Свет знания и веры
Церковь и общество

Свет знания и веры

18 сентября 2019 года в 12:24
241

11–13 сентября в Смоленском государственном университете работала четвёртая международная научная конференция «Авраамиевская седмица – 2019» – масштабный научный и социальный проект, посвящённый памяти преподобного Авраамия Смоленского.

Организаторами проекта в этом году традиционно выступили кафедра литературы и журналистики СмолГУ и Смоленская епархия. К ним присоединился и Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук. А точнее – специалисты отдела древнерусской литературы Пушкинского Дома РАН. Того самого, с которым долгие годы была неразрывно связана жизнь и научная деятельность известного филолога и культуролога, искусствоведа, доктора филологических наук, автора фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы и русской культуры, и неутомимого пропагандиста нравственности и духовности академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

Добрая традиция

Конференцию открыло выступление объединённого хора Смоленской православной духовной семинарии и Центра подготовки церковных специалистов Смоленской епархии (регент – игумения Елизавета (Киселёва).

С приветственным словом к участникам форума обратились митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, проректор СмолГУ по учебной работе доцент Юлия Александровна Устименко и заведующая кафедрой литературы и журналистики СмолГУ профессор Ирина Викторовна Романова.

Обращаясь к участникам слушаний, митрополит ИСИДОР отметил:

«Мы вновь собрались здесь, чтобы говорить об эпохе преподобного Авраамия, духовных и культурных традициях, агиографии и архитектуре Древней Руси.

Считаю своим долгом поблагодарить Смоленский государственный университет во главе с Михаилом Николаевичем Артёменковым за организацию конференции совместно с Институтом русской литературы РАН при участии Смоленской епархии Русской Православной Церкви.

Убеждён, что совместная исследовательская работа представителей Церкви и науки не просто сближает нас, а делает богаче интеллектуально, культурно, духовно. Именно духовное просвещение – вот та главная цель, которую совместно могут достигать в соработничестве Церковь, наука и образование».

Принципиально важно, что развитие проекта «Авраамиевская седмица» – это один из значимых результатов реализации соглашения о сотрудничестве между Смоленской епархией и Смоленским государственным университетом, заключённого в 2017 году.

Юлия Александровна УСТИМЕНКО, приветствуя участников форума, подчеркнула, что проект «Авраамиевская седмица» является важным культурным событием для города, с каждым годом международная конференция привлекает всё больше участников.

«Значение духовного наследия преподобного Авраамия велико для всей нашей страны, особенно оно значимо для Смоленска. Святой Авраамий – один из символов нашего города», – отметила проректор по учебной работе СмолГУ, выразив надежду, что традиция Авраамиевской седмицы будет продолжена и «как дань памяти преподобному, и как дело, созидающее настоящее и будущее».

Заведующая кафедрой литературы и журналистики СмолГУ Ирина Викторовна РОМАНОВА, открывая конференцию, сказала:

«В этом году к нам обратился отдел древнерусской литературы Пушкинского Дома с предложением представить в Смоленске новейшие исследования по древнерусской культуре и литературе, связанные со смоленской землёй. Для нас великая честь принимать учёных первой величины, которые занимаются этой проблематикой. К ним присоединились исследователи из городов России и Японии... Слушания существуют для того, чтобы не только учёные и студенты, но и все интересующиеся культурой родного края участвовали в них. Они выходят далеко за рамки научных встреч, это просветительские события, направленные на возрождение Смоленской земли и её туристической привлекательности».

И.В. Романова рассказала, что проект «Авраамиевская седмица» не ограничивается сентябрьской конференцией. Он включает школьный и студенческий этапы, публичные лекции приглашённых специалистов древнерусской литературы и выпуск сборника научных трудов.

По словам Ирины Викторовны Романовой, у организаторов проекта есть идея издать книжную серию «Авраамиеской седмицы», в которую должно войти «Житие Авраамия Смоленского», все исследования его «Жития», а также другие исследования, связанные с именем и деятельностью смоленского святого. Есть также план подготовить переложение «Жития Авраамия Смоленского» для детей.

Пленарное заседание продолжил доклад доктора филологических наук, заведующей отделом древнерусской литературы ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН Н.В. Понырко «Отдел древнерусской литературы как центр медиевистических исследований».

«Выездные чтения – это традиция поездок отдела древнерусской литературы в древнерусские города, которую завёл у нас Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Сегодня мы представим текстологическую школу Лихачёва, наследие которой мы храним и развиваем. Наш отдел делает пробный заход в Смоленск, чтобы этот регион звучал в отделе чаще. Конечно, в первых томах 20-томного издания «Библиотеки литературы Древней Руси» опубликовано «Житие Авраамия Смоленского», но его глубоких источниковедческих исследований ещё нет. Мы решили побывать в этом городе, прикоснуться к этим стенам, чтобы получить дополнительный стимул. В составе нашей делегации приехали искусствоведы, которые занимаются смоленскими храмами. Мы надеемся, что так изучение не будет сугубо филологическим, но будет погружено в культурологию в целом», – рассказала Наталья Владимировна ПОНЫРКО. Она также передала в дар библиотеке Смоленского государственного университета ряд изданий ИРЛИ.

В продолжение конференции ведущие учёные Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Санкт-Петербургского государственного университета, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в своих докладах познакомили участников слушаний с последними достижениями в исследованиях памятников культуры Древней Руси, в первую

очередь имеющих отношение к смоленской земле. Результатами своих исследований также поделились преподаватели и сотрудники СмолГУ, Псковского госуниверситета, Смоленской православной духовной семинарии.

Уникальное исследование реконструкции княжеских грамот XII–XIII веков представил японский профессор-славист Накадзава Ацуо (университет города Тояма), внёсший значительный вклад в сохранение памятников русской культуры и развитие славистики в Японии.

В интервью журналистам профессор Накадзава АЦУО на хорошем русском языке рассказал, что начал изучать русский язык и литературу ещё будучи студентом:

«Я читал Достоевского, Толстого. В то время очень интересовался духовностью русской культуры и русской словесности. Постепенно я перешёл к её корню и решил заниматься древнерусской литературой, защитил кандидатскую диссертацию в Пушкинском Доме и с тех пор тесно сотрудничаю с коллегами. На конференции я прочитаю доклад о крестоцеловании – это особенный обряд между князьями, которые заключали мир. Я занимаюсь переводом Ипатьевской летописи на японский язык, в ней этот обряд встречается довольно часто. В России крестоцелование, по-моему, ещё недостаточно исследовано, поэтому меня заинтересовала эта тема».

На конференции состоялась презентация книги смоленского искусствоведа, краеведа и журналиста Владимира Аникеева «Земная жизнь святой обители. Смоленский Спасо-Вознесенский женский монастырь в архивных документах XVII–XX веков», отмеченной дипломом III степени в номинации «Лучшее справочное и краеведческое издание». Кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела археологии Московской Руси Института археологии РАН Иван Ершов провёл полевой семинар и рассказал о результатах работы археологических экспедиций в Смоленске в этом году.

Секции форума в этом году проходили как в СмолГУ, так и в Смоленской духовной семинарии.

Участники и гости «Авраамиевской седмицы» совершили экскурсию в Свято-Успенский кафедральный собор, познакомились с историей и святынями кафедрального храма Смоленска, а также осмотрели другие храмы нашего древнего города. Они побывали и в Гнёздовском археологическом комплексе.

В Архиерейских палатах состоялась встреча участников конференции с митрополитом Смоленским и Дорогобужским Исидором. Приветствуя гостей в Тронном зале, Его Высокопреосвященство рассказал о старинном здании Архиерейских палат, с которым связаны важные страницы истории Смоленской епархии. Архипастырь поблагодарил всех, чьими трудами развивается проект «Авраамиевская седмица», и пожелал помощи Божией на научном поприще.

По итогам «Авраамиевской седмицы» будет выпущен сборник научных трудов её участников.

Объединяя знание и веру

«Цель «Авраамиевской седмицы» – объединить науку, просвещение, религию, знание и веру, чему и способствуют личность и деяния святого преподобного Авраамия Смоленского – выдающегося проповедника, книжника, просветителя. Это масштабный, комплексный проект, сплачивающий учёных разных специальностей (историков, литературоведов, богословов, краеведов), педагогов, учащихся школ и студентов вокруг общенационального идеала, носителями которого являются выдающиеся представители российской и мировой культуры, литературы, истории, Христианской Церкви. В центре проблематики – культура и письменность домонгольской Руси и её рецепции в позднейшей культуре; проблема взаимодействия христианства и литературы, истории, музейного дела, – говорит инициатор и вдохновитель «Авраамиевской седмицы», профессор, заведующая кафедрой литературы и журналистики Смоленского государственного университета Ирина Романова. – Идея организовать масштабную просветительскую конференцию, в которой могли бы участвовать литературоведы, историки, богословы, культурологи, краеведы, православные педагоги, возникла в 2016 году как пилотный проект Авраамиевских чтений. Её поддержали лучшие специалисты нашей страны в области древнерусской истории и литературы: Андрей Михайлович Ранчин, Александр Александрович Шайкин, Фёдор Никитич Двинятин, а также многие учёные не только из России, но и из-за рубежей нашего Отечества. Личность подвижника благочестия преподобного Авраамия объединила вокруг себя множество людей, крупнейших и авторитетнейших учёных из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Калуги, Архангельска, Калининграда, Орла, Волгограда, Екатеринбурга, Новосибирска, Томска, Смоленска, из Белоруссии, Польши и Японии...»

Учёный и монах-аскет

Почему уникальный научно-просветительский форум посвящён именно Авраамию Смоленскому? Об этом очень хорошо сказал глава Смоленской митрополии митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор:

«Имя преподобного Авраамия для нас является тем собирательным образом, в котором мы видим и учёного, и монаха-аскета, и опытного пастыря. Для Церкви очень важен этот образ древнего русского святого, который соединяет в себе учёность и молитву. Безусловно, личность преподобного Авраамия, явившая собою многогранность талантов, интересна и людям светской науки. И это тоже не случайно. Те знания, которые вобрал в себя преподобный Авраамий, позволяют говорить о нём не только как о церковном деятеле, но, наверное, и как о светском учёном».

Напомним, что Авраамий Смоленский – русский святой XII–XIII веков, первый настоятель Авраамиева монастыря и один из самых почитаемых смоленских праведников. В юности он учился в монастырской школе, прекрасно пел, умом значительно превосходил своих сверстников, общению с которыми предпочитал чтение книг. После смерти родителей он раздал всё имущество Церкви и бедным.

Иноческий постриг с именем Авраамий принял в Богородичном Успенском монастыре (недалеко от Смоленска), где провёл 30 лет, составляя богослужебные сборники. Став иеромонахом, был назначен духовником обители (духовным наставником и священником, принимающим исповедь у монахов). Высокий авторитет Авраамия среди верующих вызвал зависть некоторых монахов и игумена монастыря, который изгнал его из обители.

Тогда Авраамий отправился в Крестовоздвиженский монастырь Смоленска, для которого лично написал несколько икон. Но и здесь своей популярностью разозлил духовенство, был обвинён в ереси, запрещён в служении и удалён из города под конвоем. После в городе начались засуха и болезни. Несчастья прекратились лишь после того, как епископ Смоленска покаялся перед преподобным и тот совершил молебен. Вернувшегося святого назначили настоятелем Ризоположенского монастыря, который впоследствии стал называться Авраамиевым.

Скончался Авраамий 21 августа 1221 или 1222 года, посвятив монашеству 50 лет своей жизни. Его мощи были спрятаны в 1611 году во время нашествия на город поляков. Их местонахождение неизвестно. Канонизирован в 1549 году на Макарьевском соборе. Современники называли архимандрита «Лестницей высокого благочестия духовного».

«Преподобный Авраамий Смоленский стоит особняком не только в ряду домонгольских, но и вообще в сонме всех русских святых. Подобный темперамент редко встречается среди избранных Русской Церкви – его беспокойная, подвижная, пророческая фигура напоминает Савонаролу. Но содержание его учения – плод личного религиозного призвания, нечто в высшей степени русское», – писал об Авраамии в своей книге «Русская религиозность» историк отечественной духовной мысли Георгий Петрович Федотов. Он отмечал, что Авраамий – это «образ огромной силы, полный оригинальных черт» и подчёркивал:

«Смоленск середины и второй половины XII века, в эпоху правления князя Романа Ростиславича (1161–1180), при жизни преподобного Авраамия, справедливо считается одним из наиболее цветущих центров русской культуры... Интересы Авраамия тесно связаны с жизнью: покаяние, спасение и эсхатология как мост между богословским знанием (а не толкованием) и практической жизнью, ориентированной на смерть. Направление интересов Авраамия является истинно русским. На этом пути он предуказывает одно из основных призваний Руси. Незадачливая в богословии, Древняя Русь из всех богословских тем облюбовала себе одну: эсхатологическую, – хотя развивала её больше в произведениях народной, чем книжной литературы».

Обращаясь к участникам и гостям «Авраамиевской седмицы – 2019» митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор сказал:

«Личность преподобного Авраамия с его всесторонними духовными и естественнонаучными познаниями представляет нашему вниманию древнерусский образ учёного монаха. В нём мы видим добрый пример для современного учёного, который совершает свой подвиг отсечения воли, самоограничения, стремления к совершенному знанию. Так, в «Житии» этого угодника Божия мы находим следующие строки: «Изучая и вдумываясь в святые боговдохновенные книги с их житиями и поучениями, он читал днём и ночью, непрерывно молясь Богу, и совершая поклоны, и просвещая свою душу и помыслы».

Можно было бы подумать, что преподобный Авраамий – это лишь некий единичный пример, однако следующие строки говорят об обратном: «И игумен его испытал, во всём ли он ему повинуется и слушается, ибо и сам игумен был начитан в божественных книгах, и знал всё, и проникал во всё, как известно многим, и никто не смел с ним спорить о книжной премудрости». У святого Авраамия были ученики, один из которых и написал его «Житие», с обильными поучительными вставками. О целой школе, оставленной после себя преподобным, свидетельствует следующий фрагмент «Жития»: «И он кормился словом Божьим, как трудолюбивая пчела, облетающая все цветы и приносящая и готовящая себе сладкую пищу; так и он выбирал всё из всех книг и переписывал кое-что своей рукой, кое-что поручал многочисленным писцам». «Дар Божьего слова» помогал преподобному в духовном руководстве приходящих к нему людей.

Таким образом, следует заключить, что традиция научения прежде всего себя, а затем окружающих людей прочно вошла в жизнь не только русских монастырей, но и в быт и нравы русского народа с древнейших времён. Православие на протяжении многих столетий надёжно сохраняло свет знания, слова и духа, способствуя оздоровлению и укреплению личных, семейных, общественных связей.

Наследие преподобного Авраамия «живо и действенно», потому что в основе его благодать Божия, а личность этого человека из глубины веков до сего дня ярко предстаёт нам в образе аскета, учёного, проповедника и духовного отца».

Святой покровитель Смоленска

Память преподобного Авраамия Смоленского празднуется 3 сентября, в самом начале учебного года. И это, наверное, не случайно. Святой, живший в далёком от нас XII веке, ратовал за просвещённость и мирян, и священства, был и монахом-аскетом, и учёным. Это постоянно подчёркивает и игумен ХРИСАНФ (Шадронов), настоятель Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря в Смоленске, один из современных исследователей жития преподобного Авраамия. Он ежегодно участвует в «Авраамиевской седмице». В этом году он выступил с докладом, в котором говорилось о трёх этапах конфликта в житии Авраамия Смоленского.

По мнению игумена Хрисанфа, преподобный Авраамий – это уникальная личность. Почему?

«Во-первых, его характеризует напряжённая духовная борьба, непрестанное молитвенное предстояние Богу. В этом его сравнивают даже с преподобным Антонием Великим. Во-вторых, стояние за истину, что бы ни произошло, – и здесь для сравнения автор «Жития Авраамия» для сравнения выбирает святителя Иоанна Златоуста, который также пострадал от современного ему духовенства. Источник просвещения один – Христос, который с нами во все дни до скончания века. Авраамий и автор его «Жития» Ефрем, как и святитель Иоанн, были одновременно и молитвенники, и учёные, и богословы. В те времена просвещение, образование и вера не разделялись. Святые, можно сказать, были профессорами, академиками в этом служении. К сожалению, их не всегда правильно понимали. Появилась зависть. Люди, у которых всё есть в этой жизни, завидуют тем, у кого есть духовное дерзновение, – эта причина названа в «Житии Иоанна Златоуста». Со святыми одинаково соперничают, видят в них конкурентов. При этом важно, что Авраамий стоит твёрдо, он понимает: для того чтобы Господь просветил землю Смоленскую, надо выстоять. Ему было запрещено общаться с людьми, служить литургию. Он это со смирением терпел. И когда Смоленск постигло бедствие, владыка Игнатий всё понял и примирился со святым, попросив у него прощения. И «Житие» заканчивается как? Мир и благодать пришли на Смоленскую землю! Получается, благословение пришло благодаря терпению, смирению и мужественному стоянию святого за истину.

Игумен Хрисанф в интервью порталу smoleparh.ru рассказал, о чём молятся святому Авраамию:

«Он – покровитель города Смоленска. Когда молишься преподобному Авраамию, всегда имеешь в виду, что он подвизался на этой земле и, выйдя из брани победителем, стяжал для всех здесь живущих благословение. Святой был просветителем, значит, и сегодня он является помощником всех учащих и учащихся. Преподобный претерпел до конца все выпавшие на его долю испытания, смирением одолел несправедливость, значит, и нам, не имеющим этих добродетелей, есть смысл обращаться к нему в этом за помощью. На самом деле ему можно обо всём молиться, главное – помнить, что Авраамий – поборник Небесной Правды, а не земного благополучия. Если мы почитаем святого, то также должны выше всего ставить спасение души. «Ищите же прежде

Царства Божия и правды Его, и это всё (то есть земное) приложится вам» (Мф 6:33).

Материал подготовлен при грантовой поддержке фонда «Православная инициатива».

Фото: smoleparh.ru, ruvera.ru

Игорь Красновский

Самый родной храм и его негасимые звёздочки
Православная Смоленщина – день за днём