Подкуп избирателя – это взятка. И ответственность за него – уголовная
Главным политическим событием года на Смоленщине станут, безусловно, выборы губернатора. Но не менее важными по значимости будут и муниципальные выборы. По масштабу они охватят практически всю область. Об особенностях муниципальной выборной кампании слушателям радио «Весна» и читателям «Смоленской газеты» рассказал председатель Избирательной комиссии Смоленской области Алексей СТЕПАНОВ.– Алексей Николаевич, образно говоря, не потеряются ли муниципальные выборы на фоне губернаторских?
– Разумеется, нет. С муниципальными выборами вопрос очень серьёзно стоит. Потому что у нас на территории области в этом году фактически все муниципальные образования будут проводить выборы. В общей сложности у нас планируется 303 избирательных кампании. Порядка 760 тысяч избирателей смогут принять участие в муниципальных выборах. Поэтому эти выборы будут масштабные и серьёзные. Мы анализировали общее количество членов избирательных комиссий, чтобы просчитать, сколько же будет людей задействованы в муниципальных, окружных, участковых, территориальных комиссиях, плюс – областная. У нас получается, что около восьми тысяч членов избирательных комиссий будут задействованы в подготовке и проведении этих выборов.
– Есть календарь этих выборов, совпадает ли он с календарём выборов губернаторских?
– Да, календарь есть, он в чём-то совпадает, в чём-то не совпадает. Первое: он не совпадает в дате назначения выборов. Если губернаторские выборы назначаются в срок с 4 по 14 июня (официально они уже были назначены областной Думой 9 июня), то выборы органов местного самоуправления должны быть назначены представительными органами местного самоуправления в период с 14 по 24 июня, то есть их назначение на десять дней смещено. Однако голосование будет в один день – в единый день голосования 13 сентября. Сдвинут и период выдвижения кандидатов в депутаты, но период окончания представления документов для регистрации одинаков: что по выборам губернатора – 29 июля, что по выборам органов местного самоуправления – тоже 29 июля.
– Вас не беспокоит то, как будут проходить выборы в Смоленский городской Совет, учитывая то, что на предварительном голосовании «Открытый выбор» были нарушения, в том числе – подкуп избирателей?
– Хотелось бы обратиться ко всем избирателям, чтобы они понимали, что такое предварительное партийное голосование, которое недавно прошло в Смоленске. Его организовывала одна из партий, и к официальной выборной кампании оно не имеет никакого отношения. Предварительные выборы проводятся партиями, под избирательное законодательство их действия не подпадают никаким образом, избирательные комиссии к этому никакого отношения не имеют. Поэтому у меня большая просьба к избирателям не путать всё это. Когда будет день голосования, всё будет абсолютно на другом уровне, другая степень ответственности будет. Я считаю, не очень хорошо, когда в преддверии больших выборов кандидаты, которые участвуют в предварительном голосовании, используют методы работы с избирателями, которые абсолютно незаконны с точки зрения выборного законодательства. Разумеется, в период официального проведения муниципальной выборной кампании эти методы будут решительно пресекаться, будут возбуждаться уголовные дела. И при этом нужно отметить, что избиратель тоже должен понимать свою ответственность. Ведь что такое подкуп избирателя? Это – взятка. То есть это как вручение средств, так и получение этих средств. Фактически если избиратель продал свой голос и пошёл проголосовал за деньги, он фальсифицирует итоги голосования, а за фальсификацию у нас предусмотрена в том числе и уголовная ответственность. Как и за взятку. Кто дал – виноват, и кто взял – виноват. В данном случае я бы просил избирателей относиться к этому достаточно серьёзно.
– Какой будет система выдвижения кандидатов в Смоленский горсовет? Могут ли быть самовыдвиженцы?
– Начнём с механизма формирования городского Совета. Раньше у нас была мажоритарная система, когда в бюллетене есть конкретная фамилия депутата и вы голосуете за определённую фамилию. Было 25 округов и 25 вакантных депутатских мест. Теперь система поменялась, она теперь смешанная, или, на юридическом языке, мажоритарно-пропорциональная. Мажоритарная – это когда голосуют за кандидатов, а пропорциональная – это когда голосуют за партии. То есть приходишь на избирательный участок, получаешь бюллетень, а в нём – наименование партий, ставишь галочку напротив партии, которую выбрал, а уже дальше делаются пропорции: то есть одна партия набрала какое-то количество, другая – другое. По пропорции между голосами и вычисляется, сколько положено каждой партии мандатов. Кто-то получит четыре мандата, кто-то – два, кто-то – один, вот что такое смешанная система.
– Какие партии могут участвовать в муниципальных выборах – только имеющие региональные отделения?
– Партии могут участвовать любые, даже не имеющие региональных отделений на Смоленщине, а зарегистрированные на федеральном уровне. То есть требования здесь такие же, что и на губернаторских выборах.
– Так сколько теперь будет депутатов в Смоленском горсовете?
– В горсовете теперь будет 30 депутатов: 10 – по партийным спискам и 20 – по одномандатным округам. По одномандатным округам могут выдвигаться самовыдвиженцы, то есть любой гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет. Если кандидатом в депутаты областной Думы может быть гражданин, достигший возраста 21 года, кандидатом в губернаторы – 30 лет, то здесь возрастной ценз – 18 лет. Остальные ограничения – судимость, дееспособность, то есть все те же, что и на выборах других уровней.
– И как действовать гражданину, решившему стать самовыдвиженцем?
– Самовыдвиженец может просто принести документы в окружную комиссию: заявление, копию паспорта, дипломов, ИНН. Единственный нюанс: самовыдвиженцам, как и представителям некоторых партий, придётся собирать подписи избирателей в свою поддержку. Количество подписей зависит от количества избирателей в округе: 0,5 процента от количества избирателей в округе. Если округ в среднем у нас 13 тысяч избирателей по городу, то это получается 65–70 подписей. Они должны собрать подписи в том округе, в котором выдвигаются. Выдвинуться может любой гражданин Российской Федерации, даже из Владивостока, но подписи в поддержку он должен собрать только у избирателей своего округа.
– А как будут проверяться эти подписи?
– Подписи эти будут проверяться, как и раньше, достаточно серьёзно. Первый этап проверки – проверяют члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые оценивают форму подписного листа, правильное его заполнение, нет ли исправлений незаверенных. Второй этап – подписи проверяются через системы ГАС-Выборы. Здесь уже смотрят, зарегистрирован ли гражданин, проживает ли он по такому адресу. Если выявляются какие-то расхождения, направляется запрос в управление Федеральной миграционной службы, и дальше уже идут подтверждения. И ещё одна проверка – это графологи, которые проверяют подписные листы на наличие фальшивых подписей, сделанных одной рукой сразу за нескольких избирателей.
– У нас сейчас много переселенцев с Украины, немало белорусов. Они имеют право участвовать в выборах губернатора и в муниципальных?
– У нас имеют право участвовать в выборах граждане Российской Федерации. Если есть договор, заключённый на межправительственном уровне, – а у нас по Республике Беларусь есть такой договор, и граждане Белоруссии могут участвовать в выборах. Но только те, которые постоянно проживают на территории муниципального образования, где они будут голосовать. Нужно очень внимательно читать, там много нюансов в этих межправительственных соглашениях. Потому что у нас на выборах в облдуму были попытки представить нам белорусов в качестве доверенных лиц одного из кандидатов, в результате мы отказали кандидату в регистрации их в качестве доверенных лиц, потому что у нас запрещено иностранным гражданам проводить агитацию. Кандидат обжаловал это решение вплоть до Верховного суда. Но Верховный суд подтвердил нашу правоту.
– Как будет проводиться агитация на местных выборах? Есть ли отличия от губернаторской выборной кампании?
– Нет, отличий нет, потому что нормы агитации абсолютно общие для всех видов выборов. И запреты общие, и нормы.