Коррупцию побеждают люди
Общество

Коррупцию побеждают люди

27 июля 2020 года в 09:06

Нарушения государственными служащими коррупционного законодательства, если таковые совершаются, делятся на три степени: несущественные, малозначительные, существенные. Каждая из них влечёт за собой то или иное наказание, а сотрудник, который допустил существенное нарушение, увольняется с работы в связи с утратой доверия. Какие меры принимаются в региональном Управлении ФНС России в плане борьбы с коррупцией – причём не только в связке «налогоплательщик – налоговик», но и при организации государственных закупок, «Смоленской газете» рассказал заместитель начальника отдела кадров и безопасности УФНС России по Смоленской области Андрей Блохин.

– Андрей Александрович, некоторые убеждены, что сама задача борьбы с коррупцией невыполнима, а механизмы борьбы неэффективны. Что подсказывает ваш профессиональный опыт работы в кадровой службе?

– Национальным планом противодействия коррупции на 2018–2020 годы, утверждённым указом президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378, не ставятся задачи, выполнение которых невозможно. Но исполняет их человек, от которого и зависит, насколько честно он будет жить и работать.

– И как пристально его будут контролировать?

– Если говорить о госслужащих, то они под строгим контролем. Все сотрудники налоговых органов, от руководителя до специалиста, ежегодно отчитываются о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Представление заведомо ложных сведений считается тяжким правонарушением и влечёт увольнение в связи с утратой доверия. Соответствие расходов полученным доходам кардинально отсекает возможность легализовать коррупционные доходы. Неполнота сведений или их недостоверность образует самостоятельный состав нарушения, вне зависимости от того, сделано это с целью сокрытия своих «левых» доходов либо по невнимательности, в связи с легкомысленным отношением к данному вопросу.

– В этом году пандемия сдвинула традиционные сроки декларационной кампании. Госслужащие тоже получили отсрочку?

– Действительно, кампания была пролонгирована на три месяца, но все служащие региональных налоговых органов представили сведения в привычный срок – до 30 апреля. Причём случаев представления заведомо недостоверных сведений нет. Однако буквально в нескольких случаях пришлось более тщательно рассматривать сложившуюся ситуацию – в связи с несоответствием представленных сведений информации, имеющейся в базах государственных органов. В основном это технические описки (запятая перенесена на порядок, сведения переписаны не из той строки полученной справки или разнесены не в тот столбец, ошибка при копировании с предыдущего периода и т. д.). Случается, что в выписке из банка содержится неточность, которая, естественно, попадает и в справку государственному служащему. В соответствии с рекомендациями Министерства труда и социального развития РФ в таких случаях нельзя привлекать государственного служащего к дисциплинарной ответственности.

– Замеченную ошибку госслужащему позволительно самому исправить после подачи справки о доходах? Какова цена невнимательности?

– Только в установленный законом срок можно направить уточняющую справку.

Для единообразного применения закона Минтруд России разработал рекомендации, представив градацию нарушений: несущественные, малозначительные, существенные. За последние государственный служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия. Сразу скажу, что в статистике наших проверок за этот год таких случаев не было. Выявленные нами нарушения могут быть отнесены к разряду несущественных и малозначительных. Однако по материалам проверок в отношении пяти государственных гражданских служащих заседала комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, к трём сотрудникам применены меры дисциплинарной ответственности.

– В течение прошлого года в прессе неоднократно поднималась полемика на тему, может ли коррупционный проступок быть несущественным? Как вы считаете?

– Коррупционные нарушения почему-то рассматриваются исключительно только как дача/получение взятки, но они в разряд несущественных, конечно, не попадают. Приведу другой пример: государственный служащий в своей справке не отразил счёт, открытый в одном из банков в 2011 году. Данный факт однозначно указывает, что сведения, представленные служащим, являются недостоверными, но тщательное изучение ситуации рисует следующую картину: в 2011 году в отделении банка госслужащий брал кредит, в 2014 году погасил его и написал заявление на закрытие счёта. В справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2011–2014 годы данный счёт отражался. Служащий добросовестно полагал, что счёт закрыт и не подлежит отражению в справке за 2018 год. Выписка из банка подтверждала «нулевой» остаток на счёте и отсутствие движения по счёту. Вот такие нарушения, убеждён, нельзя относить к существенным. При отсутствии отягчающих обстоятельств и наличии смягчающих (совершено впервые, положительная характеристика и другое) применять меры дисциплинарного воздействия абсолютно несправедливо. К сожалению, с подобными ситуациями мы сталкиваемся практически ежегодно.

– Если не говорить о взаимодействии с налогоплательщиками в ходе проверочных мероприятий, то ещё одна серьёзная зона риска – закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд. Какой внутренний контроль ведётся сотрудниками кадрового блока за соблюдением законодательства в этой сфере деятельности ваших коллег?

– Исключению случаев коррупции в ходе закупок нами уделяется большое внимание. По профилям всех их участников заблаговременно проводится перекрёстный анализ, чтобы выявить возможности возникновения конфликта интересов. Кроме того, государственные служащие, тем или иным образом участвующие в осуществлении закупок товаров, работ и услуг, добровольно представляют декларацию о возможной личной заинтересованности. До настоящего момента фактов проявления коррупции в сфере закупок не выявлялось, но работа в этом направлении не ослабевает ни на минуту.

– И всё-таки одни из самых высоких коррупционных рисков у сотрудников вашей службы – в работе с гражданами и организациями. Как минимизировать их в связке контактов «налогоплательщик – налоговик»?

– На протяжении последних лет стремительно меняется электронная среда Федеральной налоговой службы. Расширение перечня государственных услуг, которые можно получить без контакта с человеком, – это один из надёжных способов сокращения коррупционных рисков. Сайт налогового органа давно уже позволяет в личном кабинете запросить необходимый документ, представить отчётность, получить разъяснение, а с техникой нельзя «договориться». Значит, исключается коррупционная составляющая. Кроме того, эпидемиологическая обстановка требует перехода на более безопасные контакты, поэтому линейка интернет-сервисов становится всё популярнее среди налогоплательщиков, снижается степень коррупционных рисков.

– Об этом увереннее всего мы будем говорить, когда ключ от личного кабинета будет у каждого жителя региона, а пока давайте напомним смолянам, как и куда можно сообщать о возможных случаях коррупции в налоговых органах...

Фото: пресс-служба УФНС России по Смоленской области

Налог на профессиональный доход: вопросы и ответы
После 80 часов обязательных работ смолянин начал выплачивать алименты сыну