Елена Ульяненкова: Гражданское общество рождается в борьбе за права
Жители многоэтажек отстояли свой двор. Что дальше? Наш собеседник – председатель Общественной палаты Смоленской области Елена Ульяненкова.(Газетная версия радиоэфира на «Смоленской весне» 14 июня.)
– Общественная палата уделяет много внимания проблеме точечной застройки. Недавно произошёл судебный прецедент, который должен вселить надежду в жителей, которые ведут борьбу за свои придомовые территории. Речь о знаменитом дворе на ул. Шевченко в Смоленске.
– Об этой истории много сказано. Напомню, в 2007 году территорию с детским городком отдали в аренду, на этом месте должен был появиться торгово-бытовой центр. Жители нескольких многоэтажек оказались лишены придомовой территории. Недавно суд вынес ещё одно решение в пользу жильцов. Думаю, наш оппонент и его опротестует. Но администрация области уже передала эту территорию управлению капитального строительства под благоустройство. Сделан шикарный проект детской площадки, причём не только для малышей. Там большая территория, можно сделать хоккейную площадку, футбольное и волейбольное поля. Если это получится, то будет наградой за все наши мучения.
Мы говорим, что у нас нет гражданского общества. Есть. В этих четырёх домах действительно сформировалась его ячейка. Люди, в том числе малообеспеченные, которые живут в панельных пятиэтажках, собирали деньги на адвокатов, на экспертизы. У меня самой иногда руки опускались – сил никаких не хватит ходить на эти суды, доказывать, что это белое, а не чёрное. Но мы продолжали бороться. Хочу выразить восхищение жильцами домов №№46, 44, 48, 50 по ул. Шевченко. Простые люди#8195;– пожилые, которые помнят, как строились эти дома, молодые, выросшие в этом дворе,#8195;– приходили в суд. Многие не понимают юридических тонкостей, но они удивляются: как так можно?! Вот к чему привёл один неправильный шаг городской администрации при межевании.
Знаю, что таких лакомых кусков земли с детскими площадками, с рощами и так далее в Смоленске много отдали под точечную застройку. Поэтому я обращаюсь ко всем жителям Смоленска. Объединяйтесь, проверяйте градостроительные документы. Во многих ситуациях начинали волноваться, только когда во дворах уже устанавливали забор, а земля была отдана застройщику несколько лет назад. Чем раньше начать бороться, тем больше у жильцов шансов на успех. Знайте, это ваша земля. По закону на каждого жильца дома, независимо от того, собственник он или нет, положено 18 кв. м придомовой территории. Обращайтесь в Общественную палату. Мы будем помогать, будем бороться с точечной застройкой.
– Как складываются отношения Общественной палаты с исполнительной властью?
– Конечно, решения палаты носят рекомендательный характер. Но можно же это по-разному преподнести. Конечно, мы не всем можем помочь – к нам поступает огромное количество обращений. На членах палаты лежит большая нагрузка, притом все работают на общественных началах. Но если мы взялись за дело, стараемся его довести до конца. Даже при рекомендательном характере наших решений областная власть к нам относится очень доброжелательно, федеральные структуры лояльны. Мы завоевали авторитет. Члены палаты входят в состав коллегий многих департаментов, общественных советов федеральных органов, и мы помогаем им в меру своих возможностей. Потому что общественность – серьёзная сила. У нас в Смоленской области 1300 общественных организаций. И то, что Владимир Путин решил опереться на выборах именно на общественность, как показало время, было правильным шагом. Потому что общественникам народ доверяет: такими объединениями руководят люди независимые, уважаемые, некоррумпированные.
– Общественные организации сейчас могут сами заработать. Расскажите об этом.
– Общественные организации реализуют очень много социальных программ. Больше 8 млн. рублей грантов из бюджета области распределены между 26 организациями, представившими свои проекты. Общественная палата внимательно следит за их исполнением.
– Вы возглавляли народный штаб поддержки Путина. Выборы прошли, существует ли эта структура сейчас?
– Народный штаб подобрался такой, что я удивлялась людям. Ведь мы работали без всяких денег, за идею. Мы считали, что в данной ситуации и при тех кандидатах Владимир Владимирович Путин был единственным претендентом, одобренным большинством населения. Беседуя с пенсионерами, даже с убеждёнными коммунистами, я в этом убедилась. И когда мне предложили возглавить общественный штаб Путина, я согласилась. Вроде бы наша миссия закончилась. Нам сказали спасибо, потому что действительно Смоленская область проголосовала неплохо. Но люди не расходятся. Очень много было наказов за два месяца работы. Люди к нам приходили, потому что верили нашему штабу, верили Путину. Сейчас постепенно исполняем эти наказы. Пока мы не выполним последнюю просьбу, штаб не разойдётся. Надо будет – мы опять возьмём флаг в руки и будем работать на благо жителей Смоленщины.
– Общественная палата поднимала тему сокращения электричек, когда РЖД существенно увеличили размер компенсации, которую должна платить область за пригородные перевозки...
– Это было ровно два года назад, в июле. Мы провели большое заседание палаты, на которое пригласили представителей РЖД из Москвы, глав тех районов, где сокращены электрички. И пришли к консенсусу. Сейчас снова собираемся вплотную заняться этой темой. Есть информация, что количество электричек снова может уменьшиться. Я не экономист, не знаю тонкостей. Говорят, что область должна возмещать выпадающий доход железной дороге. А как же то, что железная дорога пользуется нашей землёй? Наверное, нужно тоже это учитывать.
– Вы возглавляете общественную организацию «Памятник смолянам-путешественникам». Что с реализацией этого проекта?
– Эта общественная организация создана несколько лет назад, чтобы увековечить наших знаменитых земляков – Пржевальского, Козлова и Четыркина, которые внесли большой вклад в науку и прославили нашу Смоленщину. Был объявлен конкурс на проект памятника. На его реализацию нужно 12 млн. рублей. Собрать такие средства своими силами оказалось невозможно. Нам обещали включить памятник в программу подготовки к 1150-летию, но этого не произошло. Слишком много было желающих. Сквер на проспекте Гагарина, напротив бюста первого космонавта, как его в народе называют – озеро Хасан, тоже несколько раз пытались отдать под застройку. Удалось внести изменения в территориальное зонирование и обозначить, что это территория сквера. Члены правления обошли тысячу инстанций, чтобы эту землю у нас не забрали. Но до сих пор поползновения есть.
Этому уголку уже дано официальное название – сквер Первопроходцев. Представляете, какой интересный будет туристический маршрут – первый космонавт, напротив#8195;– исследователи Центральной Азии, наши земляки… Я обратилась к Владимиру Владимировичу Путину за помощью в этом вопросе, буду разговаривать с Алексеем Владимировичем Островским. Это же не для краеведов делается, это для города!