Политика

Смоляне изберут губернатора 13 лет спустя

16 июня 2015 года в 12:11
13 сентября смоляне будут на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании избирать губернатора. Трудно поверить, но факт: предыдущие всенародные выборы главы региона были у нас тринадцать лет назад – в мае 2002 года. С той поры, как говорится, много воды утекло, кардинально изменилось выборное законодательство. О том, по каким правилам будет проходить нынешняя избирательная кампания, слушателям радио «Весна» и читателям «Смоленской газеты» рассказал председатель избирательной комиссии Смоленской области Алексей СТЕПАНОВ.

– Алексей Николаевич, что изменилось в избирательном законодательстве, кто может выдвигаться на выборы губернатора, как будет проходить процесс выдвижения?

– Да, действительно, вы правы: последние выборы губернатора на территории Смоленской области проходили в мае 2002 года. За это время произошли большие изменения в выборном законодательстве, поменялись многие подходы к оценке правил проведения предвыборной агитации, к выдвижению кандидатов, требования к выдвижению и так далее. Если говорить о принципиальных моментах, связанных с выдвижением, то на территории Смоленской области первая позиция – у нас не предусмотрена законом о выборах губернатора процедура самовыдвижения, то есть самовыдвиженцев у нас не будет, у нас имеют право выдвигать кандидатов только политические партии и никто иной – ни общественные объединения, ни трудовые коллективы.

– А какие партии могут выдвигать кандидатов – только те, что представлены в областной Думе, или вообще все партии, официально зарегистрированные Минюстом Российской Федерации?

– Все партии, которые зарегистрированы Минюстом Российской Федерации. Список политических партий, а также региональных отделений политических партий, имеющих право в соответствии с законом участвовать в выборах, управление Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области опубликовало 10 июня в «Смоленской газете», сразу после назначения даты выборов. В нём – 74 политические партии и 48 их региональных отделений.

– Какие требования закон предъявляет к потенциальному кандидату в губернаторы?

– Первое требование: он должен быть гражданином Российской Федерации, второе – должен быть не моложе тридцати лет. А дальше уже идут основные требования ко всем кандидатам, которые выдвигаются на любых выборах: кандидат должен быть дееспособным, не должен иметь судимостей за тяжкие и особо тяжкие преступления и т. д.

– В областном законе о выборах есть статья № 14, которая называется «Поддержка выдвижения кандидата», это так называемый муниципальный фильтр. Каждый кандидат, которого выдвинет та или иная партия, должен будет пройти через этот фильтр, заручиться поддержкой не менее 7% муниципальных депутатов...

– Это абсолютная новация. Муниципальный фильтр будет применяться впервые, и мы пока только теоретически имеем представление о нём. Если вернуться к выборам 2002 года, то там кандидаты собирали подписи избирателей. А теперь у нас в областном законе в соответствии с требованиями федерального закона прописана норма о муниципальном фильтре. Что же это такое? Это означает то, что каждый кандидат в губернаторы, который будет выдвинут от любой партии, в том числе даже парламентской, обязан собрать подписи депутатов, представительных органов муниципальных образований Смоленской области и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Смоленской области. Они идут одним коллективом в общей массе. В общей сложности у нас на данный момент в области – 3 151 депутат. Голос депутата сельского поселения равноценен голосу депутата районного уровня. Речь идёт только о депутатах органов местного самоуправления. По депутатам муниципальных районов есть особенность в законе. 3 151 депутат есть, семь процентов от этого количества кандидат должен собрать подписи депутатов. Это в настоящий момент будет примерно 221 подпись. Вот мы определили, что 221 подпись должна быть. Дальше ещё одно требование закона: из этой 221 подписи должна быть ещё одна часть подписей только депутатов представительных органов муниципальных районов и всенародно избранных глав муниципальных районов. То есть из общей массы должно быть определённое количество депутатов представительных органов муниципальных районов. Эта цифра составляет 31 подпись минимально. Таким образом, из 221 должна быть ещё 31 подпись депутатов или глав муниципальных районов городских округов. И ещё есть дополнительная норма – о том, что эта 31 подпись обязательно должна быть собрана не менее чем в #190; представительных органов муниципальных районов и городских округов. Их у нас 27 – соответственно, 31 подпись должна быть собрана как минимум в 21 муниципальном образовании.

– При этом партийность депутатов, которые ставят подписи, и партийность выдвиженца в губернаторы имеет значение?

– Если депутат местного самоуправления принадлежит к какой-то партии, он может подписаться за кандидата, выдвинутого другой партией.

– А может ли один депутат подписаться сразу за двух или трёх кандидатов?

– Нет, это запрещено законом. Депутат имеет право подписываться только за одного кандидата в депутаты. Если же он подпишется, предположим, за двух, то, естественно, избирательная комиссия Смоленской области при проверке будет исключать одну подпись. Ту, которая поставлена позднее. Если, например, одну подпись он поставил 14 июля, вторую 19 июля, естественно, та, которая была 19 июля, будет исключена.

– А вдруг возникнет такая ситуация: депутат дал подпись, а потом разочаровался в претенденте на должность губернатора и решил отозвать свою подпись. Такой вариант предусмотрен законом?

– Законом предусмотрена норма, которая запрещает отзывать поставленную подпись. То есть раз уж он подписался, то не имеет права её отозвать.

– Есть такое понятие, как календарь избирательной кампании. Пожалуйста, расскажите о нём подробнее.

– Первое, с чего мы начинаем, – это день голосования. Он будет у нас 13 сентября 2015 года, в единый день голосования. Эта дата была принята постановлением областной Думы № 455 от 9 июня 2015 года, а 10 июня текст постановления Думы был официально опубликован в «Смоленской газете». Со дня его опубликования у нас начинается сама избирательная кампания по выборам губернатора Смоленской области.

– То есть с этого дня партии могут проводить свои конференции, выдвигать кандидатов?

– По закону они могут выдвигать своих кандидатов в губернаторы со дня, следующего за днём опубликования. Т. е. избирательная кампания у нас фактически стартовала. Естественно, что её первый основной период – это период выдвижения кандидатов. В соответствии с законом у нас период выдвижения кандидатов составляет 20 дней со дня опубликования решения о назначении выборов. Получается, что последний день выдвижения – 30 июня. К этой дате мы с вами будем знать, кто и кого выдвинул. То есть в этот срок партии должны провести свои конференции или съезды.

– А партия может выдвинуть двух кандидатов?

– Нет, только одного. Партия может выдвинуть либо члена своей партии, либо беспартийного. Но партиям запрещено выдвигать членов других партий. К 30 июня мы с вами будем понимать, какое количество кандидатов у нас выдвинулось. Следующий момент – это процедура сбора подписей муниципальных депутатов, о которой мы говорили. Последний день, когда кандидаты должны будут нам представить документы для регистрации, – 29 июля 2015 года до 18:00. И после этого нам, Избирательной комиссии Смоленской области, даётся 10 дней для проверки документов и регистрации кандидатов. То есть ориентировочно к 8 августа мы будем с вами понимать, кто же у нас будет кандидатами в губернаторы.

– Комиссия будет регистрировать всех кандидатов сразу или по мере проверки поданных ими документов?

– Безусловно, комиссия будет регистрировать их по мере проверки поданных документов. Если кандидат представил документы раньше, то, соответственно, начинается отсчёт первого дня. В течение десяти дней должны зарегистрировать. То есть кто раньше представил документы на регистрацию, тот будет и раньше зарегистрирован.

– Этот кандидат сможет и раньше начать агитацию?

– Нет. Дело в том, что у нас по закону агитация начинается со дня выдвижения кандидатов, то есть теоретически один кандидат может выдвинуться, например, 15–16 июня, а другой – 29 июня. Тот, кто выдвинулся 15-го, уже имеет право проводить агитацию, а, например, сдавая подписи, они могут поменяться местами: тот, кто выдвинулся позднее, подписи может сдать, например, начиная с 19 июля, а предыдущий может принести их только 29 июня. Существенные ограничения будут по агитации в средствах массовой информации. Она у нас разрешена только за 28 дней до дня голосования. С 15 августа можно будет агитировать в СМИ. А до этого кандидаты имеют право проводить встречи, листовки выпускать, билборды вывешивать.

– Имеет ли право кандидат в губернаторы заниматься антиагитацией? То есть, встречаясь с избирателями, говорить – я хороший, а кандидат N плохой...

– Если анализировать различные методы и формы агитации то, безусловно, в большинстве случаев кандидат имеет право проводить агитацию против других кандидатов, потому что даже само определение федерального закона понятия агитации предусматривает агитацию за или против кандидата. Есть только существенное ограничение для агитации на телевидении: при агитации по телевидению критика других кандидатов запрещена.

– Сколько избирателей будут участвовать в губернаторских выборах?

– У нас имеют право участвовать в выборах 796 тысяч избирателей.

– По закону предусмотрено досрочное голосование?

– На выборах губернатора досрочное голосование у нас не предусмотрено. Но у нас предусмотрено открепительное удостоверение. Единственный нюанс: на выборах губернатора вы сможете по открепительному удостоверению проголосовать только на территории Смоленской области. И именно в день голосования – 13 сентября. А вот на выборах в местное самоуправление, которые у нас будут на территории всей области, есть досрочное голосование. В этом будет некоторый парадокс. То есть избиратель может досрочно проголосовать по местным выборам, а вот по выборам губернатора он должен будет взять открепительное удостоверение.

–Многих интересует, во сколько обойдутся губернаторские выборы?

– Естественно, мы просчитывали цифру. Она составляет на данный момент 94 миллиона рублей. Из чего она складывается? Законом о выборах губернатора предусмотрено проведение второго тура, если ни один из кандидатов в первом туре не наберёт более 50 процентов голосов. Вот если будет два тура, то, конечно, предельная цифра, которая будет выведена из бюджета, – 94 миллиона. Если же выборы пройдут в один тур (а по опыту других субъектов, в 2013-м и 2014 годах все выборы заканчивались в один тур), такие выборы обойдутся нам в 59 миллионов. Это та цифра, которая запланирована на первый тур. Но в процессе может быть экономия, то есть в реальности она может получиться ещё меньше. Однако пока мы ориентируемся на 59 миллионов рублей. Для сравнения: выборы в областную Думу в 2013 году обошлись в 62 миллиона. С учётом того, что у нас на губернаторских выборах нет окружных комиссий, мы чуть-чуть экономим за счёт этого. Что же касается экономии от совмещения выборов губернатора и муниципальных выборов, то она составит порядка 40 миллионов рублей. Я считаю, для бюджета области эта цифра достаточно серьёзная. На эти деньги можно провести фактически ещё одни выборы.

– Каким по объёму может быть избирательный фонд кандидата в губернаторы? Кто может в него жертвовать и сколько?

– Предельный размер фонда – 50 миллионов рублей. Жертвовать могут: кандидат свои личные средства; партия, выдвинувшая кандидата; юридические и физические лица. Естественно, установлены определённые барьеры, но в целом, я считаю, этого фонда вполне хватит, чтобы провести избирательную кампанию.
Смоленские «фронтовики» борются с незаконной вырубкой леса
Смоленские депутаты подсчитали доходы и расходы областной казны

Другие новости по теме