Такие разные – мальчишки и девчонки
Самуил Маршак утверждал, что мальчишки сделаны из улиток, ракушек и зелёных лягушек, а девчонки – из конфет, и пирожных, и сластей всевозможных. Мы решили разобраться, действительно ли это так. О психологических различиях мальчиков и девочек рассказала «Смоленской газете» педагог-психолог Татьяна Малькова.
Женская логика
– Татьяна, я слышала, что психологические различия между девчонками и мальчишками проявляются уже во внутриутробном развитии. Это действительно так?
– На самом деле это так. У генетиков существует теория синхронной эволюции, где сказано, что в эволюции есть две тенденции: одна направлена на накопление нового опыта, а другая – на его сохранение. И мы это видим в природе: женская особь всегда нацелена на выживание и сохранение своих детёнышей, которым передан генетический опыт, а мужская – на прогресс, достижение чего-то нового, на движение всё вперёд и вперёд. То есть женская особь сохраняет то, что передала ей мужская. У людей так же. Поэтому естественно, что различия есть, и они заметны. Мальчики и девочки себя ведут совершенно по-разному.
– А какие психологические особенности в связи с этим есть у мальчиков и девочек?
– Например, по-разному устроено мышление. Говорят, что у женщин нет логики, но на самом деле она есть. Просто существуют разные типы мышления, и женщинам свойственны порядковый и топологический. Девочки более детально всё рассматривают, более скрупулёзно могут делать какую-то монотонную работу. А мальчикам свойствен композиционный тип мышления, когда нужно применять какой-то порядок действий, комбинировать, а также тип мышления, при котором, видя вещь, мальчик ищет ей применение. Это преобладающие типы мышления, но родители своими установками, правилами воспитания могут развивать у детей и другие типы мышления. Можно, например, развить у девочки композиционный тип мышления.
Также у мальчиков левое полушарие медленнее развивается, чем у девочек. Все слышали, что мальчики позже начинают говорить. Это потому, что левое полушарие отвечает за речь.
– Мальчики вообще медленнее развиваются, чем девочки: и ходить они позже начинают, и в подростковом возрасте чувствуется, что девчонки как бы повзрослее...
– Если возвращаться к эволюционной теории, то поскольку женские особи нацелены на выживание, на вынашивание детёнышей, природа их охраняет и не проводит на них экспериментов. А на мужских особях природа экспериментирует. Если брать, к примеру, статистику по заболеваниям, мальчики чаще болеют – у них более слабое здоровье, чем у девочек. По статистике, на сто глухих девочек приходится сто двадцать два глухих мальчика. Что касается цветового искажения, у мальчиков дальтонизм чаще встречается. Женщина вынашивает мальчика гораздо тяжелее, чем девочку, выкидыши мальчиков тоже происходят чаще, чем выкидыши девочек. Мальчики позже начинают говорить, у них часто бывают нарушения речи, заикание, косоглазие. Различные нарушения развития чаще возникают у мальчиков, и травмы тоже чаще происходят у них. Если сходить в травмпункт и провести статистическое исследование, вы в этом убедитесь: из десяти подростков будут сидеть, например, восемь мальчиков и две девочки.
Большую комнату отдайте мальчику
– Нужно ли учитывать психологические различия между мальчиками и девочками, чтобы более эффективно выстраивать учебный процесс?
– К сожалению, у нас учителя чаще всего женщины, и для обучения мальчиков это гораздо хуже, потому что как раз не учитываются их психологические особенности.
Девочки быстрее новую информацию воспринимают, но хуже сопоставляют с уже накопленной, а мальчики новую информацию запоминают медленно, но стереотипные задания воспринимают хуже, поэтому каждый день им нужно давать что-то новое. А девочки монотонны, и там, где нужно что-то многократно повторять, они чувствуют себя как рыба в воде. При подаче материала это нужно учитывать.
Также девочки нацелены на ближнее зрение, а мальчики на дальнее. Вспоминайте, как дети играют в дошкольном возрасте. Девочки сидят, куколками обложатся, им далеко не надо – им хватает маленького пространства. А мальчики сколько могут так просидеть c машинками? Им нужно пространство. Они кидают мяч и бегут куда-то вдаль. Эти психологические особенности надо учитывать даже при оформлении комнаты. Скажем, если в семье два ребёнка – мальчик и девочка, а две комнаты одинакового размера редко у нас в квартирах бывают, большую по размеру комнату лучше отдать мальчику, а поменьше – девочке, потому что мальчику нужно больше пространства.
– Кстати, в том, что касается обучения, когда-то у нас были такие традиции, что мальчиков и девочек обучали раздельно. Это лучший вариант, чем когда они учатся вместе?
– Есть такое понятие, как «пол», которое включает физиологические различия между мужчинами и женщинами. Каждому полу присущи свои психологические особенности. Это то, что обусловлено природой. И есть ещё такое понятие, как «гендер» – это те установки и правила, которые общество навесило на представителей определённого пола, которые в обществе приняты в определённый период времени. Если половые различия всегда неизменны, то гендерные меняются в зависимости от эпохи и места проживания людей. И та система образования, которая когда-то существовала, нацелена была не на психологические различия разных полов, а на гендерные различия, на то, что мальчика нужно воспитать мужественным, а девочку – покорной. Мальчика нужно было учить разным предметам, а девочку в основном организации быта. Считалось, что, скажем, кулинария мальчику вообще не нужна, поэтому и обучение было раздельное. Если говорить о том, что сейчас, то существуют кадетские корпуса, где есть отдельные классы для мальчиков и классы для девочек, а есть смешанные классы. Но нельзя сказать, что одна система образования лучше или хуже другой. При правильной организации обе системы могут быть хороши. В Советском Союзе, если помните, за парту обязательно сажали мальчика и девочку, и это был положительный момент, потому что девочка всегда помогала мальчику делать какие-то задания, и мальчик тоже что-то своё привносил. Тут всё зависит от того, к чему мы сами сейчас стремимся.
– Честно говоря, у меня пока в голове не очень укладывается, как можно выстроить процесс обучения таким образом, чтобы учесть и те особенности, и другие...
– Это очень сложно. Опять мы возвращаемся к тому, что у нас учат и воспитывают в основном женщины. И нередко мальчики растут в неполных семьях. А какая бы женщина ни была целеустремлённая, самостоятельная, даже если она приобрела какие-то маскулинные качества, она всё равно женщина. Она не может показать мальчику, каким должен быть мужчина. Мама даёт больше нежности. Если не ошибаюсь, то Симон Соловейчик написал, что материнская любовь – это «я люблю тебя за то, что ты есть», а отцовская любовь – это «я люблю тебя за то, какой ты». Понятно, что мама будет защищать ребёнка, потому что он ребёнок, независимо от того, плохое он сделал или хорошее. А отец за плохое будет ругать, критиковать, потому что он хочет гордиться ребёнком. Вспоминайте, как часто вы слышите фразу: «Папа будет тобой гордиться», – а о маме такое редко можно услышать. Опять же вспоминайте, как мать критикует – она затрагивает чувства и отношения. Отец критикует поступки, он никогда не говорит: «Ты себя плохо ведёшь – я тебя не люблю». Поэтому когда ругает отец, и когда ругает мать – это разные вещи. Если поругал отец – это можно пережить, если отругала мать – это конец света. Женщинам сложно в одиночку справиться с воспитанием детей. И пока в школах работают преимущественно женщины, сложно выстроить обучение с учётом психологических особенностей и девочек, и мальчиков.
Не делайте уроки за детей
– А что в таких условиях мы всё-таки можем сделать, чтобы детям было комфортнее учиться?
– Родителям я советую учитывать особенность про дальнее и ближнее зрение, о которой я уже говорила. Также мальчикам лучше делать уроки при ярком свете. Если вы усадите его за уроки в тёмное время суток и лампа будет тусклая, ничего хорошего от него не ждите. Ему нужен яркий свет, лучше всего дневной. А девочка более приспособлена к разным условиям, потому что нацелена на выживание.
Ещё вспоминайте школу: все карты, все пособия на доске были с горизонтальным расположением, – а мальчики лучше запоминают то, что расположено вертикально. Если знать такие нюансы, то некоторые психологические особенности можно учесть, но не на сто процентов.
– Сейчас довольно много у нас говорят о том, что у мальчики вырастают инфантильными. С чем это связано?
– С тем, что многие женщины воспитывают мальчиков одни, и у детей нет перед глазами примера того, каким должен быть мужчина. А также с тем, что мамы чрезмерно заласкивают мальчиков. Мой муж привёл такой пример. Ездил в общественном транспорте и часто видел одного и того же мальчика. Если бабушка забирала внука из школы, то на свободное место она скорее усаживала его, а сама держала его большой рюкзак. Когда этот же ребёнок ехал с папой, мальчик стоял со своим рюкзаком за спиной и никогда не садился – уступал место женщинам. Вот вам и ответ на вопрос. Женщины сами так воспитывают. Можно сказать: воспитай сына таким, каким ты хочешь видеть мужа. Женщины у нас, конечно, молодцы. Они личности, они многого добиваются, но если у женщины, скажем, есть успехи в медицине и она стала хорошим доктором, это не мешает ей быть женщиной и взять на себя другие присущие ей роли. Дети ведь считывают и перенимают все эти роли с нас. Всему виной то гендерное воспитание, которое в нашем обществе сейчас принято. Посмотрите, есть же национальности, которые до сих пор сохраняют ту культуру, которая была изначально: мужчина там более активный. В нашем обществе с этим очень сложно, кризис. Вы зайдите в любое кафе, понаблюдайте: сидит семья, скажем, из четырёх человек. Как правило, мама папу с детьми оставляет, кошелёк у мамы, она идёт к стойке, всё заказывает и сама всё носит. А потом начинает ругать папу, почему он сидит и ничего не делает. Да потому что она сама взяла на себя такую роль. Здесь надо найти такую грань – разделить обязанности, давать мужчине проявить себя. Даже если женщина зарабатывает больше – это всего лишь деньги для существования, а не позиция «над». И мальчику тоже надо давать проявить себя.
Кстати, что касается уроков, как правило, девочки их делают самостоятельно, а мальчики – с мамами. Это тоже про установки у нас в обществе. На самом деле и у мальчиков, и у девочек надо воспитывать самостоятельность – не ходить за ними по пятам, соломку не подстилать. В каждом возрасте дети должны получить психологическое развитие, свойственное этому этапу, приобрести какие-то качества. Дошкольному возрасту свойственно развиваться в игре, школьному – свойственно принятие роли школьника. И здесь задача родителей – не делать уроки за детей, а помочь ребёнку принять роль школьника, чтобы он самостоятельно делал уроки, а если что-то непонятно, то подошёл и спросил у мамы или папы, но чтобы это занимало полчаса, а не три часа родители с ребёнком делали уроки.
– Кстати, когда говорим о двоечниках и хулиганах, то чаще всего говорим про мальчиков, а не про девочек. Почему так?
– Есть у нас и хорошие семьи: и успевают всё, и воспитывают правильно, но всё равно из-за занятости или по каким-то другим причинам мальчикам уделяют меньше внимания. Опять-таки нередка ситуация, когда мама одна растит сына, и нет у него перед глазами фигуры папы – того, каким должен быть мужчина. А ещё раньше у нас телевидение было малоинформативным, передач было мало, и их можно было отследить и отсортировать. Родители знали, что дети смотрят и что они оттуда перенимают. Сейчас хоть родителям и говорят, что они должны чётко понимать, что смотрит их ребёнок, но уследить за этим в таком потоке информации достаточно сложно. Пошёл ребёнок, посмотрел фильм, а как он это оценил? Смотреть-то можно – вопрос в том, что дальше. Здесь позиция и сада, и школы, и родителей, и вообще взрослых людей должна быть такая: не ругать, не запрещать вообще, а помогать ребёнку разобраться в этом потоке информации, показывать, где хорошо, а где плохо. Посмотрели, обсудили, и тогда проблем будет меньше.
Девочки по природе своей более прилежные, а мальчиков нужно больше контролировать и направлять, но это может лучше сделать отец, чем мать.
Почему бы мне не стать мальчиком?
– Мне кажется, у нас вырисовывается такая совершенно не оптимистичная картина. Я бы даже сказала, тупиковая: в фильмах мальчики правильных примеров не видят, пап перед глазами нет или есть, но с пассивной позицией. И что у нас получается? Общество и дальше будет развиваться по такому сценарию?
– Ситуация действительно сложная, но посмотрите, мы сейчас возвращаемся к семейным ценностям. Всё, что на каком-то этапе было загублено, сейчас возрождается. К сожалению, у нас нет тех улиц, дворов, которые были когда-то в прошлом веке, когда разновозрастные группы детей гуляли, играли вместе, и старшие показывали младшим пример того, как надо общаться, как мальчикам нужно относиться к девочкам, что их нужно защищать.
А потом всё развалилось. В перестройку кто-то из мужчин работал, а кто-то не смог. Женщины все работали, потому что надо было кормить семью. Конечно, не всё у нас оптимистично, но есть движение в сторону изменения ситуации. Отмечаем День семьи, любви и верности, показываем положительные примеры мам и пап. В детских садах проходят утренники про то, какая моя мама, какой мой папа, в школах проводятся встречи о мужественности. Я думаю, что через несколько десятилетий, если общество захочет мужественных мужчин, то они будут. Шансы есть.
– Если девчонка любит играть в футбол или мальчишка любит вязать, стоит ли запрещать им такие занятия?
– Давайте разбираться. В два года ребёнок уже понимает, что он мальчик или девочка, но ещё не понимает, зачем. Ему говорят: «Ты мальчик». – «Хорошо, я мальчик». Всё прекрасно. В три года дети в целом помнят о том, кто они, но ещё могут путаться. Если в детском саду музыкальный работник скажет: «Мальчики, выйдите в круг», – может с мальчиками выйти и пара девочек, и наоборот. Ещё нет постоянства: может, я сегодня девочка, а завтра стану мальчиком – вдруг всё поменяется. В четыре года дети различают представителей разного пола по внешности. По картинкам и в жизни ребёнок понимает, что если длинные волосы и платье, то это «тётя». Хотя если придёт женщина в брюках и с короткой стрижкой, то в четыре года ребёнок может сказать, что это «дядя». В пять-шесть лет уже идут группировки: девочки принимают в игры девочек, а мальчики – мальчиков. И к семи годам этот процесс должен завершиться: ребёнок должен понять, что он мальчик или девочка, и это навсегда. Если к этому моменту ребёнок чётко понимает, кто он, нет таких предпочтений, что, например, девочка хочет носить только мальчуковую одежду и отказывается надевать платья, не снятся сны о том, что ребёнок хочет сменить пол, или о том, что в жизни он мальчик, а во сне девочка, то бить тревогу не стоит. Иногда бывает, что девочка любит играть в футбол, потому что родители хотели сына, а родилась дочь, и ей просто привили вот эту спортивность. А вот если девочка хочет, чтобы ее называли мужским именем, наотрез оказывается надевать женскую одежду – тогда, конечно, стоит сходить к психологу. Здесь девочка нацепила на себя мужские гендерные установки – нужно разобраться, почему это произошло.
Но тут ещё мне к родителям хочется обратиться. Если в семье есть разнополые дети, не делайте так, что девочку мы всегда хвалим, а мальчика всегда ругаем, и наоборот. В дошкольном возрасте, видя, что мальчику живётся тяжело, а девочке – хорошо, к ней меньше претензий, мальчик может подумать: «А почему бы мне не стать девочкой?» Или если мальчика холят и лелеют, а к девочке предъявляют слишком высокие требования, она может решить: «Прекрасно, ему всё позволяют, он бегает, играет в футбол, а меня тут заставляют много всего делать – почему бы мне не стать мальчиком?» В дошкольном возрасте происходит всё развитие, поэтому тут надо бдить. До тех пор пока ребёнок не осознает, что его пол – это навсегда, родителям нужно очень чётко следить за своим языком, за своими установками, не завышать требования и не занижать.
Не надо пугаться – надо просто советоваться
– Кстати, дочь одной моей знакомой лет в пять спросила у мамы: «Мама, а когда я стану мальчиком?» Как на такое реагировать?
– У нас родители боятся сказать правду: «Ты девочка, ты родилась девочкой, и это невозможно поменять». Конечно, не посадить ребёнка: «Давай поговорим, посмотри мне в глаза, отвечай», – а в каких-то игровых моментах попытаться разузнать, чем ей нравятся мальчики. Может, банально, кому-то из мальчиков в детском саду купили красивую машинку или красивую одежду, а девочке ничего не купили. Купить девочке тоже игрушку, и вопрос решён. Сразу бить тревогу не надо – надо просто поговорить. В пять лет они ещё могут примерять на себя разные роли – где лучше. Поэтому здесь надо разграничивать, надо смотреть, но аккуратно.
– А если маленькая девочка любит играть с машинками – с таким я тоже сталкивалась неоднократно: куклами играет, но машинки любит больше. Стоит ли покупать ей такие игрушки?
– Можно покупать и машинки вместе с куклами. Делать гаражи. Просто всё это надо обыгрывать. У нас же сейчас женщины водят машины. Как я уже говорила, многое идёт от тех установок, которые есть в обществе. Не надо покупать девочке грузовики и танки, можно купить женскую модель автомобиля и посадить в него куклу, а на мужской машинке пусть ездит друг этой куклы – чтобы была видна половая принадлежность. Это довольно тонкие моменты – не каждый родитель может догадаться, как это всё выстроить, но сейчас есть психологи и в детских садах, и горячая линия, и психологическая служба – всегда есть куда обратиться с вопросом. Родителям не надо пугаться – надо просто с кем-то посоветоваться.
– Татьяна, давайте попытаемся подытожить, какие можно дать советы родителям мальчиков и родителям девочек по воспитанию своих детей...
– Родителям прежде всего надо помнить, что мальчик – это мальчик, а девочка – это девочка. Здесь можно много советов давать. Поскольку у детей разного пола разные типы мышления, то, например, девочки любят прилагательные, а мальчики – глаголы. Если хотите похвалить девочку, хвалите прилагательными: умная, красивая. С мальчиками лучше разговаривать глаголами и давать чёткие инструкции. Многоэтапные задания им не подходят. Мама говорит: «Сходи туда, принеси то, потом сделай это и так далее». Для мальчика целый список дел – это очень сложно. Инструкции для дошкольника должны быть короткие, и ещё раз повторюсь, нужно использовать в основном глаголы.
Про уроки я уже говорила: если ребёнок тяжело запоминает информацию – попробуйте расположить её вертикально для мальчиков и горизонтально – для девочек.
Мамам надо обратить внимание на то, что не следует критиковать, затрагивая отношения, а обсуждать только поступки, потому что дети зачастую после того, как мама отругает, думают, что она их не любит, и потом это отпечатывается на остальных отношениях.
Мужской пример в семье обязательно должен быть. Даже если папы нет, то это может быть дедушка или дядя, или нужно хотя бы отдать мальчика в какую-то секцию, где ему нравится тренер, с которого он сможет брать пример. Это обязательно. Фигуры отца и матери важны для детей обоих полов. Мальчик будет выбирать себе жену, глядя на маму, а девочка будет выбирать себе мужа, глядя на папу. Но с девочками проще: если у мамы положительное отношение к мужчинам, то девочка воспитается. С мальчишками сложнее – им нужен пример того, как быть мужчиной.
Если подытожить, нельзя перегибать палку, предъявлять к детям завышенные требования, особенно в условиях современной действительности, когда время летит и все хотят быть успешными. Любите своих детей! Надо видеть, чего они могут достичь, и помогать им в этом. Надо не всё делать за них, а быть рядом и поддерживать.
Фото: из архива Татьяны МАЛЬКОВОЙ, pixabay.com
Татьяна Борисова