Нужны педагоги, заинтересованные в сохранении православных традиций
В нынешнем году, благодаря грантовому конкурсу «Православная инициатива 2018-2019», на Смоленщине реализуется немало социально значимых проектов. В рамках одного из них в школах нашего региона появится новое учебное пособие. Об этом проекте «Смоленской газете» рассказали его куратор, заместитель руководителя отдела религиозного образования и катехизации Смоленской епархии иерей Александр Коржаков и одна из авторов учебника, проректор по науке и проектированию образовательной деятельности Смоленского областного института развития образования, кандидат педагогических наук Ирина Дидук.
Сохранение традиций
– Отец Александр, как называется проект, которым вы руководите, и что он из себя представляет?
А.К.:– Проект называется «Православная культура Смоленской земли – комплекс мероприятий по поддержке реализации предметной области Основы духовно-нравственной культуры народов России в Смоленской области». Это предметная область, связанная с духовно-нравственным воспитанием и образованием:детей знакомят с основами православной культуры, традициями, которые существуют в том или ином регионе. Поскольку большинство регионов России являются православными, то Русская Православная Церковь поддерживает именно православный компонент этой предметной области. С этим связан и наш проект. Если говорить более детально, то в нём есть несколько частей. Первая – проведение мониторинга, исследования состояния реализации этой предметной области в общеобразовательных организациях Смоленской области. Собственно говоря, мы хотели понять, как эти учебные предметы в наших школах уже преподаются. Нам очень важно знать, насколько они до сих пор актуальны, востребованы, какими учебными пособиями пользуются учителя, в каких классах наших школ эти предметы преподаются. Меняется и законодательная база: появился Федеральный государственный образовательный стандарт, и оказалось, что существующий региональный учебник не соответствует этому стандарту, потому что написан достаточно давно. А с некоторых пор в школах могут использоваться только те пособия, которые соответствуют стандарту. Так, учебник «История православной культуры земли Смоленской», созданный тремя авторами: Татьяной Петровной Довгий, Мариной Юрьевной Андрицовой и Демьяном Валерьевичем Валуевым, – по которому дети учились на протяжении почти семнадцати лет, по закону больше не может использоваться. Но исследование подтвердило, что предмет этот интересен, востребован, и никто не хочет убирать его из школьной программы. Соответственно, нужно было разработать новое пособие. Задача это очень сложная, но мы за неё взялись, и именно на это и были получены средства гранта. Вообще это задача не столько Церкви, сколько системы образования, но Смоленская епархия оказывает такую партнёрскую поддержку нашей региональной системе образования, потому что мы тоже в этом заинтересованы. Нам очень важно, чтобы наши дети были воспитаны в духе уважения к традициям малой родины.
– Вообще хотелось бы немного подробнее поговорить о том, почему всё это нужно изучать в общеобразовательных школах...
И.Д.: – Дело в том, что духовно-нравственное воспитание, о котором говорил отец Александр, в настоящий момент – приоритетное направление государственной политики в сфере образования, и, конечно, оно охватывает образовательные организации всех уровней, начиная от дошкольных и заканчивая высшей школой. Если говорить о школе, потому что наш проект ориентирован именно на неё, то духовно-нравственное воспитание касается урочной и внеурочной деятельности. У нас много разных проектов, связанных с внеурочной деятельностью:есть пилотный проект по организации этой деятельности на основе православных ценностей. А в урочной деятельности у нас есть программы «Основы религиозных культур и светской этики» для четвёртого класса и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для пятого-девятого классов. Два эти курса взаимосвязаны, дополняют друг друга. Но дело в том, что у нас были проблемы с региональным компонентом в этой предметной области. Смоленская земля очень богата своей историей, своими традициями, культурно-историческим наследием, и, конечно, забывать об этом нельзя. Преступно не пользоваться потенциалом культурно-исторической среды Смоленской области для того, чтобы воспитывать детей. Поэтому появился курс «История православной культуры земли Смоленской». Отец Александр уже упомянул учебник, который на данный момент по формальному признаку не соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. Чтобы не терять традиций, сложившихся в образовании нашего региона, возникла необходимость написать новый учебник. Конечно, нам как авторам трудно судить о его достоинствах и недостатках –он просто другой.
– Расскажите о команде проекта. Кто занимался разработкой пособия?
А.К.: – Главным редактором пособия выступил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, в команду проекта вошли проректор по науке и проектированию образовательной деятельности Смоленского областного института развития образования, кандидат педагогических наук Ирина Алексеевна Дидук, а также Тамара Михайловна Зыбина, доктор педагогических наук, профессор Смоленской православной духовной семинарии.
И.Д.: – У нас очень хорошая команда: наш глубокоуважаемый Владыка – специалист в области теологии, православного образования, Тамара Михайловна – доктор педагогических наук, филолог. Я здесь больше выступаю в роли методиста.
– Чем отличается новое пособие от того, которое использовалось ранее?
И.Д.:– Предыдущее пособие было построено на основе истории православия на Смоленщине – это была его ведущая идея. В новом пособии мы представили только самые важные, ключевые события и уделили внимание другим, не менее важным, как нам кажется, аспектам нашего краеведческого материала. В нашем пособии представлены не только персоналии, там много внимания уделяется храмам и монастырям, православным святыням региона. Хочется отметить, что мы не обошли вниманием и те святыни, которые находятся в районных центрах, потому что этотучебник рассчитан на все школы Смоленской области, которых более 260. И, конечно, это пособие, как и предполагалось, соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Оно ориентировано не только на изложение фактического материала об истории нашего края, но и обеспечивает развитие у обучающихся критического мышления, способности оценивать, сопоставлять, сравнивать события, разрабатывать интерактивные маршруты путешествий по памятным местам своего муниципального образования.
– То есть это более современное пособие?
И.Д.:– Несомненно. Работая над ним, мы не ставили перед собой амбициозных задач сделать интерактивный учебник, что соответствует принципам цифрового образования. Для нас это в перспективе. Этот проект предполагает разработку не только пособия, но и рабочей программы для учителя. Таким образом, это будет целый методический комплект.
Православная культура в светском образовании
– Вообще, мне кажется,актуален и такой вопрос: как заинтересовать современную молодёжь этой темой?
А.К.:– Многое зависит от педагога. Можно очень интересно преподавать любой предмет: и физику, и химию, и православную культуру. Поэтому в проекте заложен такой важный момент, как подготовка педагогов к преподаванию этого курса –в сентябре текущего года мы планируем провести для них курсы повышения квалификации.
И.Д.:– Будем обучать педагогов работать с новым пособием. Для этого предстоит подобрать учителей, которые захотят в этом проекте поучаствовать для того, чтобы потом распространить его в массовую практику. Мы, конечно, хотим, чтобы это были люди не случайные, а педагоги, заинтересованные в сохранении православных традиций Смоленской области.
– А чем отличается то, что преподается в общеобразовательных школах, от того, что изучают дети в школах воскресных?
И.Д.:– Согласно действующей Конституции, Россия – это светское государство, и поэтому, конечно, здесь не идёт речь о научении религии. Это не религиоведческий курс, не религиозное образование. Это светское образование, и поэтому содержание, которое там есть, вполне светское. Ведь православие – это часть нашей национальной культуры. От того, как педагог будет преподавать, будет зависеть, какими ценностями православия будет «окрашен» этот курс. Есть в этом курсе и специфичные темы, преподавание которых потребует от педагога специальной подготовки и помощи священнослужителей.
А.К.:– Сейчас идут дискуссии по поводу того, где лежит грань между светским и не светским. Наверное, всё-таки граница проходит там, где начинается религиозная практика. То есть, учитель может говорить: «Православные верят, православные молятся, православные христиане учат таким-то образом». Но учитель не должен говорить в светской школе: «Вы должны помолиться». Выучить текст молитвы, разобрать её значение – это одно, а заставлять детей молиться – это уже не в компетенции педагога. Если педагог этого требует, это уже нарушение принципа светскости образования. Но точно также неправильно было бы насаждать убеждение о том, что Бога нет.
И.Д.:– Стоит заметить, что если рядом есть храм или какая-то православная святыня, неправильно рассказывать по картинке, сидя в классе. Современные дети – это дети активные. Им хочется трогать, видеть, присутствовать, спрашивать, стоя рядом. Наш курс не запрещает какие-то экскурсии, путешествия, выходы за пределы школьного кабинета. Он практико-ориентированный.Поэтому мы за то, что педагог не должен допускать перегибов, ориентируясь в своей профессиональной деятельности на действующее законодательство Российской Федерации, и Смоленский областной институт развития образования обеспечивает системное сопровождение педагогов. Однако затронуть какие-то глубинные аспекты духовно-нравственного воспитания и образования школьника мы всё равно не сможем, поэтому здесь очень важно социальное партнёрство. В первую очередь, поддержка Русской Православной Церкви.
– Мы уже немного коснулись реализации проекта,давайте поговорим о ней подробнее...
А.К.:– На данный момент текст рукописи отправлен в издательство. Мы сейчас подбираем иллюстрации. Вернее, они уже подобраны, нужно только найти их в хорошем качестве. Возможно, даже понадобится провести дополнительные фотосессии в наших храмах и монастырях. Издательство «Русское слово» взялось издать наш учебник, пилотный тираж – 1000 экземпляров. Этого должно хватить для апробации пособия. Мы думаем, что для начала возьмём только 15 классов, и этого будет достаточно.
И.Д.:– Участниками апробации учебного пособия выступят не только школы города Смоленска:мы их выберем в разных муниципалитетах. Также предстоит широкое профессионально-общественное обсуждение пособия:нам очень важно мнение самих педагогов. При том, что у нас команда специалистов, нам всё равно важна обратная связь,важно знать, какие есть недостатки, и исправить их. Только тогда пособие в следующем издании, дополненном, переработанном, будет выпущено и использовано в массовой педагогической практике в Смоленской области.
Отец Александр не коснулся ещё одного очень важного момента. Когда мы погружались в эту работу, то ещё не понимали всей полноты ответственности, всей сложности возложенных обязательств. Для того, чтобы этот учебник использовался на территории Смоленской области, нам нужно было представить его в Областном экспертном совете. В июне прошла презентация и публичное обсуждение пособия, по результатам которых ему был присвоен гриф «Одобрено Областным экспертным советом».
А.К.: – Тут, наверное, стоит сказать слова благодарности нашим рецензентам. Это два доктора педагогических наук: Игорь Витальевич Метлик, заведующий Научно-методическим кабинетом Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, сотрудник Российской Академии Образования, и Ирина Афанасьевна Соловцова из Волгоградского государственногоуниверситета.
В конце августа, во время областного педагогического форума, мы планируем провести презентацию пособия. Но полный тираж мы ожидаем где-то в конце сентября – в начале октября. А в январе будущего года мы ужехотим подвести первые итоги: провести конференцию, услышать мнение не только педагогов, но и, в первую очередь, учащихся и их родителей.
И.Д.: – Для нас ключевая фигура образования – это дети. Мы работаем для них. Мы понимаем, что если у нас не будет таких пособий, будет намного сложнее воспитывать подрастающее поколение. Когда мы изучали ситуацию в разных регионах России, то увидели, что далеко не везде есть краеведческие учебники православного содержания. Наш регион в этом направлении делает очень много. И мы очень благодарны фонду «Соработничество» за финансовую поддержку проекта.
«Самые важные решения в жизни мы принимаем, когда не понимаем, что это такое»
– Пособие уже разработано. Есть ли какие-то любимые страницы, разделы?
И.Д.:– Конечно, есть, потому что мы как авторы работали в интерактиве: разработали общую концепцию, но при этом каждый писал свои главы и параграфы. И поэтому у каждого из авторов, наверное, есть свои любимые, выстраданные страницы текста. В этом пособии есть свои изюминки, которых нет в других пособиях – ни региональных, ни федеральных. Такой изюминкой, например, является рубрика «Язык православной культуры». Поскольку Тамара Михайловна филолог, она уделила этому направлению особое внимание. Ещё в пособии есть такая рубрика, как «Читаем и размышляем вместе», рубрики, посвящённые работе с документами. Есть историческая часть, над которой работала я. В пособии есть параграф, посвящённый служению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Смоленской земле. Мы уже назвали авторов учебника, а отец Александр как-то остался за скобками, потому что он не автор, но он – руководитель этого проекта. Когда обсуждался вопрос о проекте, он набрался смелости, взял на себя этот труд. Это действительно очень сложно: работать с документами, составлять отчёты, организовать вокруг себя команду. Поэтому отцу Александру низкий поклон и огромное спасибо.
А.К.:– Не помню, кто сказал: «Самые важные решения в жизни мы принимаем, когда не понимаем, что это такое». Когда я брался за этот проект, я ещё не знал, насколько это будет сложно, иногда страшно и насколько это ответственно. Сейчас мы всё это понимаем, и чудом Божьим, это всё у нас пока получается.
– Отец Александр, а это первый грантовый проект, которым вы руководите?
А.К.:– Первый проект, и сразу очень сложный. Честно говоря, если бы я знал в самом начале, насколько это будет сложно, может быть, и не рискнул. Хотя, нет, всё равно деваться было некуда.
И.Д.:– Некуда было деваться, потому что нельзя, живя на Смоленщине, обойти этот вопрос. Нельзя забывать традиции краеведческого образования, которое складывалось в течение долгих лет.Это просто неправильно. Поэтому мы старались сохранить накопленный опыт преподавания основ православной культуры Смоленщины и привести имеющиеся учебные материалы в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом.
А.К.:– Всё началось с того, что возникла проблема, что мы можем потерять этот учебный курс. И обратили на неё внимание учителя: «Как, неужели тот предмет, который мы так любим и преподаём уже много лет, совсем уйдёт, так же, как ушли другие региональные курсы?». И мы решили, что он останется, если он нужен в школе.
– Когда заполняешь отчётность по гранту, там есть раздел, где нужно определить, насколько успешно реализуется проект...
А.К.:– Мы заполнили промежуточный отчёт. Совершенно искренне я в этой графе указал, что проект реализуется успешно, потому что все мероприятия, которые были запланированы, мы осуществили. Все продукты этого проекта на данный момент мы получили. То, что он идёт сложно, это предполагалось сразу. Сложно в том плане, что это работа без выходных и отпусков.
И.Д.:– К тому же, это очень большой объём материала, который нужно было уложить в учебное пособие для восьмого класса с учётом возраста. О социальных эффектах проекта мы сможем судить тогда, когда наше пособие будет апробировано. Сейчас наши учителя – наиболее известные, много лет работающие в системе образования, – знакомятся с ним, а мы с нетерпением ждём их замечаний и предложений.
То есть, это не проект нескольких человек, которые написали что-то там у себя за закрытой дверью в кабинете. Мы всё это обсуждаем, мы представляем информацию о ходе реализации проекта на сайте епархии, и, в общем-то, любой желающий: родитель, ребенок, педагог, – может включиться и высказать своё мнение.
– Что касается тех отзывов, которые уже есть, какие они?
И.Д.:– Однозначно то, что такое пособие нужно. У нас были отзывы и педагогов, и наших рецензентов, докторов наук, которые обратили наше внимание и на достоинства, и на его недостатки. Мы поправили пособие с учётом высказанных замечаний. И, конечно, учли мнение членов Областного экспертного совета.
– Сами довольны тем, что получается?
И.Д.:– Нет, нельзя впадать в прелесть, радуясь достижениям.
А.К.:– Конечно же, нет, потому что нет предела совершенству. Сейчас, когда текст уже в издательстве, мы понимаем, что можно было бы написать и лучше, и интереснее, но на это нужно очень много времени. В чём сложность проекта – он очень сильно ограничен по времени, а процесс творческий. И, конечно же, мы смогли создать это учебное пособие только благодаря тому, что у наших авторов уже существовали свои наработки.
У нас не оказалось такого человека, который готов на несколько лет запереться в кабинете и написать учебник, но, может быть, когда-нибудь будет продолжение. Мы всё-таки думаем, что будет и интерактивное какое-то приложение. Может быть, какая-то игра на смартфоне, какой-то квест.
И.Д.:– Всё это теперь будет зависеть от учителей, а наши учителя и дети настолько талантливы, что они тот фактический материал, который получат на бумаге, смогут переложить в любой квест и в любое интерактивное путешествие. Но, в любом случае, если говорить о собственной удовлетворённости работой над проектом, знаете, как в песне: «Это всё, что останется после меня». По крайней мере, нам не стыдно будет за то, что мы что-то постарались сделать для региональной системы духовно-нравственного воспитания и образования.
Материал опубликован при грантовой поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2018–2019».
Фото: smoroik.ru
Татьяна Борисова