Церковь и общество

За веру и правду

31 мая 2018 года в 13:38

С конца 80-х годов прошлого века по настоящее время Русской Православной Церковью продолжается работа по канонизации пострадавших за веру в период большевистского богоборчества. Самые близкие по временным меркам к нам святые, как и те, кто занимает почётные места в пантеоне Русской Православной Церкви на протяжении многих веков, не только не соглашались пожертвовать верой в Бога ради сохранения жизни, но и своими подвигами показывали, что любовь к правде Божией – самое ценное в жизни православного христианина. Все персоналии и общее число погибших за годы репрессий поборников веры пока неизвестны, но Собор новомучеников и исповедников российских постепенно пополняется новыми именами. В настоящий момент к лику причислены уже около двух тысяч подвижников. Среди них и те, кто связан со смоленской землёй.

Мученик Иоанн Попов

Иван Попов родился в 1867 году в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника Василия Попова. Через два дня после рождения был крещён в местной Спасо-Преображенской церкви своим дедом, протоиереем Михаилом Поповым.

Попов окончил Смоленскую духовную семинарию, позже – Московскую духовную академию, в которой был оставлен для преподавательской работы на кафедре патристики. Патристика – это богословская дисциплина, предметом которой является изучение философских и теологических воззрений отцов Церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства. Вскоре Иван Васильевич защитил магистерскую диссертацию, в которой разбиралось происхождение и обоснование нравственности как с философской, так и с богословской точек зрения, и был утверждён в должности доцента академии. А через год был назначен экстраординарным профессором на кафедру патристики. Иван Попов не был женат и вёл в миру, по сути, монашескую жизнь.

Иван Васильевич Попов был одним из образованнейших людей ХХ столетия. Архиепископ Иларион (Троицкий) говорил о нём так: «Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе, то это будет ничто пред знаниями Ивана Васильевича».

Помимо преподавательской и научной деятельности Попов был редактором академического журнала «Богословский вестник», который при нём достиг большой популярности и собрал самое большое число подписчиков.

Однако исторические обстоятельства складывались так, что профессору Попову, как и всем представителям русской церковной науки, становилось всё труднее и труднее заниматься научной и преподавательской деятельностью. Исповеднический подвиг Попова начался в декабре 1919 года, когда от имени Совета православных общин Сергиева Посада он обратился в Совнарком с протестом против намечавшегося изъятия мощей преподобного Сергия Радонежского из Троицкого собора и перемещения их в один из московских музеев. В связи с этим в Сергиевом Посаде возникли волнения, и местный Революционный комитет бездоказательно объявил зачинщиками беспорядков ряд профессоров Духовной академии, в том числе и Попова.

В 1923 году Попов являлся одним из ближайших помощников Святейшего Патриарха Тихона. Близость к Патриарху, вероятно, и послужила основной причиной ареста Ивана Васильевича – это случилось в декабре 1924 года. С этого времени закончилась его деятельность на поприще изучения церковной истории и преподавания патрологии – он сам стал участником этой истории и на своём личном примере был призван показывать тот образ христианина, коим прославились и просияли святые отцы и учителя Церкви.

Попову было предъявлено обвинение в том, что он собирал сведения о репрессированных епископах и передавал их на Запад. Материалы следственного дела показывают, что Попов действительно составлял списки русских архиереев, в которых имелась отдельная графа с указанием, кто из них подвергся преследованиям. Эти списки он собирался представить на готовившемся тогда Вселенском соборе. За всё время следствия Попов ни разу не дал показаний, способных кому-либо повредить, категорически отказываясь назвать имена, которые требовали от него следователи.

В 1925 году Иван Васильевич Попов был осуждён на три года и отправлен в печально известный Соловецкий лагерь особого назначения. Находясь в лагере, Иван Васильевич стал автором текста обращения православных архиереев к правительству СССР. В этом обращении подробно описывались идейные различия между идеологией коммунизма и церковным мировоззрением. В нём отмечались общие принципы взаимоотношений между Церковью и государством, основанные на признании закона об отделении Церкви от государства.

В ноябре 1927-го Иван Васильевич был переведён на материк, но получил не освобождение, а новые три года ссылки на Урал. Через полгода он был отправлен в ещё более дальнюю ссылку под Сургут. В 1931-м его освободили, но тут же вновь арестовали и перевели в очень пустынную местность на севере от Тобольска.

Однако вскоре власти внезапно прервали ссылку и отправили Попова в Москву, где якобы не нашлось ни одного профессора, знающего латинский язык, чтобы перевести какое-то сочинение для одного академического издания. Но в феврале 1935 года он вновь был арестован в связи с так называемым делом русских католиков за проведение антисоветской агитации и был выслан из Москвы в Красноярский край.

В последний раз Попов был арестован в 37-м по необоснованному обвинению в том, что, находясь в ссылке, возобновил свою контрреволюционную деятельность среди населения, систематически проводил агитацию против существующего строя, дискредитируя стахановское движение и Конституцию СССР, распространяя клевету на руководителей партии и советского правительства.

Решением тройки НКВД Красноярского края Попову была назначена высшая мера наказания – расстрел с конфискацией лично ему принадлежащего имущества. Постановление о расстреле приведено в исполнение 8 февраля 1938 года в городе Енисейске. Сведений о месте захоронения Ивана Васильевича Попова не имеется.

Иван Попов был человеком стойким и целомудренным, его убеждения, основанные на фундаменте веры, были настолько глубоки, что их не могли поколебать ни тюрьма, ни концлагерь, ни ссылки. Он везде оставался всё тем же мудрым, глубоким и спокойным профессором-христианином Иваном Васильевичем Поповым. Занимаясь как профессор академии патристикой, он впоследствии повторил на собственном опыте судьбу святых отцов, исповедников и мучеников.

В 1989 году Попов был реабилитирован, а в 2003 году причислен к лику святых определением Священного Синода Русской Православной Церкви как новомученик.

Священномученик Павел Иванов

Священномученик Павел родился в 1875 году в селе Цуриково Смоленского уезда Смоленской губернии в семье священника Иоанна Иванова. Начальное образование Павел получил в духовном училище, а в 1898 году окончил духовную семинарию и до 1901 года работал учителем в школе в селе Болшево Бельского уезда Смоленской губернии.

В 1901 году умер его отец-священник, и Павел был рукоположен на его место в Успенский храм в селе Цуриково. В этом храме он служил до 1910 года, когда был назначен полковым священником в 7-й Туркестанский стрелковый полк, который квартировал в те времена в городах Коканде, Скобелеве и Андижане. Октябрьская революция и Гражданская война застали Павла Иванова на службе в полку при военном госпитале.

После революции с 1919-го по 1926 год отец Павел служил в Покровском храме в селе Тупичево Черниговской губернии. В 1926 году священник переехал в Москву, где в это время жила его мать, и был назначен служить в Успенский храм в село Обухово Солнечногорского района Московской области.

В марте 1938 года отец Павел был арестован и заключён сначала в тюрьму в Солнечногорске, а затем – в Таганскую тюрьму в Москве. Арестован он был сотрудниками Солнечногорского НКВД на основании подписанных штатными свидетелями протоколов допросов.

Сохранились записи допросов Павла Иванова следователями НКВД. В протоколе от 25 марта 1938 года, в частности, отмечено:

«Вопрос: Следствие располагает данными, что вы занимаетесь контрреволюционной деятельностью. В июне 1937 года вы, находясь в доме одного колхозника села Обухова, высказывались, что большевики порабощают народ, судят ни за что, сгоняют на строительство канала «Волга – Москва», говорили, что канал сооружён невиновными людьми... что большевики притесняют религию, разрушают церкви, непосильными налогами притесняют служителей, только благодаря западным странам у нас ещё существует религия.

Ответ: Виновным себя в предъявленной мне контрреволюционной деятельности не признаю и её отрицаю, таких высказываний никогда не было».

На этом допросы прекратились, потому что были арестованы сами следователи. На их место через некоторое время пришли другие, однако на судьбу священника это нисколько не повлияло. 2 июня 1938 года тройка НКВД на основании тех же показаний лжесвидетелей приговорила отца Павла к расстрелу.

Священник Павел Иванов был расстрелян 27 июня 1938 года и погребён в безвестной общей могиле под Москвой на Бутовском полигоне, известном как одно из мест массовых казней и захоронений жертв репрессий. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал Бутовский полигон «русской Голгофой». Среди захороненных на полигоне – около тысячи представителей духовенства.

Память священномученика Павла Иванова Святая Церковь празднует 27 июня, а также в день памяти Собора Новомучеников и Исповедников Российских XX века.

Материал опубликован при грантовой поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2017–2018».

Юрий Семченков

Подвиг новомучеников глазами современной молодёжи
Храм в местах лишения свободы должен приносить умиротворение

Другие новости по теме