Надо ли управлять молодёжью?
Молодёжь – главный потенциал, основной ресурс и России, и региона. О том, какая сейчас у нас молодёжь, как с ней работают и куда её пытаются направить, нашим читателям рассказала Анастасия Гапеева – заместитель начальника главного управления Смоленской области по делам молодёжи и гражданско-патриотическому воспитанию.
О «сетях» и «сетках»
– Что сейчас происходит в сфере молодёжной политики и вообще для чего она? Ведь молодёжь у нас сама может что угодно придумать. Или ею всё-таки надо управлять?
– Действительно, молодёжь сейчас очень активная. Они придумывают сами, но иногда им нужно помогать. Не управлять, потому что каждый человек – лидер изначально, по своей природе и по сути, а именно помогать. Вот то, какие меры, какие механизмы поддержки им необходимы, – это мы как раз вместе с молодёжью и вырабатываем. В прошлом году вышел федеральный закон о молодёжной политике, в котором в том числе определён статус молодёжи и была увеличена возрастная планка молодёжи. Если раньше мы работали с возрастной категорией 14–30 лет, то теперь – до 35 лет. То есть более 100 тысяч молодых людей только из Смоленской области стали вновь молодыми. Ведь молодость в первую очередь в душе.
Молодёжная политика – это большой комплекс мер, которые помогают молодёжи развиваться и самореализовываться на территории нашей страны. Сюда входят и органы профильной власти, такие как образование, здравоохранение, молодёжное предпринимательство, и всё, что связано со сферой бизнеса и трудоустройства. Это очень большой пласт работы, направленной на поддержку этой возрастной категории.
– Насколько эффективно доносится до целевой аудитории то, что вы делаете?
– Мы постоянно обсуждаем и реализуем разные эффективные способы доносить информацию для нашей 240-тысячной потенциальной категории. Я для себя вывела такие понятия, как «сети» и «сетки». «Сети» – это те самые ресурсы, посредством которых доносится информация, полученная от нас для нашей целевой аудитории. К этим ресурсам относятся сетевые молодёжные организации, детские организации, сообщества молодых педагогов, сообщества тех, кто непосредственно работает в школе, и т. д. Сейчас мы берём на себя новое направление – вовлекаем работающую молодёжь в мероприятия, проводимые органами власти. Если до студентов информацию доносят профкомы и студенческие советы, то мы, сделав срез, пришли к выводу, что работающая молодёжь находится в информационном вакууме. И вот здесь большая роль в части донесения информации принадлежит работодателю. Да, безусловно, мы используем все возможные открытые источники информации: социальные сети, СМИ и т.д. Но лучше, чем точечное доведение информации со стороны потенциального молодёжного лидера либо лидера общественного мнения, мы пока не нашли. Активно используем и социальную рекламу. Буквально через месяц у нас стартует – в рамках федеральной – рекламная кампания по добровольчеству. Это будет большая серия рекламных площадей, в том числе будут задействованы и маршрутные такси, и билборды по городу, которые будут нести информацию о развитии добровольчества. Различные СМИ, телевидение, радио будут тоже вовлечены в эту кампанию – в общем, всё по максимуму.
Действительно, часто молодые люди говорят, что они не знали о том или ином проводимом мероприятии. Расскажу на примере крупнейшего молодёжного форума «Таврида», а также фестиваля «Таврида», которые недавно отгремели на всю страну. Это крупнейшая коллаборация творчества и искусства. Про них писали, рассказывали и показывали на федеральных каналах. Но когда мы смотрим на количество заявок, поданных на участие в мероприятиях, становится немного грустно, так как это минимально возможная цифра. Причём условия участия абсолютно бесплатные, плюс мы компенсируем затраты на перелёт. Но при всём при этом было подано всего 50 заявок из Смоленской области. Наверное, информация до потенциальной аудитории не доходит. Хотя выходили на институт искусств, в СмолГУ, понимая, что там творческая молодёжь сосредоточена. Но где этот информационный провал, пытаемся разгадать, в том числе и на федеральном уровне.
О политизации молодёжи
– Насколько политизирована современная молодёжь?
– Я бы понятие политизации разделила на две части. Первая – это само принятие решения и готовность участвовать в политической жизни государства. Вторая – это желание стать непосредственно политиком, депутатом. Я давно занимаюсь молодёжной политикой и по второму направлению, что касается собственного политического лидерства, заметила небольшой спад со стороны молодых людей. Если раньше очень активно развивались движения «Наши», «Молодая гвардия» и ребята действительно шли в эти политические структуры для того, чтобы продвинуться на политической арене, то сейчас молодёжь выбирает более творческие направления, направления саморазвития, менеджмента и бизнеса. Мы уже не так много видим запросов молодёжи на участие в политической жизни в качестве лидеров. Это больше общественные лидеры. Если посмотреть на структуру Государственной Думы нового созыва, то там среди молодых депутатов присутствуют Артём Метелев – руководитель Ассоциации волонтёрских центров, Максим Киселёв – он возглавлял Всероссийские студенческие отряды. То есть ребята, которые вышли из общественной истории и теперь на уровне депутатов Государственной Думы будут принимать решения, в том числе те, которые касаются молодёжной политики.
Если говорить о принятии решений и важности участия в государственной жизни, в общественной и политической, то здесь молодёжь сейчас очень активно высказывает своё мнение. Она не боится о нём открыто говорить, и самое главное – молодёжь ждёт, что её услышат. И мы как орган власти часто говорим о том, что надо не только давать молодёжи то, что мы можем дать, а принять обратный запрос потребностей, которые есть. И не только в сфере культуры, мероприятий, но и всё, что касается социальной сферы: жилья, здравоохранения, образования. Молодёжь живёт в обществе, у неё очень много потребностей, и их нужно услышать не только органам власти, но и всем другим.
О мерах поддержки и ярких проектах
– Какие есть бонусы, меры поддержки для социально активных молодых людей?
– Расскажу про нововведение этого года – большой областной конкурс «Доброволец Смоленщины». Ранее мы всегда участвовали в федеральном конкурсе, а в этом году решили выявить и наградить лучших наших волонтёров. На участие в конкурсе «Доброволец Смоленщины» было подано очень много заявок из всех муниципальных образований. Из них мы выбрали девять лучших проектов, авторы которых получили в качестве призов электрические самокаты и телевизоры. Конкурс будет продолжаться, и в январе-феврале 2022 года будет объявлен новый, по итогам реализации проектов в течение 2021 года.
Второе нововведение. По поручению губернатора Смоленской области Алексея Островского наше управление организовало и провело региональный конкурс среди молодёжных проектов на получение грантов для физических лиц. В марте этого года конкурс стартовал. Мы получили более пятидесяти действительно достойных проектов, и восемь победителей конкурса стали обладателями грантов на сумму до 100 тысяч рублей. На сегодняшний день некоторые уже реализовали свои инициативы.
Один из таких проектов – «Море добра». На деньги областного гранта был произведён ремонт двух помещений в детской реанимации областной больницы города Смоленска и закуплено дополнительное оборудование. Теперь детки, которые попадают в реанимацию, находятся в совсем иной психологической атмосфере и обстановке. Ещё один проект – это проект медицинского университета «Большая маленькая проблема». Это интерактивный театр, где зрители – школьники. Третий проект направлен на возрождение в Смоленской области парашютного спорта – «Школа парашютных прыжков». Благодаря этому проекту многие представители совершеннолетней молодёжи смогли осуществить свою мечту – освоить парашютный спорт. Проект «Инклюзивный видеопортал» – для детей с нарушением слуха, он будет рассказывать об истории Смоленщины.
Это самые яркие проекты. Но были и проекты по организации слётов, проекты, связанные с восстановлением и ремонтом воинских захоронений, и т. д. В целом очень много проектов, направленных на профилактику негативных явлений в молодёжной и подростковой среде. И мы очень рады, что на таком небольшом региональном конкурсе мы учимся участвовать и в больших федеральных конкурсах, где суммы грантов уже на порядок выше.
Быть услышанными
– Насколько активные представители молодёжи могут повлиять на ситуацию в городе, в регионе, есть у них шанс быть услышанными?
– Конечно же, шанс есть, и он очень большой. Это в первую очередь различные форумные площадки, которые организовываются и проводятся не только главным управлением. В течение года проводятся мероприятия, где выдвигаются различные молодёжные инициативы. Мы надеемся, что в ближайшее время, с 1 по 5 ноября этого года, мы проведём молодёжный форум «Смола», в котором примут участие 50 представителей молодёжного актива из всех муниципальных образований. Основная задача форума – провести определённый срез мнений молодёжи, как решать конкретные кейсы и проблематику на территории Смоленской области.
Приведу в пример сообщество молодых дизайнеров «Среда по четвергам». Это первый яркий момент того, как нас молодёжь услышала, а мы слышим её. Это ребята, которые не уехали в другие регионы, в другие страны. Они из чувства патриотизма и любви к своей малой родине стараются многое сделать, чтобы не только им было комфортно жить в своём городе, но и окружающим. Есть также ряд форумов и площадок по молодёжному предпринимательству, где молодёжь слышат.
По итогам Послания президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию было дано поручение включить в каждый национальный проект раздел по поддержке молодёжи. Мы совместно Федеральным агентством по делам молодёжи собирали предложения по тем мерам и механизмам поддержки, которые должны быть включены в конкретный раздел нацпроекта. Уже в самое ближайшее время мы ожидаем выхода этих изменений и посмотрим, что же из того, что предлагала молодёжь, попадёт в национальные проекты.
– Тем, кто инициативен и активен, куда обращаться?
– Адрес нашего управления: Смоленск, ул. Тенишевой, д. 33, кабинет № 600. Мы постоянно открыты к общению и рады новым знакомствам. Нас можно найти во всех социальных сетях. Мы всегда готовы принимать предложения и в дальнейшем их продвигать. Очень скоро мы объявим новый конкурс – «Молодёжный совет Смоленской области». Это консультационно-совещательная структура при администрации Смоленской области, которая готовит и предлагает молодёжные движения, инициативы и проекты. На конкурс мы ждём не только студентов, но и тех, кто уже состоялся в жизни, кто уже работает, для того чтобы их идеи продвигать на уровне профильных органов власти администрации и доводить предложения до руководства региона.
Фото: vk.com/molobl67
Максим Крайнов