Преступление в сети – наказание в реальном мире
Специальная военная операция, которая проводится Вооруженными силами РФ на территории Украины, – не только собственно боевые действия в виде точечных авиационных и артиллерийских ударов, столкновений с частями украинской армии и «добробатов». Наверное, впервые в истории России масштабное противостояние развернулось и в цифровом пространстве.
Уже больше недели в социальных сетях и мессенджерах, большая часть которых – и это ни для кого не секрет – принадлежит иностранным, чаще всего американским компаниям, развернулась настоящая война с Россией. И если к обычным оскорблениям, нецензурной лексике и угрозам все, к сожалению, давно привыкли, помня фразу «это интернет, здесь могут и послать», нынешнее противостояние вышло на новый, запредельный по своему цинизму и жестокости уровень.
В соцсетях и мессенджерах не что ежедневно, а ежечасно появляются текстовые новости, фотографии и видеоролики, которые решают несколько задач, поставленных западными кураторами этой кампании. Даже при их беглом просмотре понимаешь цели: запутать в потоке информации, запугать, разделить общество России минимум на два противоборствующих лагеря.
Своими успехами регулярно хвастаются и зарубежные хакеры, которым удается временно взять под контроль те или иные ресурсы в российском сегменте сети Интернет. Впрочем, наши айтишники не остаются в долгу – им уже не раз удавалось «положить», говоря профессиональным языком, сайты органов власти Украины.
В тех же мессенджерах существуют и группы, которые объединяют, например, жильцов одного дома, квартала или района. В идеале они призваны решать бытовые проблемы, но на Украине ситуация другая – в последнее время в таких сообществах главной темой стало причинение ущерба российской армии. И эта деятельность так и осталась бы скрытой, принесла много вреда, если бы не опыт и грамотность отечественных спецслужб, которые смогли получить контроль над подобными группами и чатами. Smolgazeta, напомним, рассказывала о том, что в них пишут и акцентировала: руководители групп, лица, призывающие к преступлениям против российских военнослужащих, будут задержаны и привлечены к ответственности.
Отметим, такие же группы активно создаются и в нашей стране, и даже в Смоленске не редкость «домовые» и «родительские» чаты, группы микрорайонов и городов. Очевидно, велика вероятность того, что и в них могут проникнуть те, кто будет распространять заведомо фейковую информацию. Не стоит забывать и о том, что молодежь, да и люди взрослые, ориентируясь на своих кумиров, могут начать и сами распространять полученную из зарубежных источников информацию, не утруждая себя ее проверкой, призывая к акциям, направленным против действий Вооруженных сил России и в целом – государственной политики.
Нужно, конечно, предостеречь их: собираясь опубликовать нечто, вредящее имиджу страны, распространяющее фейки, вспомните о том, что украинские соцсети и мессенджеры взяты под контроль отечественных спецслужб. Если им удалось это сделать на территории другого государства, то отслеживание фейков в российском интернете – дело, как говорится, проще пареной репы. Фейки же, подчеркнем, могут привести к административному наказанию – штрафу в размере до 100 тысяч рублей, а публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма подлежат наказанию уже в рамках Уголовного кодекса. А это – существенные ограничения не только сейчас, в конкретный жизненный период человека, но и вполне возможно – на очень отдаленную перспективу…
Фото: pixabay.com
Николай Максимов