Угадай, что чувствует прохожий
В наши дни о развитии эмоционального интеллекта не говорит только ленивый. Существуют даже всевозможные занятия и курсы для детей, направленные на это. Действительно ли так важно, насколько у человека развита эмоциональная сфера, или это всё преувеличение и мифы, – об этом Smolgazeta.ru рассказала психолог Екатерина Хасанова.
Ты чего такая грустная?
– Катя, что такое эмоциональный интеллект?
– Эмоциональный интеллект – это умение распознавать свои эмоции, характеризовать их, рассказывать о них, управлять ими и различать эмоции, которые испытывают окружающие люди. Тема эмоционального интеллекта сейчас очень популярна, потому что это одна из составляющих формулы успеха современного человека. Человеку, обладающему более высоким коэффициентом эмоционального интеллекта, живётся комфортнее: он умеет более качественно и эффективно общаться с окружающими, презентовать себя, добиваться поставленных целей.
– А почему сейчас эмоциональному интеллекту стали уделять чуть ли не большее внимание, чем знаниям, умениям и навыкам?
– Знания, умения и навыки, которые мы приобретаем в течение всей нашей жизни, – это тоже замечательно, прекрасно и значимо, и я не думаю, что они ушли на второй план. Однако современный мир требует от нас довольно высокого уровня коммуникаций, а человеку с низким уровнем эмоционального интеллекта сложнее налаживать контакты, взаимодействовать в коллективе, сложнее презентовать себя, скажем, при устройстве на работу и эффективно действовать в других ситуациях.
– Ты упомянула о коэффициенте эмоционального интеллекта. Это говорит о том, что существуют соответствующие тесты на его определение?
– Да, есть тесты. Психологи их активно применяют. Но также, чтобы понять, высокий у человека эмоциональный интеллект или нет, можно просто понаблюдать за ним: посмотреть на его мимику, жесты, позы, как он себя ведёт, как преподносит себя в коллективе, в обществе. Люди с высоким эмоциональным интеллектом будут более умело владеть выражением своего лица, движением глаз, будут всегда раскрепощены. Они могут активно вступать в беседу, не смущаются, не испытывают каких-либо комплексов при общении либо умело ими управляют. И в целом чувствуют себя вполне комфортно в тех ситуациях, в которых оказываются.
– Кстати, что касается мимики, есть у меня знакомая, которая сокрушается по поводу того, что иногда сидит она спокойная, умиротворённая и довольная, а к ней кто-нибудь подходит и спрашивает: «Ты чего такая грустная?» Говорит ли это о том, что в данной ситуации у кого-то низкий эмоциональный интеллект?
– Иногда по выражению лица бывает достаточно сложно распознать эмоцию, и важно тренировать у себя эти навыки. Но чтобы их в себе развить, опять-таки нужно не только наблюдать, но подходить и спрашивать: «Я заметила, что ты сейчас немного скован. Всё ли у тебя хорошо или что-то случилось? Ты себя плохо чувствуешь?» Только так мы узнаем, правильно ли интерпретировали то или иное выражение лица, позу, и так мы учимся распознавать эмоции других людей.
– А если действительно у человека одна мимика на все случаи жизни, можно ли развиваться в этом отношении?
– Конечно, можно. Человек в любом возрасте может развивать свой эмоциональный интеллект. Можно тренироваться дома перед зеркалом. Навыки актёрского мастерства в этом прекрасно помогают. Есть ещё такая замечательная игра, с помощью которой можно учиться как выражать эмоции мимикой, так и распознавать их. Ведущий говорит одному из игроков, какую эмоцию он должен изобразить мимикой, а все остальные должны угадать, что это за эмоция. Эта игра подходит и взрослым, и детям.
Эмоции киногероев
– А всегда ли мы понимаем, какие эмоции испытываем сами? Как научиться их распознавать?
– К сожалению, даже не все взрослые люди могут адекватно оценивать те эмоции, которые испытывают в определённый момент. И эти навыки полезно тренировать. Для этого необходимо несколько раз в день отслеживать свои эмоции. Есть неплохая практика, когда человек ставит себе напоминание на телефон или на часы, чтобы несколько раз в день вспомнить, что пора отметить, что с ним происходит в данный момент, какие эмоции он при этом испытывает, назвать эти эмоции словами. В наше время люди не всегда способны словами описать то, что с ними происходит, а это очень важно, потому что только так мы можем донести до других то, что с нами происходит и что стало причиной того или иного состояния, поведения. Необходимо расширять свой словарный запас в области эмоций. Можно также вести дневник эмоционального состояния, который заполняется, как правило, вечерами: человек вспоминает те эмоции, которые он пережил за день, описывает их и обязательно указывает, что стало причиной этих эмоций.
– В каком возрасте дети начинают испытывать эмоции и как помочь малышу развивать эмоциональный интеллект?
– Когда ребёнок рождается, он испытывает стресс, оказываясь в другой, менее комфортной для него среде. И в связи с этим уже можно говорить о том, что ребёнок испытывает эмоции с самого рождения. Он может плакать, может реагировать на появление мамы, других людей, которые постоянно находятся рядом. В дальнейшем эмоциональная сфера ребёнка развивается. В дошкольном возрасте дети испытывают достаточно широкий спектр эмоций, но не умеют их описывать, рассказывать о них. Здесь задача родителей угадать эмоцию и спросить: «Ты сейчас злишься? Ты сейчас огорчн? Ты сейчас радуешься? Почему? Что стало причиной?» Именно так ребёнок учится распознавать свои эмоции, понимать их.
– А как научить ребёнка распознавать эмоции других людей?
– Когда ребёнок ещё маленький, мы можем учить его наблюдать за другими: «Посмотри, наверное, Сашенька сейчас расстроен. Что произошло? Почему он расстроился? А Маша, наверное, злится». Можно рассматривать картинки с изображениями людей в различных эмоциональных состояниях, описывать их вместе с ребёнком, рассказывать, что происходит с человеком в данный момент и как это проявляется. Можно смотреть с ребёнком мультики и обсуждать эмоции героев, а также рассказывать сыну или дочке о своих собственных эмоциях, используя «я-сообщения», когда родитель говорит: «Я сейчас злюсь, потому что произошло вот это. Я сейчас радуюсь, потому что произошло вон то». Очень важно объяснять, что происходит с вами и что вызвало эти эмоции, потому что маленький ребёнок целиком и полностью подражает взрослым.
– А если у взрослого человека не развита эмоциональная сфера, что ещё можно делать, чтобы её развить, помимо того, о чём ты уже говорила?
– Основная работа заключается в отслеживании и распознавании своих эмоций. Это самый первый шаг в развитии эмоционального интеллекта. Затем нужно учиться распознавать эмоции других людей. Для этого можно наблюдать за людьми на улице или в общественном транспорте. Ещё одним хорошим упражнением является просмотр фильма без звука. Когда человек не слышит, что происходит на экране, он больше внимания обращает на мимику и жесты героев и может предполагать, что с ними происходит, какие эмоции они при этом испытывают, а затем, просматривая уже со звуком, отметить, насколько ему удалось угадать.
Хорошие дети не злятся?
– Какую пользу нам приносит распознавание эмоций других людей?
– Когда мы умеем это делать, мы более эффективно выстраиваем отношения с людьми, потому что, вовремя заметив ту или иную эмоцию у другого человека, мы можем изменить соответствующим образом свой стиль общения с ним. Если общаться с людьми без учёта их эмоций, мы не всегда можем донести до них наши мысли, потому что иногда эмоции могут блокировать восприятие.
– Нередко от психологов слышу такую формулировку: «Взаимодействовать со своими эмоциями». Что это значит?
– Взаимодействие со своими эмоциями предполагает распознавание собственных эмоций и управление ими.
– Мне кажется, что некоторые воспринимают управление эмоциями как подавление эмоций. Но это же не так?
– Действительно, это разные вещи, потому что подавление эмоций – это запрет на их проявление каким-либо образом. Но проявлять их нужно обязательно, потому что подавление эмоций, как правило, приводит к психосоматическим заболеваниям. Здесь вопрос в другом: проявление эмоций может быть конструктивным или нет. Если человек, к примеру, ведёт себя агрессивно, то это может быть небезопасно для него самого и для окружающих, а если он те же эмоции проговаривает, записывает, рисует или идёт позаниматься в спортзал, чтобы выплеснуть те же самые эмоции, то это уже совсем другое дело. И это как раз относится к управлению своими эмоциями.
– Кстати, о негативных эмоциях – у нас их принято воспринимать как нечто плохое, и общество скорее предписывает их подавлять...
– Человеческий организм не воспринимает эмоции как что-то плохое или что-то хорошее. Для него любая эмоция – это стимул к какому-то действию. Например, страх может побудить человека уйти из того места, где ему находиться опасно. Так что даже негативные эмоции могут приносить нам что-то позитивное.
– Тем не менее общество их порицает...
– Такие эмоции действительно порицаются обществом. Но это всё закладывается ещё в детстве, в семье, потому что родители зачастую не позволяют своим детям испытывать отрицательные эмоции, говоря, что «мальчики не плачут» или «хорошие дети не злятся». Такие фразы ограничивают ребёнка в том, чтобы испытывать различные эмоции. А это, как я уже говорила, не есть хорошо.
– И вместе с тем сейчас говорят о том, что кругом слишком много негатива. Можно ли развить в себе способность испытывать радость, счастье?
– Действительно, многие люди настроены негативно в отношении тех ситуаций, которые с ними происходят. Но варианты развития позитивного мышления есть. Нужно осознанно обращать внимание на то, что приятного с нами в жизни происходит, причём делать это ежедневно, а также выделить себе хотя бы непродолжительное время на то, чтобы заниматься любимым делом. Это будет доставлять удовольствие и формировать совершенно иное отношение к жизни: человек уже не будет видеть столько негатива вокруг, потому что будет понимать, что есть и что-то приятное в его жизни. А ещё важно уделять внимание тому, чтобы делать что-то приятное для других людей, и отслеживать, какие наши действия формируют позитивный настрой у окружающих. Понимая это, мы сможем привносить в компании, коллективы намного больше позитива, и всем будет гораздо комфортнее.
Фото: из личного архива Татьяны Борисовой, Юлия Орлова
Татьяна Борисова