Какие поселения и районы планируют объединить в Смоленской области
Вопросы местного самоуправления – тема пресс-конференции в «Смоленской газете». Гость редакции – начальник профильного департамента областной Администрации Игорь БОРИСЕНКО.– Сегодня вопросы местного самоуправления не менее актуальны, чем вопросы экономики. Как у нас развивается система МСУ и каковы её ближайшие перспективы?
– С 2006 года в регионе в полном объёме реализуется федеральное законодательство в сфере местного самоуправления – в первую очередь ФЗ №31 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Под его юрисдикцией находятся 350 муниципальных образований, в том числе 25 муниципальных районов, два городских округа, 25 городских и 298 сельских поселений.
Как известно, местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий и не входит в структуру органов государственной власти. Так записано в Конституции. Тем не менее мы, региональная власть, и органы МСУ всегда работаем сообща по вопросам, которые касаются их жизнедеятельности. Назову только некоторые направления взаимодействия.
Утверждение границ муниципальных образований в соответствии с нормами градостроительного и земельного законодательства. Принимаем соответствующие областные законы. Это необходимо, в частности, в связи с разработкой генпланов поселений и схем территориального планирования.
Ведение регистра муниципальных нормативно-правовых актов. Сегодня в нём около 18 тысяч документов. Департамент регулярно выпускает бюллетень «Местное самоуправление Смоленской области», в котором аккумулируется весь положительный опыт, накопленный как в поселениях региона, так и у наших соседей. Помимо печатной есть электронная версия, которую выкладываем на сайте. Информация открыта для всех – любой гражданин может ознакомиться с материалами этого сборника.
Представительные органы МСУ формируются на выборах в соответствии с волеизъявлением населения. Люди делегируют во власть своих представителей и надеются, что те будут решать вопросы, которые волнуют их избирателей. Поэтому ещё одна наша задача – формирование политически стабильных, нацеленных на работу отношений. Кстати, 4 декабря, помимо выборов в Государственную Думу РФ и довыборов в областную Думу по 3-му округу, пройдут довыборы в Починковском, Ельнинском, Руднянском районах. По инициативе департамента созданы рабочие группы, которые возглавили заместители Губернатора с целью оказания содействия избирательным комиссиям в подготовке выборов.
Работаем также и над повышением активности населения в решении вопросов местного значения через участие в территориальном общественном самоуправлении – ТОСах. Для этого необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу и, конечно же, создать механизмы мотивации и стимулирования местных активистов. Этому способствует ежегодный конкурс с длинным названием «Лучший старейшина, председатель уличного, домового комитета и совета территориального общественного самоуправления». Ежегодно проводится и конкурс на лучшее муниципальное образование. Победители получают серьёзные гранты.
Нужно отметить, что за последние два года серьёзно поднялся уровень низового звена в структуре органов местного самоуправления – сельских поселений. Если раньше на конкурс заявлялись немногие, то за последние два года среди них существенно возросла конкуренция. Чувствуется заинтересованность. Сегодня уже заявляются те поселения, которые раньше мы считали аутсайдерами.
– С чем вы связываете прогресс?
– Это результат планомерной работы Администрации Смоленской области и лично Губернатора Сергея Антуфьева по развитию региона и, в частности, села. Начинает подниматься АПК, а местное самоуправление напрямую связано с экономикой. Когда в поселении наполняется казна, много вопросов можно решать, а не ходить с протянутой рукой.
Ещё один признак оживления МСУ– возрождение традиции проводить праздники деревни. Вот, например, совсем недавно прошёл праздник деревни Селезни в Велижском районе. Это было совсем не формальное мероприятие – местные жители сами его организовали, подготовили большую интересную программу. Считаю, что такие праздники – очень хорошая площадка для того, чтобы консолидировать ту или иную территорию. Люди не должны сидеть по домам. Они должны объединяться. Всегда сложные вопросы решали всем миром, и мы такие действия готовы поддерживать.
– В местном самоуправлении всегда остро стояла кадровая проблема…
– Действительно, многое зависит от личности руководителя МО, его напористости. Повторюсь, сейчас можно участвовать во многих программах, но чтобы в них попасть, нужно подготовить заявки, собрать документы, приехать в область и всё это дело толкать. Иными словами, без лидерских качеств местному руководителю не обойтись.
Чтобы решить кадровую проблему, в области сформирован резерв управленческих кадров муниципальных служащих. Сегодня в него включены 350 человек. Из них прошли подготовку по линии департамента 204 человека. У нас сложилась определённая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов МСУ. Всего с 2009 года повышение квалификации прошли 3952 работника МСУ всех категорий, начиная с низовых муниципальных должностей и заканчивая главами. Работа в данном направлении ведётся постоянно.
В последнее время кадровый состав глав местных администраций обновился почти наполовину. Это произошло в 147 муниципалитетах – порядка 42 процентов от общего числа. При этом наметилась отрадная тенденция – увеличилось количество молодых людей, которые возглавляют тот или иной орган МСУ. Вырос образовательный уровень муниципальных служащих – 85 процентов имеют высшее образование.
– Каковы перспективы местного самоуправления на территории Смоленской области?
– Одна из проблем, влияющих на эффективность муниципальной власти, – сложившаяся территориальная организация местного самоуправления. 131-й ФЗ исходил из целесообразности создания двухуровневой организации МСУ, когда существует уровень муниципального района и уровень поселения. Такая система в регионе создана, но она, на наш взгляд, не является оптимальной. Практика показала, что при установлении границ не учитывался экономический потенциал образуемых муниципалитетов. В результате сельские поселения не обладают ни кадровыми, ни финансовыми ресурсами, необходимыми для полноценного выполнения возложенных на них задач.
Сегодня такая ситуация складывается в 30 процентах сельских поселений с численностью населения до 500 человек. Практически все они передали свои полномочия на районный уровень.
Учитывая проблему, департамент разработал концепцию развития органов местного самоуправления до 2025 года. В ней говорится прежде всего об оптимизации территориальной организации МСУ. В среднесрочной перспективе, до 2020 года, речь идёт об объединении сельских поселений и создании новых муниципалитетов с численностью населения две-три тысячи человек. В долгосрочной – объединение муниципальных районов с количеством жителей до пяти тысяч.
На последнем заседании Совета по развитию местного самоуправления рассматривался вопрос об объединении городских и районных органов МСУ. Плюсы очевидны. Когда власть не делится на районную и городскую, житель того или иного муниципалитета чётко знает, куда обращаться, чтобы его проблемы были решены. Эту модель мы прорабатываем. Дали муниципалитетам срок до 1 ноября, чтобы они рассмотрели возможность и целесообразность такого объединения, – здесь нужен дифференцированный подход. Вопрос должен обсуждаться депутатами районного, городского совета, при этом нужно учесть мнение населения. Думаю, процесс объединения неизбежен, необходимость этого назрела.