К христианским ценностям – через пение
Церковь и общество

К христианским ценностям – через пение

16 октября 2019 года в 09:05
273

О детско-юношеском хоре Смоленской Православной гимназии и Свято-Успенского кафедрального собора рассказывает его художественный руководитель Оксана Николаевна Яковлева, преподаватель высшей категории, учитель музыки, преподаватель Смоленской православной Духовной семинарии и Центра подготовки церковных специалистов, регент хора Свято-Успенского собора.

– Оксана Николаевна, расскажите о создании детского хора в Смоленской Православной гимназии...

– Смоленская Православная гимназия, в которой я работаю учителем музыки, была открыта 20 августа 1992 года по благословению и при непосредственном участии митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси). Одна из основных задач работы гимназии – привести детей от пассивного восприятия христианских истин к активному. Выпускники Православной гимназии должны быть способными осуществлять своё христианское служение в любой высшей школе, на любом факультете.

Обучение в Православной гимназии – это не только учебный процесс, но и участие в богослужениях. А пение в детском церковном хоре помогает ребёнку не просто присутствовать в храме, но быть частью того инструмента, с помощью которого Церковь служит Богу.

Когда я пришла работать в Православную гимназию учителем музыки в 2003 году, передо мной стояла цель – организовать детский хоровой коллектив, который должен исполнять песнопения в Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе на воскресных и Двунадесятых праздничных службах. Для меня это было очень ответственно. Я создала программу и методические разработки к предмету «Хоровое пение» на базе начальной гимназии и к предмету «Церковное пение» в старшей гимназии.

– Какие цели вы ставите перед собой как педагог, обучая детей пению?

– Церковное пение способствует приобщению учащихся к духовно-нравственным ценностям Русской Православной Церкви. Для меня главная цель – развитие личности ребёнка, его эмоционального мира, развитие духовного мировоззрения и эстетического чувства. На мой взгляд, для того чтобы дети хотели петь, учителю необходимо показать всю красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным.

Как преподавателю и руководителю детского хора мне необходимо дать представление об истории развития церковного хорового искусства как неотъемлемой части всех видов церковных богослужений; сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие духовных музыкальных произведений (знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в русском церковном хоровом искусстве). На занятиях хористы знакомятся с выдающимися авторами и произведениями духовной музыкальной культуры Русской Православной Церкви, а также с церковно-певческой терминологией, изучают виды и приёмы древнего церковного пения, церковной гимнографии (кондакарное пение, знаменный распев, болгарский и греческий распевы, киевский распев, антифонное пение и аллилуия). Дети получают представление о музыкально-певческих и теоретических понятиях, развивают вокально-хоровые навыки, певческий голос и певческое дыхание, музыкальный слух и ритм, музыкальную память, творческие способности.

Я считаю, детям должно быть интересно. Этот интерес нужно прививать и поддерживать на протяжении всего учебного процесса и разучивания конкретного сочинения в частности. С интереса начинается любовь и понимание музыки в её неповторимом и неохватном многообразии. Необходимо воспитывать в детях стремление, потребность, даже азарт к преодолению технических трудностей. Юные певчие должны понимать будущий художественный итог своей работы.

– Кто из учащихся может стать частью творческого коллектива?

– Я прослушиваю детей со второй четверти первого класса. Музыкальный слух обязательно нужен, так как церковное пение – это пение без музыкального сопровождения. Научить ребёнка петь без сопровождения – это трудоёмкая работа, она требует внимания, терпения и от педагога, и от детей. Поэтому отбор достаточно строгий. Но есть дети, которые очень хотят петь и готовы работать над собой, – тогда, конечно, я делаю исключение и беру школьников с малоразвитым слухом. При должном усердии слух развивается.

На протяжении 11 лет я вижу психологический рост учащихся и, конечно, духовный рост – это пример того, как церковная музыка влияет на душу ребенка. Конечно, влияют и другие предметы, и сама атмосфера учебного заведения, ведь гимназия у нас православная. Но именно наши хоровые занятия помогают развить вкус ребёнка, расширить музыкальный кругозор, глубоко чувствовать красоту православного богослужения и осознавать его смысл. Хор – это ещё и ответственность, не только за себя, но и за того, кто поёт рядом. У нас очень сплочённый коллектив, мы все друг другу помогаем и заботимся друг о друге.

– Сколько человек в составе хора? Каков возраст хористов?

– В настоящее время в составе коллектива 60 человек: 40 девочек и 20 мальчиков. Это учащиеся с 1-го по 11-й классы. На основе детского хора созданы вокальные ансамбли: на базе начальной школы – 10 человек; вокальный ансамбль (концертный состав) на базе старшей школы – 12 человек.

Впервые в 2018 году создан хор мальчиков из 20 человек. Это событие было воспринято нашими учащимися, всем педагогическим коллективом и родителями с особым интересом и душевной теплотой. Для хора мальчиков я подбираю особенный репертуар.

Как руководитель хора стремлюсь создать систему вокально-хорового воспитания, главное в которой – совместная работа детей и хормейстера над содержанием художественного образа произведения, поиск его звукового воплощения на основе естественного звукообразования и проникновения в сущность исполняемого.

– Что, на ваш взгляд, самое главное в жизни творческого коллектива?

– Выбор репертуара. Репертуар хора – это его лицо и визитная карточка. Зная исполняемый репертуар, можно в определённой мере судить о творческом уровне коллектива, его нравственных и духовных позициях, его исполнительских возможностях. Репертуарная политика продумывается с особой тщательностью, с учётом возрастных психологических и вокально-хоровых особенностей музыкального развития учащихся с 1-го по11-й класс.

– Что составляет основу вокально-хорового репертуара вашего коллектива?

– За 16 лет коллективом исполнены вокально-хоровые произведения русских и зарубежных композиторов духовной музыки, старинные знаменные и греческие распевы.

Особенности содержания и интонационно-образного строя церковного пения простейших гласовых напевов позволяют мне как руководителю формировать навыки пения без сопровождения.

Выдающийся регент и церковный композитор XIX века Григорий Фёдорович Львовский писал: «Задача церковных певцов вовсе не в том, чтобы ласкать слух и действовать на чувственность, а в том, чтобы при исполнении всякого песнопения обращать внимание преимущественно на смысл и дух песнопений». Простые обиходные напевы легко запоминаются детьми, глубоко проникая в душу и помогая понять молитвенный язык богослужения.

В репертуаре хора все церковные песнопения, которые исполняются на Божественной литургии (малые, великие, сугубые, заупокойные ектении); антифоны («Благослови душе…», «Хвали душе моя Господа…», «Во Царствии…»); «Единородный Сыне», «Аллилуия», Трисвятое, тропари, кондаки и прокимны, величания, произведения крупной формы – «Херувимская песнь», «Милость Мира», «Достойно есть», духовные концерты.

– Какие произведения особенно полюбились детям?

– У хора есть любимые композиторы и хоровые духовные произведения a capella: «Стихиры в Неделю Всех Русских Святых» (напев Киево-Печерской лавры), «Богородице Дево, радуйся» (знаменного распева), «Мати Божия» (духовный концерт), «Не имамы иныя помощи» (Киевский напев); древнерусские напевы: «Непроходимая Врата» (напев Киево-Почаевской лавры); М. Строкин «С нами Бог»; А. Макаров «Ангел вопияше» (поётся на Пасху); «На реках Вавилонских», музыка митр. Иллариона (Алфеева), и др.

С особой радостью учащиеся исполняют рождественские детские песни и колядки разных народов мира на русском, украинском и английском языках, а также вокально-хоровые произведения разных стилей и жанров выдающихся русских и зарубежных композиторов-классиков. Среди них «Легенда» П.И. Чайковского, «Патриотическая песня» М.И. Глинки, «Ave Maria» Д. Каччини, «Снег идёт» Г. Свиридова.

Особое место в репертуаре хора занимают песни современных композиторов, песни из популярных и любимых кинофильмов, мультфильмов и спектаклей.

Интонационно-образный строй массовой песни сегодняшнего дня позволяет расширять эмоциональную палитру детских впечатлений, способствовать укреплению интереса к современной музыке, противостоять засилию пошлых шлягеров и закреплению их однообразных интонаций и ритмов в сознании учащихся. Коллектив с большим удовольствием исполняет вокально-хоровые произведения А. Пахмутовой, В. Гаврилина, Ю. Чичкова, В. Шаинского, А. Рыбникова, Е. Крылатова, А. Петрова, Ю. Саульского, Г. Гладкова, Р. Паулса, С. Баневича, М. Минкова, М. Таривердиева.

Почётное место в репертуаре хора занимает военно-патриотическая тема. Дети исполняют песни о войне, о героях войны, о Родине, о родном городе Смоленске. Например, «А Русь остаётся» (музыка В. Левашова), «Поля родные» (музыка В. Ковалёва), «Колокольный звон России» (музыка Дж. Металлиди), «Песня материнской любви» (музыка А. Петрова), «Русь называют святою» (слова и музыка архидиакона Романа Тамберга), «Мир» из спектакля «Земля детей» (муз. С. Баневича) и другие.

Через репертуар учащиеся знакомятся с лучшими образцами музыкального песенного творчества русского народа, других народов России и мира. Изучение духовной, классической и современной музыкальной культуры предусматривает приобщение подрастающего поколения к культурным ценностям, воспитывает духовно-нравственное сознание наших детей.

– Коллектив не только исполняет песнопения в храме, но и участвует в различных мероприятиях, конкурсах, фестивалях. Расскажите об исполнительской деятельности хора...

– Изучение многообразного репертуара позволяет хору осуществлять самую различную общественно полезную деятельность, которая проявляется в осознании быть пропагандистом своего музыкального искусства. Коллектив активно участвует во многих городских и областных мероприятиях, международных и всероссийских конкурсах и фестивалях. Мы выступаем на форумах, научно-практических конференциях, благотворительных акциях и творческих встречах, на разных площадках Смоленска и Смоленской области. Записываемся в студиях нашего города. Творческие достижения хора отмечены грамотами, благодарственными письмами и дипломами.

Среди самых ярких достижений:

  • 2008 год – диплом участника Первого областного Православного фестиваля «Отечество Моё Православное»;
  • 2010-й и 2013 годы – дипломы участника областного фестиваля Православной культуры «Отечество Моё Православное», г. Смоленск и г. Вязьма;
  • 2014 год – диплом лауреата II степени Всероссийского хорового фестиваля, г. Москва;
  • 2016 год – диплом I степени регионального областного этапа Всероссийского фестиваля-конкурса хоровых коллективов образовательных организаций Смоленской области «Поют дети России», посвящённого Великой Победе и в память Великой Отечественной войны 1941–1945 годов; диплом лауреата III степени окружного этапа Всероссийского фестиваля школьных хоров «Поют дети России» (в категории «Хоры младших и средних классов»), г. Москва;
  • 2017 год – диплом лауреата VI Фестиваля детско-юношеских хоров «Пою Богу Моему дондеже есмь» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете г. Москвы;
  • 2019 год, 12 апреля, – диплом лауреата 1-й степени в номинации «Хоровое пение» V Международного конкурса инструментального и вокального творчества «Славься, Глинка!», г. Смоленск (младший хор);
  • 14 апреля – участие в Международном гала-концерте духовной музыки в Свято-Успенском кафедральном соборе Смоленска (сводный детско-юношеский хор).

– Можно ли услышать детско-юношеский хор гимназии в записи?

– Да. При поддержке директора протоиерея Святослава Худовекова и администрации гимназии хоровой коллектив записал диск из 14 вокально-хоровых произведений духовных песнопений и двух вокальных произведений в современной обработке.

– Есть ли среди выпускников гимназии те, кто собирается продолжить музыкальное образование или сделать пение своей профессией?

– Безусловно, есть выпускники, которые продолжают заниматься церковным пением. Многие поступают в наш Центр подготовки церковных специалистов или в духовную семинарию; есть те, кто выбирает светскую профессию, но продолжает петь на клиросе какого-то из смоленских храмов.

Среди ребят есть «звёздочки», которые с 1-го по 11-й класс были солистами нашего хора, участвовали во всевозможных конкурсах и фестивалях. Поступая учиться в вуз, такие дети обязательно участвуют там в каких-то музыкальных проектах.

– Поделитесь, пожалуйста, планами на 2019/2020 учебный год...

– Есть множество интересных фестивалей не только в России, но и за рубежом, и если Бог даст, мы сможем принять участие в некоторых из них. Для юных певчих очень важно выступать там, где есть другие музыкальные коллективы, слышать других, делиться своим музыкальным творчеством. Даже само участие в фестивале – это яркое событие. А если мы становимся победителями, это не просто радость, но и дополнительная мотивация для того, чтобы совершенствовать свой талант в хоре нашей гимназии.

Для справки

Участие хора Смоленской Православной гимназии в благотворительных акциях и концертах в Смоленске и Смоленской области:

  • выступление на ежегодных областных детско-юношеских Елизаветинских чтениях «Белый ангел России»;
  • в ежегодных Рождественских утренниках для молодёжи в большом зале Смоленской универсальной научной библиотеки им. А.Т. Твардовского;
  • организация и проведение ежегодных благотворительных Рождественских и Пасхальных музыкально-литературных мероприятий для ветеранов педагогического труда в домах культуры и работников просвещения г. Смоленска;
  • «Пасхальный благовест». Литературные встречи с православной молодёжью и писателями Смоленской областной универсальной библиотеки им. А.Т. Твардовского (ежегодно);
  • организация (и активное участие) дел доброты в дни благотворительного марафона «Пасхальные дни Милосердия – Белый цветок» (ежегодно);
  • проведение Рождественских и Пасхальных концертов с разнообразной программой в детских школах-интернатах, больницах, детских садах-интернатах (ежегодно);
  • участие вокального ансамбля в театральных постановках на сцене областного драматического театра им. А.С. Грибоедова (ежегодно).

2019 год:

  • 1 февраля – участие в молодёжном праздничном мероприятии, посвящённом 10-летию интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
  • 14 марта – участие в проведении литературной встречи с православной молодёжью и писателями «Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий – доктор медицины, патриот Отечества, епископ Православной церкви» в рамках проведения Дня православной книги.

2018 год:

  • активное участие и помощь в проведении творческой встречи объединения православных писателей в рамках межшкольного проекта «Лента длиною в жизнь…» на базе средней школы № 22 города Смоленска;
  • участие в проведении презентации второго выпуска православного литературно-художественного и публицистического альманаха «Свет Одигитрии»;
  • участие в муниципальном этапе Рождественских образовательных чтений «Молодёжь: свобода и ответственность».

2017 год:

  • 8 января – участие в Архиерейской ёлке в Смоленском государственном институте искусств;
  • благотворительный Рождественский концерт перед инвалидами Общества слепых. Областная библиотека им. Твардовского;
  • участие в концерте, посвящённом Дню защитника Отечества, в администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.

2016 год:

  • 8 сентября – участие в православном форуме «Святая Евфросиния – просветительница Руси». Открытие международной конференции (Республика Беларусь);
  • 29 октября – участие в VIII фестивале народных песен и духовного песнопения «Святая Русь. Связующие нити», г. Демидов.

Материал подготовлен при грантовой поддержке фонда «Православная инициатива».

Фото: smoleparh.ru

Екатерина ДМИТРАКОВА

Дом, где всегда поймут и поддержат
Семья, духовность, экономика