Неважно, кто делает добро. Важно, что добро делается
Общество

Неважно, кто делает добро. Важно, что добро делается

12 июня 2021 года в 22:02

Почему бабушки и дедушки из домов-интернатов так нуждаются в нашем внимании, как мы можем быть им полезны и когда старость будет действительно в радость - в интервью нашей газете рассказала координатор Смоленского филиала фонда «Старость в радость» Анна Цветкова.

Самая главная беда

– Анна, в чём, по вашему мнению, больше всего нуждаются бабушки и дедушки в домах престарелых?

– Если не говорить про материально-техническое оснащение, то самая главная беда в домах-интернатах – это отсутствие нормального общения. Есть известный пример с цветами. Учёные помещают три цветка в одинаковые условия и одинаково ухаживают за ними, но с одним цветком здороваются ласково, мимо второго проходят, на третий ругаются. Как вы думаете, какое растение гибнет первым?

– Наверное, то, на которое ругаются?

– А вот и нет! Гибнет первым тот цветок, на который не обращают внимания. Так и у детей и пожилых людей. Ругаете вы их или хвалите – это внимание. А стариков в домах престарелых собрали в одно место и закрыли, их как будто нет. Они лишены многих очень важных моментов, из которых состоит наша жизнь, и главная задача благотворительного фонда «Старость в радость» – дать пожилым людям почувствовать, что они нужны и важны. Сам фонд находится в Москве, но уже во многих городах, в том числе и в Смоленске, есть филиалы.

По указке добро не делается

– Как осуществляет свою деятельность фонд?

– До начала пандемии мы очень часто организовывали сборы подарков, концерты и поездки. Обычно ездили один-два раза в неделю в разные интернаты области, постоянно находили новых волонтёров. Это были и аниматоры, и профессиональные артисты – с нами многие хотели сотрудничать. Особенно хочу отметить помощь замечательного человека – Сергея Сливинского, который, являясь автоперевозчиком, каждый раз на безвозмездной основе давал нам нужное количество автобусов и маршруток, покупал бабушкам угощение, подгузники, оплачивал труд помощниц по уходу в больнице!

– Какая поездка оставила у вас самые яркие впечатления?

– Одна из самых памятных поездок… Мы поехали в Кардымово. Собралось очень много молодёжи. Едем и вдруг видим склон, весь усеянный цветами. Я остановила наш караван машин, и мы собрали много букетиков для интерната. Нужно было видеть глаза бабушек и дедушек! Такая радость! Тогда же мы устроили поэтический вечер со свечами, читали стихи про любовь, потом бабушки и дедушки нам читали стихи. А в другой раз мы с очень хорошими студентами СмолГУ ставили сказку. Ребята не только придумали сценарий, в котором автор читает, а остальные выполняют нужные действия, студенты подготовили элементы костюмов, чтобы можно было различить, кто дед, кто бабка, кто репка. Они так классно это сделали! Бумажечки с ролями были перевёрнуты, и участникам предлагалось вытащить одну. А сидели все вперемешку: и пожилые, и молодёжь. В итоге внучкой была бабушка, которой девяносто. Дедкой была девочка в коротенькой юбочке. Все визжали от восторга. И когда сказка кончилась, все хлопали, артистов вызывали на поклон. А одна девочка сказала, что может ещё станцевать, и обвязала себя какой-то шалью. И как же здорово она станцевала! А песню просто с мобильного телефона включила! Не нужны никакие особые дорогостоящие реквизиты. Наши поездки – это всегда компания, это всегда молодость, искренность, это интересно и весело.

Я рада любым волонтёрам. Свою лепту я внесу: найду автобус, угощения, организуем сбор подарков, только приходите!

– А были случаи, когда волонтёры не приходили?

– Была одна такая поездка. Планировалось, что поедут много людей, но у всех утром что-то случилось. В итоге всё равно всё прошло хорошо. Но это был один-единственный случай.

– А как идёт подготовка к поездкам и концертам? Есть какие-то критерии?

– Важно, чтобы волонтёры хотели посетить дом престарелых не только для галочки, чтобы учёбу прогулять, – поехал, сфотографировался и уехал обратно. Нужно провести какую-то подготовительную работу. В одном учебном заведении мне как-то сказали: «Держи пятнадцать человек, делай с ними что хочешь». А дети ни стихов, ни песен не знают. И как быть? Я тоже не могу за всех всё готовить. Мотивация должна быть у каждого человека. Привезти людей, которые только чётко выполняют мои требования? Мне кажется, что по указке добро не делается. Всё должно быть по вдохновению.

Пандемия: помогать можно на расстоянии

– Как повлиял 2020 год на деятельность фонда?

– Конечно же, пандемия внесла очень много корректив. Но мы не растерялись и купили ноутбуки. И теперь многие интернаты через Zoom участвуют в мероприятиях. Если раньше мы проводили концерты вживую, то сейчас организуем онлайн-концерты. То есть волонтёры сами подготавливают творческий вечер, а кураторы фонда приходят с аппаратурой и включают онлайн-трансляцию для домов-интернатов. Очень расстраивает, когда номера не отрепетированы, и вместо слаженной работы мы видим чтение по бумажке и перешёптывания «кто следующий?». Это и нам неинтересно, и бабушкам и дедушкам неинтересно. Очень много зависит от руководства заведений, которые с нами сотрудничают. У нас, например, очень тёплые отношения со Смоленским филиалом РЭУ имени Г.В. Плеханова. Там работает преподаватель Елена Лукьяновна Амелькович. Она всегда сама спрашивает, какая помощь нужна. Например, к 8 Марта студенты нарисовали двести открыток для бабушек и дедушек.

– То есть если я сейчас возьму кисточки и краски и нарисую открытку, её можно будет отправить?

– Конечно! Напишите координатору, она вам пришлёт имя бабушки или дедушки, и вы сможете послать адресное поздравление в дом-интернат. А пять открыток уже бандеролью можно отправить. Это не такие большие траты, но зато огромная радость для подопечных интернатов! Представляете: бабушка, которой уже лет двадцать никто ничего не пишет, вдруг получает открытку...

– А кроме открыток можно сделать ещё какие-то подарки?

– К большим праздникам, например к Пасхе и Дню Победы, девушки-волонтёры во главе с Екатериной Егоровой вяжут носки. Эта акция называется «Носки в радость». Мы делаем подарки и ветеранам, и тем, кто рождён в дни войны, и тем, кто не имеет к ней отношения. Мы поздравляем всех. Также можно приносить средства гигиены, платки и полотенца, мягкие угощения – зефир, мармелад и так далее, хорошие книги. Мы сотрудничаем с несколькими библиотеками, и там находятся пункты сбора подарков.

«1001 спасибо»

– А одежду в хорошем состоянии вы принимаете?

– У всех разное понятие хорошей одежды. У нас как-то был случай: джип привёз нам шесть мешков «отличной одежды», пожертвовал. Мы открыли, а там моль. Я считаю, что это не благотворительность.

– На тебе, боже, что нам негоже?

– Да. Причём всё это негоже. Приносят вещи, которые давно лежат, всё, что нужно зашить, постирать, – то, что сам человек не наденет и не продаст. Отдают обычно и мужское, и женское, и детское вперемешку. Нам хранить вещи негде, всё это негигиенично. Поэтому одежду мы решили не принимать. Вот вы сказали про открытку. Мне кажется, что лучше одна открытка в год, чем все вещи, которые вы не носите.

– То есть бывшая в употреблении одежда никому пользу не приносит?

– Такую одежду нужно приносить тем, кто непосредственно занимается вещами. Это, например, благотворительный магазин «1 001 спасибо». Я туда всегда людей отправляю, если нужно что-то отдать или взять. Мы сами иногда пользуемся услугами этого магазина. У нас два года назад был конкурс красоты, и одежду для этого мероприятия мы подобрали как раз в «1 001 спасибо».

– Конкурс красоты? Среди бабушек и дедушек?

– Представьте себе! Конкурс назывался «Красота золотого возраста». Это было очень красивое мероприятие. К нам присоединились тогда много профессионалов своего дела – ведущие, артисты… С Еленой Журавлёвой мы провели на всю Россию онлайн-трансляцию шоу мыльных пузырей. И я надеюсь, что мы сможем в будущем организовать подобные конкурсы – например, «Мистер золотого возраста». Тем более что ресурсы есть, желающие есть.

Про избыток

– Как вы думаете, почему люди начинают заниматься благотворительностью? Почему они приходят к вам?

– Благотворительность – это всегда про избыток, про то, что нужно чем-то поделиться. Это избыток нервов или избыток счастья, горя… Часто благотворительностью начинают заниматься из-за желания быть нужным, которое есть, я думаю, у каждого человека. Хочется понимания, что ты не просто так живёшь, а ты ещё и нужен кому-то.

– Есть люди, которые в течение долгого времени на постоянной основе помогают фонду?

– Конечно. И таких много. Эти люди стали моими близкими друзьями. Я всегда могу им позвонить, сказать, что нужно бабушкам и дедушкам, и они привезут.

– Ваши дети тоже участвуют во всех мероприятиях? Они это делают с удовольствием? Какова реакция бабушек и дедушек на малышей?

– Бабушки и дедушки живут в закрытом пространстве. Кого видят подопечные интернатов? Медсестру, санитарочку, соседок по палате… Может быть, буфетчицу. Всё. Как думаете, охота бабушкам увидеть детей? Вот это тот вид благотворительности, когда просто своим присутствием ты уже делаешь добро. Это такое счастье – понимать, что я приеду, я привезу своих ребятишек, они поулыбаются, напихают себе полные карманы конфеток и печенья, и всем от этого будет хорошо!

– Что нужно сделать, чтобы бабушкам и дедушкам в домах-интернатах лучше стало?

– Я считаю, что наш фонд работает отлично. Но нужно как можно больше заинтересованных людей, желающих помочь бабушкам и дедушкам. Пусть даже они поедут не в качестве волонтёров фонда, а самостоятельно. Неважно, кто конкретно делает добро. Важно, что добро делается!

Фото: из архива фонда «Старость в радость»

Мария ЛЕДОВСКАЯ

Отряд «Рубеж» пройдет солдатскими дорогами
Такие разные – мальчишки и девчонки