Ira et Superbia «защитников костёла»
Как только на минувшей неделе стало известно, что, возможно, в здании бывшего Смоленского римско-католического костёла будет создан филармонический концертный зал органной музыки, у ряда граждан началась самая настоящая истерика. В ход пошли обвинения в оскорблении чувств верующих и даже в «разжигании межконфессиональной розни».Официальные заявления о том, что говорить о конкретном решении по дальнейшему использованию пустующего сейчас здания пока абсолютно преждевременно, а мысль о создании в нём концертного зала – всего лишь идея, открытая для общественного обсуждения и дальнейшей детальной проработки, не были услышаны.
Фактически заткнули рот и тем, кто счёл, что если бы эту идею удалось воплотить в жизнь, то это было бы большой удачей для Смоленска как в культурном плане, так и в плане привлечения туристов. «Забота о развитии культуры не может осуществляться за счёт ущемления прав верующих», – сказали, как отрезали.
Что ж, если вы, господа, жёстко переводите тему костёла в плоскость конфликта, то позвольте чётко обозначить ряд принципиальных позиций.
Позиция власти и реакция на неё
Первое. То, что здание памятника архитектуры находится сегодня в ужасающем состоянии, – это факт. Как факт и то, что конечное решение судьбы этого объекта будет за Министерством культуры, на балансе которого оно находится, а не за региональной властью.
Региональная власть после переезда областного архива из здания костёла сделала максимум того, что в её компетенции. В 2016 году для решения вопроса финансирования за счёт средств федерального бюджета мероприятий по приведению в надлежащее состояние здания объекта культурного наследия «Польский костёл» (именно так уже не одно десятилетие объект именуется в официальных документах. – И. К.) в Министерство культуры направлены документы на участие в федеральной целевой программе «Культура России (2012–2018 годы)» в части разработки научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта. Пакет документов принят к рассмотрению. Решение Министерства культуры по данному вопросу будет принято в первом полугодии 2017 года.
Губернатор Алексей Островский обратился к министру культуры Владимиру Мединскому с инициативой о создании на базе объекта культурного наследия «Польский костёл» филиала федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Московская государственная академическая филармония». Один из возможных вариантов использования объекта культурного наследия «Польский костёл» – размещение зала органной музыки для осуществления регулярной концертной деятельности, в том числе с участием смоленских коллективов.
Кстати, идея создания органного зала отнюдь не новая. Ещё во времена СССР её высказал тогдашний первый секретарь обкома КПСС Иван Клименко. И её осуществили бы, но случился распад державы.
Второе. Осторожное заявление о намерениях областной власти вызвало резкое раздражение в католических кругах. Информационная служба католической архиепархии в Москве моментально выступила с заявлением, в котором высказала «удивление и огорчение» и надежду, что «областные и федеральные власти, учитывая федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения», примут справедливое решение по этому вопросу».
Надеюсь, нет необходимости разъяснять, что «надежда» со ссылкой на закон в данной ситуации фактически означает ультиматум и федеральной, и областной власти. Католики, надо отдать им должное, умеют жёстко отстаивать свой интерес. Так что Смоленским костёлом, думаю, дело не ограничится. В интернете можно найти весьма недвусмысленные намёки на то, что нынче на богослужения они чуть ли не толпами вынуждены приезжать в Смоленск из других населённых пунктов области, где ранее существовали католические приходы. Мол, здания бывших католических храмов на территории Смоленской области в той или иной мере сохранились в Рославле и Шумячах, Велиже. Того и гляди, что скоро вообще объявят Смоленщину исконно католическим краем…
Препятствий никто не чинил
И вот здесь мы подходим к третьему, самому принципиальному моменту: какие реальные интересы скрываются за озабоченностью «защитников костёла»?
Чисто религиозные? Безусловно, у части людей – именно они. У тех, кто родился и вырос в исконно католических семьях. У тех, кто приехал на Смоленщину как беженцы в девяностых и нулевых годах из бывших республик СССР. Но, поверьте, истинных католиков на Смоленщине вовсе не так много, как пытаются нам внушить. Это – факт! И они, что принципиально важно, имеют все возможности для отправления своих религиозных обрядов. Ещё в 1997 году администрация Смоленска безвозмездно передала католическому приходу здание бывшего дома священников и выделила в историческом центре города землю. 28 ноября 1999 года тогдашний апостольский администратор для католиков латинского обряда европейской части России архиепископ Тадеуш Кондрусевич в торжественной обстановке освятил приходской дом и вновь построенную приходскую часовню. И никаких препятствий никто не чинил.
Но «защитники костёла» не унимаются. Сознательно ставлю, обозначая их, кавычки, ибо предполагаю, что бьются они отнюдь не за свободу вероисповедания, которую, повторюсь, в Смоленской области католикам никто не ограничивает, а совсем за иные цели. Какие именно? Чтобы понять, придётся совершить экскурс в историю того, как развивались отношения католицизма с Россией.
Многовековая экспансия
XIII век. В 1242 году организован крестовый поход ливонских рыцарей против русских, окончившийся разгромом латинян на Чудском озере. Католическая агрессия против Руси предпринята в тяжелейший момент татаро-монгольского нашествия.
XIV век. Агрессия Польши против западнорусских земель. Король Казимир захватывает Галицкую Русь. Шведский король Магнус воюет против Новгорода и пытается обращать русских в латинство. Папа объявляет в Скандинавии крестовый поход против русских.
XV век. В Юрьеве по повелению католического епископа и ливонских властей утоплены в реке православный священник Исидор и с ним 72 человека за отказ принять католичество.
XVI век. В 1581 году в Москву прибывает от папы иезуит Антонио Поссивин. Он разрабатывает планы и методы постепенного обращения России в католичество. 1591 год. Брестская уния, которая привела к возникновению так называемой униатской греко-католической церкви и жестокому преследованию православных в Польско-Литовском государстве.
XVII век. Польско-шведская интервенция в начале столетия теснейшим образом связана с попыткой насадить католичество в России. Лжедмитрий первым тайно принимает католичество и обещает соединить Русскую Церковь с римским престолом в случае успеха.
XVIII век. Почти весь XVIII век – упорная борьба польских католиков против православия в Литве, в землях западной и южной Руси. С 1717 года в Польше запрещено строительство некатолических храмов.
XIX век. Крымская война. Парижский епископ Сибур объявляет войну против русских «священной».
XX век. 1905 год. Папа Пий XX: «Россия – самый большой враг церкви».
В годы Второй мировой войны греко-католическое духовенство сотрудничало с немецкими оккупантами, благословляло создание таких формирований, как батальоны «Нахтигаль» и «Роланд», дивизия СС «Галичина»...
XXI век. Февраль 2002 года. В Ватикане объявлено решение папы повысить статус административных структур католической церкви в России до уровня епархий. Отныне в документах Ватикана территория нашей страны именуется церковной провинцией. То есть фактически – провинцией государства Ватикан, являющегося центром католического мира. Стратегической целью этого государства, как подчёркивается в исследованиях многих серьёзных специалистов, было и остаётся подчинение своей власти православного мира.
Крестовые походы регулярных или наёмных армий теперь сменились операциями ватиканских спецслужб, не уступающих по своей мощи ведущим разведывательным службам мира. Недавний пример – майданный переворот на Украине в 2014 году, в котором, как утверждают многие сведущие люди, Ватикан негласно сыграл отнюдь не последнюю роль.
Троянский конь прозелитизма
В последнее время, как отмечают все, кто серьёзно следит за ситуацией, процесс католической экспансии на православный мир заметно активизировался. Более того, сегодня самое широкое распространение получили максимально иезуитски-изощрённые формы покорения православных.
Не случайно один из выдающихся иерархов нашей Церкви митрополит Антоний Сурожский в своём послании Патриарху Алексию накануне Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 1997 году предупреждал: «Пора нам осознать то, что Рим думает только о «поглощении» православия. Богословские встречи и «сближение» на текстах никуда нас не ведут. Ибо за ними стоит твёрдая решимость Ватикана поглотить Православную Церковь».
Одним из основных способов этой политики поглощения православия является прозелитизм, то есть стремление обратить других в свою веру, а также деятельность, направленная на достижение этой цели.
Активность прозелитизма со стороны Ватикана в современной России не может не настораживать. Если ещё несколько лет назад Ватикан утверждал, что его деятельность направлена исключительно только на окормление проживающих в России традиционных католиков – поляков, литовцев и немцев, то теперь он не скрывает, что главная его цель – окатоличивание русского народа. В 1995 году представитель Папского престола в России архиепископ Джон Буковски заявил, что Россия – неправославная страна и поэтому обвинения католиков в прозелитизме несправедливы. Он же недвусмысленно признался, что «наша конечная цель – полное объединение в вере и любви под единоначалием наследника Святого Петра». То есть папы римского.
Эта линия, что называется, фирменная в действиях Ватикана: с одной стороны – ласковые улыбки, разговоры о христианской любви, предложение объединения, а с другой – планомерная и очень изощрённая политика, нацеленная на отторжение человека за человеком, души за душой от Православной Церкви. Это то, что трезво и мужественно должен понимать каждый православный христианин. В том числе и в непростой ситуации, связанной с дальнейшей судьбой здания бывшего римско-католического костёла в Смоленске.
***
В списке семи главных грехов, составленном папой Григорием Великим, на первых местах стоят Ira и Superbia. В переводе с латыни на русский – «гнев» и «гордыня». Вам не кажется странным, почему «защитники костёла» напрочь забыли об этом?
Фото: smrd.ru