Поправки в Конституцию: самое главное
Президент России Владимир Путин одобрил 1 июля в качестве даты проведения общероссийского голосования по поправкам к Основному Закону страны.
Прийти на голосование по поправкам в российскую Конституцию гражданам страны будет безопаснее, чем сходить в магазин. Дата 1 июля для этого выбрана абсолютно правильно, это самый удачный момент, заявил в эфире телеканала «Россия 1» сопредседатель рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ, председатель думского комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.
О сути поправок в Конституцию читателям «Смоленской газеты» рассказал председатель комитета Смоленской областной Думы по законности и правопорядку Александр СТАНЬКОВ.
Он напомнил, что Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» был одобрен 11 марта 2020 года Государственной Думой и Советом Федерации. В нём было учтено более 200 поправок, которые не затрагивают фундаментальных основ Конституции.
Защита суверенитета и исторической правды
Наиболее важные изменения, вносимые Законом Российской Федерации в Конституцию Российской Федерации:
1) закрепляются положения, согласно которым Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются;
2) закрепляются положения, защищающие историческую правду и будущее нашей страны.
Так, в тексте закона указывается, что Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации.
Российская Федерация, объединённая тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признаёт исторически сложившееся государственное единство.
Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.
Защита детей и права на труд
Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создаёт условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берёт на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения;
3) согласно закону государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык как язык государствообразующего народа;
4) закрепляются положения, согласно которым Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Индексация пенсий и требования к чиновникам
В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается её эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год.
В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат;
5) закрепляются положения, предусматривающие, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Таким образом, закрепляется верховенство российского права;
6) закрепляются на конституционном уровне обязательные требования к должностным лицам, полномочия которых непосредственно связаны с обеспечением безопасности страны и суверенитета государства.
Так, к кандидатам на должность Президента Российской Федерации устанавливаются требования о постоянном проживании в Российской Федерации не менее 25 лет, а также об отсутствии гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, на момент участия в выборах или когда-либо ранее.
Требования об отсутствии гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, устанавливаются также для высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей, федеральных министров, руководителей других федеральных государственных органов, уполномоченного по правам человека, а также для судей;
7) согласно закону одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков. Указанное положение, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учёта числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением;
8) закрепляются положения, предусматривающие формирование Президентом Российской Федерации Государственного Совета Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти Российской Федерации, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства. Статус Государственного Совета будет определяться специальным федеральным законом;
9) изменяется порядок назначения председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей, в соответствии с которым кандидатуры для назначения на указанные должности назначаются Президентом Российской Федерации после их утверждения Государственной Думой.
Аналогичный порядок предусматривается для назначения руководителей министерств, за исключением отдельных министров, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, например, министров «силового блока»;
10) предусматривается, что при формировании нового Правительства Российской Федерации в случае трёхкратного отклонения Государственной Думой кандидатур председателя Правительства Российской Федерации Президент получает право распускать нижнюю палату парламента (в настоящее время он обязан распустить);
11) закрепляются положения, предусматривающие, что назначение Президентом на должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, будет осуществляться после консультаций с Советом Федерации.
Кроме того, законом предусмотрено, что Президент Российской Федерации назначает на должности после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации;
12) к полномочиям Совета Федерации отнесено прекращение по представлению Президента Российской Федерации полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьёй своих полномочий;
13) законом закрепляются положения, предусматривающие, что Президент Российской Федерации представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность председателя Счётной палаты и половины от общего числа аудиторов Счётной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя председателя Счётной палаты и половины от общего числа аудиторов Счётной палаты;
14) законом Конституционный Суд Российской Федерации наделяется полномочием проверять по запросам Президента Российской Федерации конституционность федеральных законов и федеральных конституционных законов, принятых палатами Федерального Собрания Российской Федерации, до их подписания Президентом Российской Федерации. В случае подтверждения конституционности закона Президент его подписывает. Если же Конституционный Суд не подтвердит конституционность федерального закона или федерального конституционного закона, то глава государства возвращает закон в Государственную Думу без подписания;
15) согласно внесённым законом в Конституцию Российской Федерации изменениям сокращается количество судей Конституционного суда с 19 до 11 судей;
16) законом предусматривается, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
Изменения вступят в силу, если...
Статья 2 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации регулирует процедуру проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьёй 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.
Непосредственно изменения в Конституцию вступят в силу со дня официального опубликования результатов общероссийского голосования, если их одобрят более половины граждан Российской Федерации, принявших участие в общероссийском голосовании. В этом случае Президент Российской Федерации издаст указ об официальном обнародовании обновлённой Конституции Российской Федерации с указанием даты вступления в силу соответствующих поправок.
Фото: smoloblduma.ru
Иван Чижов