Церковь и общество

Творить добро нужно с рассуждением

5 апреля 2019 года в 10:00

На вопросы о делах милосердия в Смоленской епархии отвечает иерей Дионисий Давыдов, руководитель епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

– Пост – время добрых дел. Давайте поговорим о добрых делах вообще и социальной деятельности Смоленской епархии в частности...

– Для верующего человека всякий день – время добрых дел. В пост Господь ждёт от нас покаяния, более глубокой веры, более серьёзного, осмысленного отношения к нашей жизни в Церкви и к окружающим людям. Наша вера и наше покаяние должны быть подкреплены добрыми делами. Мы просим о прощении, просим о том, чтобы Господь помог нам в чём-то, в том, чтобы вспомнить какие-то забытые грехи (недаром и таинство соборования проводится чаще в дни Великого поста). Чтобы получить прощение и оставление грехов, мы должны приложить свои силы не только к молитве, посещению богослужений, но и к заботе о ближних.

Человек может провести это время перед телевизором или в ежедневной суете. А может всё это отложить, на первый взгляд, в ущерб себе, и совершать в это время добрые дела, в результате приобретая, конечно, намного больше.

Так, например, один из видов доброделания – это помощь семьям или отдельным членам семьи. Помощь в решении той проблемы, с которой самостоятельно справиться не получается. Это может быть уборка или приготовление пищи, если человек оказался временно нетрудоспособен. Или человека нужно отвезти в храм на богослужение, в больницу для прохождения медицинской процедуры. Подобные просьбы от жителей нашего региона в социальный отдел поступают достаточно часто, и благодаря сотрудникам, добровольцам, жертвователям и другим неравнодушным людям эта работа возможна.

Сейчас на постоянном патронате по разным направлениям социального отдела епархии состоят более 1 500 человек (500 семей), инвалидов и социально незащищённых жителей города и области. Всем им необходима поддержка.

В трудной жизненной ситуации могут оказаться и священнослужители или члены их семей, и тогда в работу вступает попечительская комиссия, утверждённая правящим архиереем, за счёт средств которой и происходит оказание необходимой помощи. Чаще всего, к сожалению, речь идёт о состоянии здоровья, требующем дорогостоящего лечения или реабилитации. Так, несколько лет назад в тяжелейшей ситуации оказалась семья священника: у его девятилетней дочери диагностировали опухоль головного мозга, и благодаря своевременному сбору средств, в том числе и финансовой поддержке епархии, была собрана необходимая сумма для проведения сложной операции за рубежом. Иногда необходима помощь в ремонте жилья, обучении детей и т. д. Такие случаи нередки, и в данный момент есть необходимость в подобной поддержке священнослужителей.

– Иногда приходится слышать, что для участия в делах милосердия нужно много свободного времени, которого современному городскому жителю и так не хватает…

– Это, конечно, ошибка. Каждый из нас может совершать добрые поступки даже в условиях очень плотного рабочего графика. Можно, выходя из дома, зайти по пути к пожилому человеку, вашему соседу, и поинтересоваться, не нужно ли вынести мусор или принести продукты и лекарства. А может быть, пригласить священника для беседы или совершения таинства, ведь с Богом человеку легче переживать и старость, и одиночество, и жизненные невзгоды.

– Добрые дела часто сопряжены с искушениями – это отражено даже в Церковном Предании. «Ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным», – шутят наши современники. Почему так трудно творить добрые дела?

– На самом деле нельзя сказать, что каждый, кто делает Божье дело, обязательно получает какое-то испытание. Господь всегда поддержит человека, который искренне, от сердца стремится делать что-то хорошее. Но само по себе доброделание – это уже некое испытание, и для каждого человека оно свое: один готов ради ближних свернуть горы, отдать часть себя, своего имущества, а другой готов просто поехать ради этого на маршрутке вместо автомобиля, подождав её в мороз или в жару. Кто-то отдаёт часть имения, а кто-то хочет сделать доброе дело, но между другими делами, не прикладывая особых усилий.

– Порой приходится слышать об обратной ситуации: человек готов с утра до вечера трудиться в храме на благо ближних, в то время как его собственные дети оставлены без внимания, дом не убран… Где граница между адекватным стремлением нести добро и фанатичным?

– Господь наделил нас всех одним даром – разумом. Любое наше дело должно совершаться с размышлением. Тот фанатизм, о котором вы говорите, не приветствуется нигде и губит общее дело. Мы говорим «нужно помочь ближним», но ближний – это тот, кто сейчас возле тебя находится. Если твоя семья, твой ребенок требуют внимания, твой дом требует ухода, значит, ты сейчас должен это сделать для своей семьи. Социальная деятельность не должна приносить ущерб семье добровольца. У нас есть такая практика: когда в сестричество во имя иконы Божией Матери «Одигитрии» желает вступить новая сестра, то, согласно уставу сестричества, если она замужем, прежде чем получить такое благословение, ей необходимо принести письменное разрешение супруга на эту деятельность.

– Такая практика существует только при вступлении в сестричества или и в иных церковных организациях?

– Она касается только сестричества, так как это довольно высокая ступень служения. Добровольцы службы «Милосердие» могут трудиться в удобное для них время, некоторые вообще оказывают разовую помощь.

– Прежде чем сестра милосердия получит благословение на ношение формы и примет устав, она проходит какой-то испытательный срок?

– Обязательно. Человек, который пришёл к нам в отдел и желает оказать помощь, первое время присматривается к направлениям – выбирает, какое ему ближе. Если он тяготеет к больничному служению, то начинает посещать пост с более опытными сёстрами милосердия, проходит обучение в социальном отделе на улице Урицкого, 15, чтобы не навредить себе и человеку, которому будет помогать. В дальнейшем, если доброволец чувствует силы и желание связать жизнь с этим служением, понимает всю ответственность, то после испытательного срока (примерно 3 месяца) принимается в сестричество.

– Сёстры милосердия – обязательно православные христиане?

– Да, безусловно. А вот среди добровольцев есть люди и другой веры, которые хотят помогать ближним. Это нормально, мы все работаем вместе. И для нас это дополнительная возможность рассказать им о Боге, но не словами, а примером любви к Нему через бескорыстное служение людям.

– Что делать тем, кто пока не готов к высокому служению, но дела милосердия ему не чужды?

– Деятельность нашего отдела довольно широка. Каждый желающий найдёт себе дело по душе, сколько бы у него ни было времени. У нас есть два направления, которые воспринимаются в обществе как противоположные: помощь детям и помощь бездомным.

Есть множество людей, которые с любовью относятся к детям, особенно к тем, которые остались без попечения родителей. Но этот же человек может очень негативно относиться к людям, которые оказались на улице.

Другие, наоборот, понимая, что все дети защищены государством, проявляют особую заботу о людях, которые могут не пережить следующий день. У бездомных есть реальная возможность умереть каждый день, причины тому разные, главная – холод, есть и другие риски, которые связаны с жизнью на улице.

– Чем можно помочь добровольцам службы «Милосердие» в этом направлении?

– Если есть десять минут, человек может взять в руки телефон и перечислить пожертвование. Если есть час, можно приехать на кормление бездомных или отвезти им еду вместе с нашими добровольцами. Если есть три-четыре часа, можно приготовить ту же самую еду, или съездить в детский дом, или навестить наши подопечные семьи – многодетных, малообеспеченных, инвалидов.

Два часа нужно, чтобы помочь человеку в больнице. За три-четыре часа можно помочь расфасовать и прибрать вещи в Центре комплексной помощи семье.

За один день можно идеально убрать квартиру одинокого человека, который давно в этом нуждается.

Два часа в неделю займёт ведение сайта службы «Милосердие» – такая помощь тоже нужна, но уже на систематической основе.

– Есть ли в вашей практике истории людей, которые радостно вспоминать?

– Радостные случаи не так запоминаются, как неудачи. Если мы смогли семье помочь дровами и люди всю зиму провели в тепле – это радость. Если удалось найти деньги, чтобы оплатить жильё человеку с ограниченными возможностями по здоровью, или помочь ребёнку, которому нужно проходить лечение в другом городе, – это всё хорошие случаи. Но они ожидаемые. Это тот результат, к которому ты стремишься. А вот если не удалось помочь, это запоминается навсегда.

Есть, конечно, и особые случаи радостных перемен, о которых помнишь. Например, один бездомный человек, который уже пожил на улице и сам для себя принял такой образ жизни, вдруг после общения с добровольцами в следующий раз приходит уже не просто за закуской, а спрашивает – чем он может быть полезен. Берёт мусор, который остался от обеда бездомных, и относит в мешок, проявляет ещё какую-то инициативу. А в дальнейшем понимает, что его жизнь на улице невозможна. Он хочет вернуться в социум, стать нормальным человеком. Делает шаги к Богу, приходит на исповедь – не потому, что это возможность ещё что-то выпросить у батюшки. Нет, он говорит о своих душевных переживаниях, пытается осознать, в чём его ошибки, что он сделал не так, когда был в алкогольном забытьи. И в результате при поддержке добрых людей этот человек ушёл с улицы и стал жить в монастыре, и там он трудится до сих пор.

Проще говоря, если всё закончилось благополучно, то ты спокоен и просто продолжаешь идти дальше, а там новые люди, новые проблемы, на которых необходимо сосредоточиться и постараться их решить.

И если у человека всё получается, а перед этим ты имел возможность (или даже честь) ему помочь, и он вернулся к нормальной жизни, то тебе радостно и спокойно, а в остальных случаях переживаешь, постоянно мысленно возвращаясь в ту ситуацию, ища новые и новые варианты.

– Стоит ли помогать «профессиональным» нищим?

– Здесь каждый должен дать сам себе ответ, для чего ты это делаешь. Что такое твоя жертва? Ты хочешь, чтобы человек исцелился от того недуга, которым страдает, выбрался из тех сложных обстоятельств, в которых пребывает? Значит, нужно проявить участие. Профессиональные нищие не станут разговаривать, они скажут: отстань, из-за тебя прошли пять человек, которые мне не подали. В таком случае ты можешь его оставить или купить ему еды. А если человек откликнется, расскажет, что у него дома происходит, тогда нужно оказывать посильную помощь: восстановить документы, может быть, сходить с этим человеком в какую-то организацию, в больницу. Обратиться в соцзащиту, в епархию в нашем случае. Попросить за него помощи, потому что, может быть, его просто где-то не услышали. Может быть, он только сейчас пришёл на эту улицу, долго боролся, но нужда заставила. И тут Господь нам его посылает. При этом мы должны руководствоваться тем, что говорит нам Господь: видели Меня голодным и не накормили, бездомным – и не ввели в дом. Евангельские слова всегда должны быть в нашем сердце и разуме, ими мы должны руководствоваться. Если это движет человеком, то он не совершит ошибку. Если у нас какие-то иные мотивы – «стыдно не дать», «что люди скажут», – то я призываю задуматься, что такое жертва и для чего её нужно давать.

Но факт в том, что если мы даём деньги человеку и они ему не на пользу, то мы ему только вредим.

– Как, оказывая помощь незнакомым людям, не стать жертвой мошенников?

– Если есть такая возможность, а она в большинстве случаев есть, – проверять информацию. Если в интернете размещён некий номер телефона, нужно по нему позвонить, попросить справки, какие-то доказательства, задать побольше уточняющих вопросов, возможно, встретиться лично. Так вы будете уверены, что ваши средства направлены по делу.

Хочу рассказать про очень показательный случай, который произошёл лично со мной. Однажды на мой телефон поступил звонок – довольно молодой женский голос, встревоженный тон. «Отец Дионисий, помните, мы с мужем приходили в ваш храм со своим горем, у нас тяжело болен ребёнок?» – женщина назвала своё имя и имя мужа. Я, задумавшись, извинился и ответил, что, к сожалению, нет, испытывая сильный стыд от того, что оказался, пусть и по причине множества просьб и обращений, но всё же невнимателен к ним. Всхлипывая в трубку, женщина рассказала, что они не один месяц ждут своей очереди к врачу, находясь уже в больнице, и, конечно, сильно поиздержались. И вот чудо – буквально пятнадцать минут назад к ним в палату зашёл лечащий врач и сообщил о возможности в течение двух часов взять младенца на необходимую хирургию, но есть два условия: решиться нужно немедленно, и необходимо оплатить дорогое лекарство, иначе возьмут других. И вот прошло уже пятнадцать минут, и все, кого она успела за это время попросить, отказали, обратиться ей больше не к кому, при этом очень стыдно, но речь идёт о здоровье и дальнейшем благополучии её чада и, может быть, даже о жизни! После чего слёзно попросила помощи – нужно было около 15 тысяч рублей. Я, ещё испытывая сильные угрызения совести за свою невнимательность и понимая всю срочность дела, поспешил уверить её в том, что немедленно обращусь к друзьям нашего отдела, к тем, кто выручает нас в тяжёлых ситуациях, и непременно попрошу о помощи.

Благодаря Бога за то, что один прекрасный человек именно в данный момент, несмотря на свою постоянную занятость, смог ответить на мой звонок, я кратко рассказал о случившемся и без замедления получил положительный ответ на эту просьбу. Наш друг был готов немедленно перечислить необходимую сумму. Перезвонив беспомощной маме, я сообщил добрую весть и попросил номер её банковской карты, но таковой у неё не оказалось, и она предложила номер карты соседки по палате. В данном случае это, конечно, не имело никакого значения – лишь бы успеть с операцией. После того как деньги были переведены на карту, я попросил маму, чтобы она сообщила мне о том, как пройдёт операция, и о самочувствии её чада, пообещал непременно помолиться о здравии и ещё раз со смущением уточнил имя младенца. Также я попросил прислать чек на оплаченное лекарство. И, конечно, получил уверение в том, что она всё сделает. Далее, сославшись на уходящее время, мама поблагодарила и попрощалась. Я был рад – всё сложилось очень хорошо. Стал ждать звонка от мамы…

Время подошло к вечеру, звонка нет… Думал: наверно, после операции им просто не до того, ждал дальше. Написал СМС – ответа нет. Совсем поздно позвонил – женщина очень коротко сказала, что говорить не может и перезвонит. Прошло несколько дней, за это время мы два раза созвонились, мама обещала найти время и всё рассказать, но так и не перезвонила. В итоге номер её оказался отключён, но я сохранил его в телефоне. На тот момент я уже осознал, что это были мошеннические действия. Мой номер можно найти в интернете, а сам я, хотя всегда призываю людей проверять информацию, этого не сделал.

Конечно, я взял перед своими друзьями ответственность на себя, так как не представил отчёт о потраченных средствах, впрочем, он им и не требовался. Они меня простили, но для меня это был опыт.

Месяца через три мне поступил звонок с этого же номера телефона, где опять тот же женский голос пробовал рассказать мне какую-то историю о больном ребёнке. Выслушав это, я напомнил собеседнице, что она ещё не передала мне документы по прошлому случаю. Женщина бросила трубку и больше не звонила.

Безусловно, перевод денежных средств на благие цели – это удобно, но лучше пообщаться лично. Конечно, это не всегда возможно. Часто сборы проводят не сами люди нуждающиеся, им просто не до этого, а какие-то благотворительные фонды, организации. В таком случае нужно руководствоваться репутацией тех людей, которые проводят сбор.

К сожалению, даже в нашем небольшом городе мы порой сталкиваемся с таким злоупотреблением, когда люди хотят на несчастье другого заработать и не гнушаются ничем. Будьте бдительны! Прежде чем оказать помощь, нужно обратиться к официальным лицам (тем, кто несёт ответственность за сбор и расходование пожертвований) для того, чтобы не дать возможности людям совершать мошеннические действия. Стесняться этого не нужно.

Когда ты хочешь оказать помощь, ты вправе попросить документацию, подтверждающую, что деньги будут направлены по необходимости. Поговорить с теми людьми, которые представляют нуждающегося в помощи, уточнить, что они уже сделали для решения проблемы. Очень часто лечение осуществляется государством бесплатно, как и проживание, и дальнейшая реабилитация.

Найдите время, чтобы уточнить всю информацию, и лишь тогда общими усилиями мы сможем сделать так, чтобы помощь дошла именно до того человека, которому она действительно необходима.

Фото: Екатерина ДМИТРАКОВА


Читайте другие новости по теме на Smolgazeta.ru:

Любовь – это всегда жертва

Мы стали слишком чопорными

И загадочных древних ликов. Художник Игорь Пырцов представил на выставке резные иконы

Екатерина Дмитракова

Духовные школы укрепляют контакты
Инициатива, ответственность, сотрудничество