Бои местного значения
В начале июня 1942 года разведкой 6-го батальона партизанского полка имени Сергея Лазо было установлено, что в немецкий гарнизон, расположенный в деревне Савеево, постоянно приезжают из Екимовичей одна-две крытые грузовые машины противника. Помимо этого, в здешней округе наблюдалось какое-то оживлённое движение немцев. Складывалось впечатление, что фашисты явно что-то замышляют...
Объяснение этим действиям партизаны напрямую связывали с армией генерала П.А. Белова, которая, получив разрешение Ставки, шла на соединение с войсками фронта со стороны Вязьмы, прорываясь через территорию, занимаемую партизанами Дорогобужского района и ельнинскими партизанами полка имени Сергея Лазо.
В конце мая немцы, накопив силы, решили уничтожить кавалерийский корпус и заодно местных партизан. Дольше терпеть их в тылу группы армий «Центр» было невозможно. Началась операция «Ганновер», в ходе которой войска 4-й полевой армии должны были покончить с 1-м гвардейским кавкорпусом и огромным партизанским краем.
Пролегал путь кавалеристов также и через зону действий 6-го партизанского батальона полка имени Сергея Лазо.
6-й батальон был создан в марте 1942 года из автономного партизанского отряда. Создал его молодой политрук Николай Иванович Грачёв (1913–1942), который был уроженцем деревни Суборовка Костыревского сельсовета Екимовичского района. Ещё осенью 1941 года, выйдя из окружения, он осел в одной из лесных деревень недалеко от своей родины, находившейся на территории Савеевского сельского Совета.
Обладая волевыми качествами, смелым и в то же время жёстким характером, Николай Грачёв сумел постепенно из окруженцев и местной молодёжи собрать довольно сильный партизанский отряд. Действия батальона проходили частично на территории Ельнинского и большей частью на территории Екимовичского и Стодолищенского районов. Грачёв прекрасно ориентировался в тех местах.
Штаб батальона размещался в лесной деревне Ново-Андреевка, а основные силы батальона располагались в треугольнике деревень Словени – Заболотье – Деменская Присмара и прикрывали весь партизанский край со стороны «Варшавки» от внезапного вторжения немцев.
В самом начале своей деятельности отряд Грачёва совершал дерзкие вылазки на коммуникации 4-й полевой армии, доставляя солдатам вермахта массу неудобств на Варшавском шоссе. Наряду с этим не было покоя завоевателям и на просёлочных дорогах, и в небольших гарнизонах. И немцы, и полицаи получали здесь заслуженную кару. Здешние полицаи, за некоторым исключением, были не местные. Этот край кишмя кишел украинскими и белорусскими националистами, которые в памяти населения Савеевского сельсовета оставили неизгладимый след как насильники, грабители и убийцы мирных людей.
Первыми партизанами отряда стали не только красноармейцы-окруженцы, но и здешняя патриотически настроенная молодёжь – некоторым на тот момент было даже не 18, а всего 16 лет.
Один из таких юных партизан – Дмитрий Кузьмич Парфёнов (1925), уроженец деревни Новое Генино (3 км северо-восточнее Савеево) оставил для потомков свои записи.
«…Я вспоминаю в середине декабря 1941 г. нашу операцию и переход за одну ночь на лыжах в дер. Ковали Стодолищенского р-на, когда наша группа в количестве не более 20 человек истребила гарнизон в дер. Ковали без единого выстрела, как нас тогда и подготавливали, – бесшумно, спящих, кололи штыками и ножами.
А когда наутро были собраны жители деревни, которые указали изменников, тех тут же повесили».
Не успели партизаны справиться с этими делами, как вскоре стало известно:
«…Днём со стороны Стодолища на двух подводах выехали более 12 немцев и полицаев. Их всех мы перекололи без сопротивления, потому что все были пьяны. А вечером на их же подводах возвратились на территорию Екимовичского р-на – за р. Десну в дер. Колпино».
Подобных операций было немало. Но, прежде чем приступить к выполнению какого-либо задания, руководство батальона тщательно всё продумывало и прорабатывало на своих совещаниях.
Вот и на этот раз, получив данные разведки о крытых грузовиках, периодически прибывающих в Савеево, было принято решение устроить засаду на дороге, чтобы узнать, какие грузы и для чего перевозят немцы в деревню. На выполнение этого задания отправилась группа партизан во главе с Василием Андреевичем Капрановым.
Василий Капранов тоже был уроженцем деревни Новое Генино и очень хорошо знал все окрестные дороги и населённые пункты. Родился Василий 3 марта 1903 года в бедной и многодетной крестьянской семье. В Савеево окончил начальную школу с похвальным листом, но дальше учиться не пришлось. Однако организаторские способности этого человека позволили ему добиться определённых успехов в партийной работе. Накануне войны Василий Андреевич работал уже в Екимовичском райкоме партии. С началом войны семья коммуниста отправилась в эвакуацию, а самого Капранова оставили в тылу для дальнейшей организации и курирования партизанского движения. Будучи не последним человеком в батальоне Грачёва, пользуясь уважением бойцов, Капранов сам напросился на эту операцию.
Дорога из Екимовичей до Савеево длиной 18 километров проходила через Городецкое, Сырокоренье, Ёрзовку, Старую Присмару. От Старой Присмары до Савеево путь в 5 километров пролегал через сплошной лес с двух сторон дороги. Капранов выбрал место для засады как раз посередине этого пути, у одной из лощин. В народе эти лощины назывались «мостиками». В период половодий или сильных дождей лощины разливались, затапливая водой дорогу, создавая местным жителям массу неудобств. И тогда, чтобы в подобные сезоны было легче их преодолевать, савеевцы построили у лощин деревянные мостики. Таких мостиков было два. Если ехать из Савеево в город, по пути следования находился первый мостик, а через 300 метров –второй. Вот у второго мостика партизаны и устроили засаду.
Делалось это неслучайно. Во-первых, на этой дороге немцы чувствовали себя безбоязненно – их здесь ещё никто ни разу не пугал. Во-вторых, в случае непредвиденных обстоятельств помощь противнику по бездорожью как со стороны Савеево, так и со стороны Старой Присмары подоспела бы нескоро.
Рано утром в один из июньских дней 1942 года в колею просёлочной дороги у второго мостика партизаны установили мину и, скрывшись в густых зарослях придорожного леса, залегли в ожидании фашистов.
Расчёт делался на то, что если одна из вражеских машин наедет на мину, тогда вторую партизаны просто расстреляют из стрелкового оружия.
Немцы себя долго ждать не заставили. Вскоре стало слышно урчание моторов. А потом показалась и вражеская техника. Но, к удивлению Капранова и партизан, по дороге ехали вовсе не грузовики. По мокрому от недавнего дождя просёлку тарахтели два мотоцикла, а следом за ними полз штабной автобус, набитый солдатами.
Замерев в ожидании, партизаны приготовились к бою, совершенно не зная, что может произойти в последующие минуты. В любом случае было принято решение не выпускать немцев из ловушки. К радости партизан, мотоциклисты поехали не по дорожной колее, а по обочине. Зато автобус передним колесом как раз на мину и наскочил. От мощного взрыва его подбросило вверх и опрокинуло набок. Получилось так, что вражеская техника как бы зависла над самой лощиной.
В одно мгновение партизаны перестреляли мотоциклистов, из ручного пулемёта и винтовок прошили и автобус. Когда бой закончился, оказалось, что немцы потеряли убитыми 17 солдат вместе со старшим офицером. Собрав оружие убитых, бойцы вывели из строя мотоциклы, скинув их затем в лощину с мостика. А потом, приложив немного усилий, туда же столкнули и накренившийся автобус.
Это был один из боёв местного значения, проведённый партизанами Грачёва в округе Савеево. Вскоре батальон втянется в многодневные кровопролитные бои, сдерживая широкомасштабное наступление фашистов на выходящую из окружения армию генерала Белова.
13-14 июня основные силы П.А. Белова будут находиться под Рыленками и Котлино (7 км от Савеево). 16 июня армия Белова подойдёт к Варшавскому шоссе у деревни Шуи и пойдёт на прорыв для соединения с 10-й армией в районе города Кирова. Всё это время партизаны полка имени Сергея Лазо, верные приказу командования, будут стоять насмерть, прикрывая собой основной выход конногвардейцев.
Беловцы уйдут, а полк, потеряв в боях более половины личного состава, останется в тылу противника. Разделившись на несколько отрядов, партизаны продолжат вести неравную борьбу с гитлеровцами, которые направят все свои силы на подавление партизанского движения.
В одном из таких боёв с карателями комбат-политрук Николай Иванович Грачёв погибнет в июле 1942 года в местечке Романовы Ляды Спас-Деменского района.
Василий Андреевич Капранов провоюет в партизанах до 1943 года, но, получив тяжёлое ранение, будет эвакуирован на «большую землю». После освобождения Смоленщины его направят для работы в Кардымовский райком партии, там он проработает до 1949 года третьим секретарём. С 1949 года по 1970 год Василий Андреевич будет трудиться освобождённым секретарём парторганизации одного из холм-жирковских леспромхозов. В 1970 году, выйдя на пенсию, переедет в Смоленск, где в 1981 году и закончится его жизненный путь.
Многие из 37 деревень Савеевского, Славенского, Присмарского сельсоветов, оказавшихся в это время в зоне боевых действий, сгорят дотла, больше так никогда и не возродившись.
Остов подорванного партизанами штабного автобуса ещё долго после войны будет лежать в болотистой лощине перед вторым мостиком по дороге в Савеево. В 50-х годах прошлого века останки автобуса достали, разобрали и увезли на металлолом.
Фото: из архива автора
Алексей Иванцов