, и в партизанских отрядах в тылу врага, проявляя мужество и героизм.

А уж сколько бабушек вязали носки и отправляли их на фронт в посылках как частные лица! Кто это измерит?

Верующие православные люди и на фронте, и в тылу, в блокадном Ленинграде делились с теми, кто рядом, буквально последним куском хлеба…

Чрезвычайно важно нам всем понимать, какие великие люди жили в ту эпоху, в которую нашу страну застала Отечественная война 1941–1945 годов! Чрезвычайно важно нам всем понимать и то, что если бы эти люди не были духовно крепкими, внутренне содержательными, не сломавшимися под гнётом атеистической пропаганды, если бы в них не был сохранён православной традицией стержень мужества, любви к ближним, к окружающим людям, жертвенности, то наша страна не смогла бы выстоять. И слава Богу, что в нашем регионе, в нашем городе Смоленске ещё живы свидетели войны, которые для нас являют пример того, как надо любить Отечество, как надо относиться к людям. Многие из них являются глубоко верующими людьми, это очень приятно. Дай Бог им всем здоровья!

Наследие и наследники

– Наследие Победы и наследники. Насколько наследники готовы перенять это великое наследие?

– Мне трудно с моей субъективной точки зрения давать оценку поколению наследников, к которому отношусь и я. Убеждён, что характеристики, которые мы должны давать нашему поколению, очень хорошо отражаются в тех героических подвигах, которые совершают наши современники. И более того – люди молодого поколения. Вспомним Героя России, выпускника Смоленской военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооружённых сил Российской Федерации старшего лейтенанта Александра Прохоренко, который вступил в бой с террористами и, не желая сдаваться в плен, вызвал удар на себя…

Примеров наших современников, наследников Великой Победы, у которых в шкале их ценностей занимают высшее место понятия долга, чести, ответственности перед присягой, которую они дали, вступая на путь служения Отечеству, – немало…

– А если говорить о шкале ценностей современного общества в целом?

– Некоторые тенденции настораживают. Особенно наблюдаемые в информационном потоке, который нам предлагают СМИ, и некоторые культурные явления, которые благодаря этому бывают заметны для общества.

Но мы должны понимать, что часто заметно именно то, что не является самым лучшим. И бывает так, что незаметно, очень скромно, не рекламируя себя, существует явление либо лицо, которое содержательно по сути, но не имеет способности для пиара, для того, чтобы выпячивать себя.

Вот этого – содержательного, как мне представляется, в нашей общественной жизни всё-таки, к счастью, много. И право говорить так мне даёт то, какие люди приходят в наши храмы. Ещё совсем недавно, каких-то пять – десять лет назад, большинство верующих в наших храмах были люди очень старшего поколения. Глубоко верующие люди, прошедшие через годы гонений советского периода. Сегодня они, к сожалению, в большинстве своём ушли из жизни. Им на смену пришло молодое поколение верующих церковных людей. Это молодые парни и девушки, это мамы и папы вместе с детьми, стремящиеся к духовной жизни. Стремящиеся к тому, чтобы их дети выросли нравственно чистыми, духовно окрепшими и способными любить Отечество, свою семью, окружающих людей. Я вижу этот интерес к Церкви у молодого поколения, в том числе – и в нашем регионе. Вижу, как много людей искренне интересуются темами духовных и исторических традиций Отечества, связи поколений. Это очень хорошие тенденции.

В меру сил и возможностей мы стараемся поддерживать эти тенденции в молодёжной среде. На это направлены те проекты, которые в текущем году реализовала Смоленская епархия: это и поддержанный Фондом президентских грантов проект «Жемчужное ожерелье Святой Руси», и совместный со Смоленским госуниверситетом и администрацией Смоленской области проект по проведению профильной культурно-православной смены «Феникс». И многое другое, что у нас реализуется не только на уровне епархии, но и на приходах.

Молодые прихожане, семьи, студенты, школьники, участвующие в наших проектах, – это чрезвычайно социально активные, неравнодушные люди. Они и являются тем авангардом общества, теми будущими лидерами, которым предстоит, сохраняя традиции отечественной духовности, вести нашу страну, наш регион в будущее. Именно они – будущее нашей страны!

Мне трудно себе представить настоящего современного лидера, который не понимает, что такое духовность, который не имеет внутренней нравственной шкалы. Горе такому лидеру, он ни на что не способен!

Как стать верующим?

– Владыка, позвольте, а как же тогда неверующие молодые люди?

– Никоим образом не стигматизирую иную часть общества – неверующих людей. Но они, я убеждён, имеют обязательную, всегда открытую для них возможность стать верующими!

Меня молодёжь часто спрашивает, как стать верующим человеком. Я отвечаю: нет никаких препятствий, чтобы любому человеку стать верующим. Это легко. Просто изберите нравственный путь в жизни! Когда человек себя являет нравственным по отношению к окружающим людям, обязательно Бог такому человеку постучится в двери его сердца. Обязательно! Не было ни одного случая, чтобы человек был нравственным, но Господь не открылся такому человеку как личности. Таких случаев нет!

«Жемчужное ожерелье Святой Руси»

– Владыка, вы упомянули о проекте «Жемчужное ожерелье Святой Руси». Он вызвал очень большой интерес у смоленских студентов и их сверстников из соседних регионов России и Республики Беларусь. Расскажите, пожалуйста, о нём подробнее…

– Разработка и реализация международного проекта по развитию молодёжного культурно-познавательного туризма «Жемчужное ожерелье Святой Руси» стала принципиально новым направлением работы Смоленской епархии. Это масштабная инициатива, которая наряду с решением задач по развитию молодёжного туризма направлена на содействие сохранению единого культурного пространства России и Беларуси,

Наши страны, объединённые общностью исторической судьбы, многовековыми духовными и культурными скрепами, сегодня сталкиваются с многочисленными попытками разделения, попытками фальсификации истории. В этой связи особенно важным является расширение российско-белорусского молодёжного сотрудничества, поскольку именно молодые люди, находящиеся в процессе формирования собственной национальной идентичности, гражданской позиции, нуждаются в объективных знаниях об истории и культуре своей страны, её корнях, о том едином цивилизационном пространстве, в которое входит их Родина.

И мы считаем, что преодоление разобщённости молодёжи России и Беларуси, создание реальных возможностей для пересечения в российско-белорусском историко-культурном пространстве, содействие развитию сферы молодёжного туризма – это важнейшая задача, решить которую можно лишь во взаимодействии российских и белорусских вузов, государственных и общественных организаций, епархий Русской и Белорусской Православных Церквей.

Проект Смоленской епархии «Жемчужное ожерелье Святой Руси» направлен на развитие сотрудничества епархий Русской Православной Церкви, Белорусской Православной Церкви, образовательных организаций высшего профессионального образования приграничных регионов Российской Федерации и Республики Беларусь в сфере популяризации духовного и историко-культурного наследия путём развития одного из ведущих направлений туристического кластера – молодёжного туризма. Наша инициатива была поддержана Фондом президентских грантов – проект вошёл в число победителей второго конкурса 2018 года.

– Каковы цели проекта?

– Цели нашего проекта – это развитие международного молодёжного сотрудничества в сфере культурно-познавательного туризма как инструмента сохранения единого культурного пространства России и Беларуси, а также содействие формированию в общественном сознании молодых граждан приграничных регионов Российской Федерации и Республики Беларусь общности русской и белорусской культур как двух ветвей единого исторически сложившегося духовного и культурного начала.

Задача, которую мы ставили перед собой, – рассказать молодым людям на их языке о святынях, историко-культурных объектах, особенностях путешествий по российским и белорусским городам, дать возможность посмотреть на города, исторически составлявшие западные границы Древней Руси, глазами их сверстников.

– Чем конкретно занимались в рамках проекта студенты и представители епархии?

– В течение года мы работали над созданием международного молодёжного туристического маршрута «Жемчужное ожерелье Святой Руси» по шести регионам России и Беларуси. В октябре 2019 года этот маршрут был апробирован командой проекта в рамках пилотного тура. Кроме апробации маршрута в каждом из городов участники команды проекта провели презентации, участниками которых стали почти 600 человек. Это студенты и преподаватели вузов, представители епархий, работники учреждений культуры, туроператоры.

– Наверняка такая работа потребовала и немалого числа партнёров?

– Разумеется, что силами одной, пусть и крупной, организации реализовать подобный проект невозможно. Поскольку задача по сохранению единого культурного пространства России и Беларуси, развитию международного молодёжного сотрудничества является общей для целого ряда ведомств и организаций, мы избрали в качестве главного принципа организации всей работы по проекту принцип партнёрства.

Нашими основными партнёрами стали смоленские вузы, с которыми Смоленская епархия сотрудничает в сфере науки и просвещения, духовно-нравственного воспитания, культуры. Партнёрами проекта выступили епархии Русской Православной Церкви и Белорусской Православной Церкви, администрация Смоленской области, региональные СМИ. Особенностью является не только широкая сеть партнёров, сформированная в ходе разработки проекта, но и привлечение новых партнёров уже в ходе его реализации. Так, каждый из смоленских вузов пригласил к участию в проекте свой партнёрский вуз в одном из городов реализации проекта.

Таким образом, в настоящее время партнёрами нашего проекта стали 5 епархий, 10 вузов, 2 органа исполнительной власти (в России и Беларуси). Убеждён, что работа, основанная именно на таких принципах, может принести наиболее значимые результаты.

– В чём главная особенность проекта «Жемчужное ожерелье Святой Руси»?

– Главная особенность проекта состоит в том, что к нашей совместной работе могут подключаться другие регионы России и Беларуси, а наши партнёры могут создавать отдельные проектные линии в рамках основной идеи проекта. Специализированный сайт, маршрут «Жемчужное ожерелье Святой Руси», технология разработки студентами туристических кейсов городов – это стартовая платформа для расширения деятельности в сфере культуры и туризма, создания новых тематических маршрутов.

– А как этот проект пересекается с основной темой нашего сегодняшнего разговора о Великой Победе?

– С особой радостью хотел бы сообщить вам, что те добрые партнёрские отношения, которые сложились в ходе реализации проекта, стали благодатной почвой для реализации новых планов. Мы совместно с Витебским облисполкомом и Витебской епархией разработали новый проект, который называется «Жемчужное ожерелье Святой Руси»: к 75-летию Великой Победы». Этот проект принял участие в конкурсе Президентских грантов и вошёл в число победителей! В новом проекте состав студенческой команды будет расширен. К нам присоединятся студенты четырёх витебских вузов и Смоленского педагогического колледжа. Таким образом, в проекте будут участвовать студенты 10 образовательных организаций. В течение года ребята будут работать над созданием тематических туристских маршрутов по малым городам Витебской и Смоленской областей, сыгравшим важную роль в Великой Отечественной войне. В рамках проекта студенты посетят города-герои Минск, Брест и Москву, примут участие в мемориальных акциях. Вся наша работа в новом проекте будет направлена на то, чтобы сохранить в сердцах российской и белорусской молодёжи трепетное и бережное отношение к Великой Победе и пробудить интерес к тематическому туризму. Искренне надеюсь, что работа в новом проекте будет интересной и плодотворной!

Форум «Территория развития»

– На днях Вы участвовали в V Смоленском региональном социально-экономическом форуме «Территория развития» имени Ивана Ефимовича Клименко…

– Хочу выразить благодарность организаторам форума за возможность представить на проходившем в его рамках межрегиональном туристском форуме «Актуальные проблемы и перспективы развития туризма» опыт Смоленской епархии в различных сферах общественного служения.

Мы видим свою миссию в содействии развитию региона в самых разных сферах: в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи, в социальной и культурной сферах, в сфере общественной дипломатии. Одним из динамично развивающихся направлений общественного служения Русской Православной Церкви является развитие паломничества, которое можно назвать особым, уникальным видом туризма. Это связано с изменениями действующего федерального законодательства: в июле нынешнего года были внесены изменения в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», которые вступили в силу с 1 ноября. Принятие этого закона, призванного к урегулированию взаимоотношений между государством, Церковью, туроператорами, является новой страницей в развитии паломнической деятельности.

Особую важность эти изменения имеют для Смоленщины, имеющей богатый туристический потенциал, который в настоящее время реализуется далеко не в полной мере.

Необходимо отметить высокий уровень взаимодействия администрации Смоленской области, департамента инвестиционного развития Смоленской области, департамента Смоленской области по культуре и Смоленской епархии в деле сохранения памятников религиозного назначения, популяризации культурно-исторических объектов через епархиальную паломническую службу и информационные ресурсы Смоленской епархии.

В октябре 2019 года совместно с департаментом инвестиционного развития Смоленской области нами была проведена серьёзная работа по организации и обеспечению доступа посетителей к объектам и комплексам религиозного назначения, расположенных в подведомственности Смоленской епархии. Более 50 смоленских экскурсоводов получили аккредитацию, необходимую для проведения экскурсий на территории смоленских храмов и монастырей. Заключено 15 соглашений между Смоленской епархией и смоленскими туроператорами об организации посещения туристами имущественных объектов религиозного назначения. Убеждён, что наше сотрудничество, урегулированное этими соглашениями, послужит развитию регионального культурно-познавательного туризма и паломничества.

Добрая перекличка эпох

– Замечательная связь времён и традиций видится в том, что у нас в регионе практически одновременно в этом году проходят V Смоленский региональный социально-экономический форум «Территория развития» и Рождественские чтения, которые посвящены теме «Великая Победа: наследие и наследники»…

– Это – добрая перекличка эпох, хороший задел на будущее! И то, что по инициативе губернатора Алексея Владимировича Островского с этого года главный социально-экономический форум нашего региона носит имя Ивана Ефимовича Клименко, это тоже является тем хорошим заделом, тем замечательным знаком, тем ориентиром, по которому выстраивается будущее нашего региона. И во главе этого будущего, конечно, стоят самые активные патриоты нашего региона во главе с Алексеем Владимировичем Островским. И те хорошие социальные и экономические показатели, те хорошие показатели, связанные с патриотическим, нравственным воспитанием молодёжи в нашем регионе, которые очевидны, заставляют нас думать о том, что наше будущее – в надёжных руках. В надёжных руках подрастающего поколения, которое видит наши труды и труды старшего поколения. И, я убеждён, будет подражать лучшим традициям, опираться на этот задел и двигаться вперёд.

Иван Ефимович Клименко – это человек, которому мы должны подражать в его человеческом подвиге, в его любви к Смоленщине. Алексей Владимирович Островский во время произнесения своего доклада на форуме «Территория развития» был, как он сказал, в диалоге с Иваном Ефимовичем Клименко. Он зачитывал цитаты из его книг, из его воспоминаний и сопоставлял мысли Ивана Ефимовича с теми реальностями, которые есть сегодня в регионе. Алексей Владимирович, отвечая на вопросы, волновавшие Ивана Ефимовича, давал свои ответы, убеждая нас в том, что то, что заботило Ивана Ефимовича Клименко, абсолютно сопоставимо с тем, что есть сейчас в регионе, что заботит нынешнее руководство Смоленской области. И эта форма заочного диалога с замечательным и мудрым человеком, которую выбрал для своего выступления перед участниками форума «Территория развития» губернатор Алексей Владимирович Островский, убедила нас в том, что тот путь, которым шёл Иван Ефимович Клименко, даёт абсолютно правильные ориентиры и в наше время. И мне очень приятно было слышать в выступлении Алексея Владимировича цитаты из книги Ивана Ефимовича Клименко, где он говорит не просто о необходимости развития культуры, но и о необходимости поддержания духовности в нашем регионе. Мне кажется, это очень серьёзный показатель, когда человек, который для нашего региона так много сделал, так глубоко понимал в том числе и роль духовности…

У истока Днепра

– Завершая беседу, позвольте задать Вам, уважаемый Владыка, личный вопрос. Как тема Великой Победы связана с жизнью Ваших родных, Ваших дедов и прадедов?

– Поскольку я по происхождению сибиряк, то очевидно, что место, в котором я родился и вырос, географически далеко от тех регионов нашей великой страны, где происходили ожесточённые сражения. Одним из таких эпицентров Великой Отечественной войны, безусловно, является Смоленская область, где я имею честь служить и которая стала для меня родной.

Безусловно, нет ни одной семьи, которой бы не коснулась Великая Отечественная война. Опалила она и нашу семью. Многие мои прадедушки, их братья и сёстры были участниками войны, защищали наше Отечество. Мало кто из них вернулся на свою малую родину в Сибирь. И то, что на истоке Днепра, буквально на территории монастыря, стоит памятник совершившим здесь свой подвиг в годы Великой Отечественной войны красноярцам, для меня очень значимый, очень серьёзный показатель связи времён, поколений, судеб, регионов нашего Отечества, ибо я сам родом из Красноярска. И мне очень приятно сознавать, что и мои родственники, мои земляки причастны к великому подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Я убеждён, что Великая Победа, 75-й юбилей которой мы будем отмечать весной следующего года, тот великий подвиг, который совершили наши прадеды и деды, на многие годы и десятилетия вперёд будет служить всем нам объединяющим началом и импульсом для созидательного труда на благо Отчизны.

Материал опубликован при грантовой поддержке фонда «Православная инициатива».

Фото: smoleparh.ru

Игорь Красновский

О Родине и вере
Благотворитель – это каждый из нас