Там, за Екимовичами
В марте 1942 года в штаб партизанского полка имени Сергея Лазо поступило донесение, касавшееся посёлка Екимовичи. Партизанская разведка сообщала, что в районе моста через реку Десну на Московско-Варшавском шоссе, непосредственно восточнее райцентра, противник значительными силами проводит восстановительные работы дорожного полотна.
В августе – октябре 1941 года здесь по берегам Десны шла линия фронта, дорога у моста во многих местах была разбита артогнём. Учитывая увеличение в 1942 году грузопотока по шоссе, немцы решили создать на его аварийном участке сплошной деревянный настил. Восстановительные работы требовали деревянного дорожно-строительного материала, заготовка которого производилась в ближайшем лесу. Здесь же, у леса, сооружались элементы сборных дорожно-мостовых конструкций. Заготовка и подвоз материалов на шоссе осуществлялись командами германских солдат поточным методом.
К этому моменту партизанский полк имени Сергея Лазо представлял уже довольно внушительную силу. Образованный из мелких партизанских групп 12 февраля 1942 года, полк насчитывал свыше 2 тысяч бойцов и состоял из шести батальонов. Впоследствии был образован и седьмой батальон. На вооружении полка находилось 9 танков, около 60 пушек и тяжёлых миномётов, 450 пулемётов различных систем.
Действуя южнее Ельни, полк разгромил в феврале крупные силы гитлеровцев и освободил от фашистов территорию 58 сельских советов. Лазовцы вместе с другими партизанскими частями держали под контролем железную дорогу и большак между Ельней и Спас-Деменском. Провели несколько диверсий на Варшавском шоссе, однако прервать движение на этой важной для противника дороге не удалось.
В 20-х числах января 1942 года в полку появился представитель политуправления Западного фронта батальонный комиссар Александр Иванович Разговоров, направленный для установления связи с партизанскими отрядами и оказания им помощи в работе. Разговорова донесение разведчиков очень заинтересовало, так как летом 1941-го в этих местах ему пришлось с частями 28-й армии прорываться на восток из окружения, и он неплохо знал этот район.
Комиссар А.И. Разговоров прибыл в 6-й батальон, где совместно с его комбатом, политруком Николаем Грачёвым принял решение произвести нападение на вражескую группировку, сорвать строительно-восстановительные работы у екимовичского моста.
6-й партизанский батальон полка имени Сергея Лазо располагался в треугольнике деревень Словени – Заболотье – Деменская Присмара (территория Савеевского с/п) и выполнял задачу не только прикрытия основных сил партизан со стороны Варшавского шоссе, но и обеспечивал тесное взаимодействие с кавалеристами генерала Белова. Под контролем этого батальона находились все близлежащие населённые пункты Савеевского, Славенского, Присмарского и ряда других сельских Советов.
С Разговоровым и Грачёвым на выполнение задачи отправились около 30 бойцов. Больше, чтобы не привлечь заранее внимание врага, брать не стали. Операция потребовала тщательной предварительной проработки деталей каждого её этапа, ювелирного исполнения на важном объекте коммуникаций 4-й полевой армии вермахта.
Анализ карты местности показал: выйти в требуемый район партизанам само по себе было весьма рискованной задачей. Расстояние по прямой от расположения 6-го батальона в деревне Ново-Андреевское до места проведения операции составляло 18–20 километров. С рубежа Кукуевка – Коммуна можно было лесом без проблем выйти на поля в четырёх километрах перед шоссе. Но дальше – сложнее. Сплошная цепь деревень по берегам речки Присмары, в нижнем её течении, тянулась параллельно шоссе и словно специально выступала рубежом на пути партизан. На шести километрах – Новосёлки и Новое Сырокоренье, Осиновка, Пегасиловка и Новые Черепы, и это лишь северный берег Присмары, а ещё четыре деревни – здесь же по южному берегу. Небольшие гарнизоны врага, а также группы вспомогательной местной полиции – в каждом из этих пунктов. Река, овражки, абсолютно открытая местность перед шоссе, единичные рощицы. Восточнее, за Городецким и Денисовкой, сплошной лес по обе стороны шоссе, но оттуда идти к мосту полями параллельно шоссе – такое же расстояние, что и с севера. Какой вариант был избран – неизвестно, однако партизаны вышли-таки незамеченными к самому участку работ, на опушку прилегающего леса.
Элементы деревянного настила для дорожного покрытия сооружались немецкими солдатами в ста метрах от шоссе, сюда же специализированные группы одна за другой доставляли материал из леса. Улучив подходящий момент в паузе между проходом групп, партизаны быстро выдвинулись непосредственно к месту, где немецкие солдаты забирали заготовленные блоки настила. Наступили решающие минуты, от которых зависела судьба всей операции. Не просто выдвинуться на огневой рубеж – а сделать это бесшумно, быстренько, незаметно для противника тремя десятками бойцов. Не просто залечь – а залечь каждому из этих трёх десятков на выгодном месте, удобном для боя, незаметном вражеским солдатам при их приближении.
Очередная группа гитлеровских солдат вышла прямо на пулемёт. Увидеть нацеленный на тебя пулемет в пятидесяти шагах – какой уж тут бой! Партизаны ударили из всех стволов. Били не только по подошедшим к лесу немцам, но и по тем, что находились у шоссе. Сто метров в таком бою – не расстояние, а немцев суммарно здесь было под три сотни. В результате боя «…было убито не менее 120 гитлеровцев, остальные разбежались».
На шоссе догорали три подожжённые в ходе боя немецкие автомашины. Партизаны, прихватив у убитых врагов три пулемёта, винтовки и автоматы, возвращались в район своего расположения без потерь.
Выполнив это боевое задание, партизаны приступили к осуществлению следующей, не менее важной задачи. На повестке дня стоял вопрос: как взорвать большой екимовичский мост через Десну на шоссе Москва – Варшава. Этот вопрос удалось решить благодаря Ивану Степановичу Андрианову, талантливому партизанскому инженеру-взрывотехнику. Андрианов предложил осуществить взрыв при помощи мин с часовым механизмом, пущенных на плотах под мост. Он точно рассчитал скорость течения воды, силу ветра, расстояние до моста. Предварительно было проведено несколько репетиций. Затем партизаны изготовили три небольших плота, на каждый погрузили килограммов по сто взрывчатки. Ночью плоты бесшумно подвели к расчётной отметке, метрах в ста от моста, и через определённые промежутки времени стали пускать их вниз по течению.
Река у моста была перегорожена кольями, опутанными колючей проволокой. Взрывом первого плота разметало все препятствия на пути к мосту. Сапёры во главе с Иваном Степановичем находились в это время в укрытии. Андрианов очень тревожился, что от детонации полетят к чёртовой матери и остальные плоты. Но получилось просто здорово: взрывы второго и третьего плотов не только снесли мост, но и уничтожили его охрану. Движение к фронту по шоссе Москва – Варшава прекратилось на несколько дней.
9 июля 1942 года согласно приказу за номером 0744 от имени Президиума Верховного Совета СССР по партизанскому полку имени Сергея Лазо 227 бойцов-партизан будут награждены орденами и медалями за образцовое выполнение боевых заданий командования в тылу врага и проявленные при этом мужество и отвагу. Среди фамилий награждённых, представленных к ордену Красной Звезды, значились политрук Николай Грачёв и партизан Иван Андрианов. Удалось ли этим партизанам получить свои награды и полюбоваться их матовым блеском, неизвестно.
Иван Степанович Андрианов вскоре подорвётся, разбирая немецкую мину с секретом, и будет похоронен где-то в Мутищенском лесу.
Навсегда останется частью той войны и комбат Николай Иванович Грачёв (1913), погибнув летом 1942-го в неравном бою с карателями на Романовских Лядах, что в Спас-Деменском районе Калужской области.
История не сохранила нам фотографий этих людей, которые, жертвуя собой, боролись с фашистскими оккупантами. Может быть, где-то в пыльных государственных или семейных архивах и лежат их пожелтевшие фото, кто знает? Но одно известно точно: они сделали всё возможное и невозможное, чтобы защитить от врага своё Отечество.
Фото: из архива автора
Алексей Иванцов