Санкции против России: об истории противостояния и противодействии ограничениям
Общество

Санкции против России: об истории противостояния и противодействии ограничениям

4 марта 2022 года в 17:32

Вчера, 3 марта, ровно за сутки до начала Паралимпийских игр в Пекине стало известно о том, что Международный паралимпийский комитет отстранил российских спортсменов от участия в главных стартах 2022 года. Всего лишь днем ранее решение организации было другим – МПК разрешил нашим паралимпийцам участвовать в играх, пусть и под нейтральным флагом.

Принятое решение глава организации объяснил угрозами бойкота Игр, которые стали поступать от спортивных делегаций других стран. Это давление в целом и решение Международного паралимпийского комитета в частности, безусловно, являются продолжением масштабного пакета санкций, введенных странами Запада после начала Россией специальной военной операции на территории Украины. И если назвать отстранение наших паралимпийцев санкцией, то стоит считать ее самой жестокой и бесчеловечной из всех введенных на сегодняшний день. Выражая слова сочувствия и поддержки в адрес российских спортсменов-паралимпийцев, конечно, очень хочется спросить членов МПК и национальных паралимпийских комитетов, крепко ли они будут спать ночью перед открытием Паралимпиады, и будут ли греть их души медали, которые могли бы получить наши соотечественники…

Впрочем, эта изуверская санкция – не первая и не последняя, которой Запад наказывает Россию за усиление, укрепление позиций на мировой арене. Вообще, введение санкций в отношении нашей страны впервые применялось еще сто лет назад – в 1917 году, в 30-х годах, а в массовом порядке экономические ограничения начали вводиться после окончания Второй Мировой войны, в которой СССР, преемником которого позже выступила Россия, показал всю свою силу и возможности.

Но на пик, скажем так, моды санкции вышли уже в новейшей истории нашей страны – с начала 2010-х годов, когда различные ограничения вводились в отношении граждан РФ, а также отечественных компаний из различных секторов экономики. К слову, сами американцы еще год назад признали, что Россия занимает второе место в мире по количеству подвергнутых санкциям юридических и физических лиц, уступая только Ирану (742 против 1815). События последних дней, которые привели к введению новых ограничений, могут существенно изменить эти показатели.

Если ненадолго погрузиться в историю, можно отметить, что всплеск санкций в отношении Российской Федерации, ее компаний и граждан произошел в 2014 году – как и сейчас, после событий, происходивших на территории Украины, и возвращения Крыма в состав нашей страны. Инициировали их власти США – президент Барак Обама в течение буквально полугода трижды вводил либо расширял ранее введенные ограничения. Заложенную им традицию продолжили и люди, сменившие его в Овальном кабинете Белого дома. Тот же Джо Байден, кстати, год назад продлил санкционный режим, введенный восемь лет назад.

Нагнетание обстановки американскими властями и их партнерами вышло на новый уровень с началом 2022 года. Джо Байден, а вслед за ним и представители его администрации, стран-союзников минимум раз в неделю грозили России и президенту Владимиру Путину «жесткими санкциями», с каждым разом отодвигая дату их введения.

Однако санкции действительно готовились: это стало понятно, как только президент России объявил о признании Донецкой и Луганской народных республик, а соответствующие документы были ратифицированы Федеральным Собранием РФ. Ответ Запада на оказание нашей страной помощи жителям Донбасса последовал незамедлительно, санкции посыпались как из рога изобилия, затрагивая все новые и новые сферы нашей жизни, все большее количество отраслей и предприятий.

Тем не менее, Россия, уже долгие годы живущая в условиях разных санкций, была готова к ним, что, например, подтвердил представителям федеральных СМИ министр иностранных дел Сергей Лавров. О том, что руководство страны предпринимало определенные меры, сказал и председатель правительства Михаил Мишустин, выступая 1 марта на совещании по повышению устойчивости развития российской экономики.

«США и Евросоюз продолжают санкционное давление. Они перешли от преследования конкретных политиков и бизнес-структур к более широким ограничениям, напрямую затрагивающим интересы российских граждан, – отметил он. – С учётом постоянно нарастающих санкционных угроз нами по поручениям Президента за последние годы был принят целый ряд решений, чтобы поддержать развитие внутреннего производства и процессы импортозамещения. В текущих условиях считаю необходимым активизировать имеющиеся инструменты».

Обозначая задачи оперативного штаба повышению устойчивости развития российской экономики в условиях санкций, Михаил Мишустин в числе основных назвал стабилизацию рынков, в том числе валютного и фондового, поддержку инвестиций внутри нашей страны, а также – что особенно важно – содействие малому и среднему бизнесу.

О том, как Россия будет противодействовать санкциям в глобальном плане, 2 марта журналистам рассказал и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, чьи слова, например, приводит «Коммерсантъ».

«Принимаются те меры, которые помогут минимизировать риски, минимизировать последствия и застраховать нас от этого раскачивания экономики… Поскольку эти меры недружественного характера носят беспрецедентный характер, действовать надо жестко, продуманно и четко», – сказал он.

Вместе с тем, эта работа не будет проводиться безоглядно, дополнил пресс-секретарь главы государства:

«Никто в ногу себе стрелять не собирается назло кому-то. Мы сделаем так, как нам нужно, как нам выгодно. И с трезвой головой».

Введение санкций, отметим, уже начинает сказываться на союзниках США – странах Европы. Здесь, в связи с опасениями перебоев в поставках российского газа, «голубое топливо» продолжает бить ценовые рекорды на биржах.

А контрмеры, предложенные правительством РФ и поддержанные президентом, уже обретают законный статус. Так, подписанный Владимиром Путиным указ, предусматривающий преференции отечественной IT-отрасли, уже привел к росту интереса к этому сектору экономики. Зампред правительства России Дмитрий Чернышенко сообщил о значительном увеличении заявок на аккредитацию от IT-компаний:

«Аккредитация является обязательным условием получения ИТ-компаниями налоговых льгот и других преференций. И рост количества заявок – прямое свидетельство востребованности новых антисанкционных мер поддержки отрасли, разработанных Правительством. В первые дни с момента объявления Михаилом Мишустиным об этих мерах количество заявок на аккредитацию ИТ-компаний в России выросло в десятки раз».

Кроме того, 2 марта правительство страны одобрило законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты, в котором содержится комплекс социально-экономических мер поддержки граждан и бизнеса. В их числе, например, введение моратория на плановые проверки малого и среднего бизнеса, изменение процедур, необходимых при закупках лекарственных средств и медицинских изделий для государственных нужд, а также упрощение процедур получения государственных и муниципальных услуг.

Эта работа, как обратил внимание членов кабмина Михаил Мишустин, продолжится:

«Ситуация, связанная с различными внешними ограничениями, непростая. Появляется всё больше российских компаний, которые попадают под санкции разного рода. Крайне важно их поддержать. Все решения по ним в конечном итоге призваны помочь тысячам наших граждан, которые работают в таких компаниях».

Соответствующий пакет законов, к слову, был принят сегодня – в ходе внеочередного пленарного заседания Государственной Думы.

Фото: pixabay.com

Алексей Матвеев

Николай Шумейко: Нам не оставили выбора, мы сейчас боремся за всю Россию
Преступление в сети – наказание в реальном мире

Другие новости по теме