Идеи для экспериментов в образовательном туризме
Общество

Идеи для экспериментов в образовательном туризме

26 мая 2020 года в 20:52

В Смоленске начала работать Лаборатория образовательного туризма. Это часть большого проекта «Смоленские уроки», который реализует Краеведческое общество при поддержке Фонда президентских грантов. По сути, это как раз та экспериментальная площадка, где аккумулируются все идеи, создаются и проходят апробацию нестандартные формы обучающих программ…

В трёх направлениях

Напомним, что сам проект «Смоленские уроки» стартовал в декабре прошлого года. Его основная цель – создание на территории региона экспериментальной научно-методической площадки, где будут разрабатываться, изучаться и проходить апробацию экскурсионные образовательные программы, основанные на краеведческом материале.

В ходе реализации проекта последовательно решаются три задачи. Первая – сформировать необходимую команду, рабочие группы и научно-методический совет. Вторая – разработать и апробировать комплекс современных образовательных программ и туристско-экскурсионных маршрутов. И третья – собрать все программы по Смоленской области в единый каталог, где они будут систематизированы по возрасту и предметам.

Основных направлений работы тоже три. «Смоленские дороги памяти» – программа для старшеклассников, куда прежде всего войдут события, связанные с Великой Отечественной войной, что особенно актуально в год 75-летия Победы. «Смоленские узоры» рассчитаны на подростков от 10 лет и будут строиться на этнографическом материале. А «Смоленские сказки» – для самых маленьких: не только школьников, но и дошколят.

– По каждому направлению и каждому комплексу программ, которые мы разрабатываем, будут организованы тестовые экскурсионные поездки, – говорит руководитель проекта «Смоленские уроки» Елена АГАФОНОВА. – Мы хотим апробировать эти программы со школьниками, в том числе и с детьми с ограниченными возможностями, чтобы в результате у нас получился продукт, который устроит всех: детей, педагогов, работников музеев и турфирм.

Лаборатория экспериментов

Лаборатория образовательного туризма – одна из главных инноваций «Смоленских уроков». Это как раз та экспериментальная площадка, где аккумулируются все идеи, создаются и проходят апробацию нестандартные формы обучающих программ.

– Наша задача – разработать такую модель, которая охватит все туристические ресурсы Смоленской области: культурно-познавательные, научные, промышленные, событийные, гастрономические и другие, – поясняет куратор Лаборатории образовательного туризма Светлана ЩЕРБАКОВА. – А для этого нам прежде всего необходимы специалисты, из которых мы формируем рабочие группы и научно-методический совет. Первые разрабатывают, а вторые проводят экспертизу программ. Вместе мы постараемся добиться того, чтобы создать некую чётко структурированную типовую программу, которая может быть интегрирована в любую музейную тематику.

– Мы хотим по запросу школы разработать такие программы, которые туроператоры смогут предлагать руководителям любых межрегиональных образовательных проектов, – дополняет Елена Агафонова. – Поэтому мы говорим о создании единого методического центра, где специалисты из школ, турфирм и музеев, собравшись вместе, решат, что же в данном контексте является наиболее важным.

Первым этапом лабораторной работы по каждому из направлений должны были стать проектно-аналитические семинары. Их задача – знакомство с образовательными технологиями, рассчитанными на определённую возрастную категорию учащихся, и разработка вариантов применения этих технологий в экскурсионных программах или интерактивных уроках. Однако на практике такой семинар удалось провести только по программам «Смоленские дороги памяти» – дальше планы пришлось корректировать с учётом режима самоизоляции.

Теория и практика

Собственно, с этого семинара и начала свою работу Лаборатория образовательного туризма. А его участникам удалось не только познакомиться с инновациями в образовании, но и самим поучаствовать в разработке урока на заданную тему.

Программа мероприятия, рассчитанного на один день, получилась очень насыщенной. Прежде всего собравшимся рассказали об основных видах, современных методах и приёмах образовательных технологий.

– Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь к чему-либо», – замечает заместитель директора средней школы № 12 Смоленска Лилия ПОПОВА. – В обучении каждый метод содержит в себе определённый набор приёмов, которые помогают наиболее эффективно реализовать его на практике. При этом главная задача активных и интерактивных методов – научить ребёнка учиться: самостоятельно искать информацию, строить логическую цепочку, принимать взвешенное и аргументированное решение.

Теорию сменил мастер-класс по интерактивному уроку. А потом все участники семинара работали в группах под руководством модераторов. Каждая группа должна была разработать свой вариант урока по заданной теме, используя на каждом этапе наиболее эффективные интерактивные приёмы.

Тем было три: «Лирика военных лет. Прославление подвига народа и русского солдата» (литература, 11-й класс), «Начало Великой Отечественной войны» (история, 9–11-й классы), «Права и свободы человека и гражданина» (обществознание, 8, 9 и 11-й классы). А в итоге получилось семь музейных уроков, разработанных за время практикума.

С учётом новых реалий

Понятно, что направление «Смоленские дороги памяти» оказалось в приоритете не случайно. Планировалось успеть закончить разработку программ уже к маю, чтобы в праздничные дни провести тестовые занятия. Однако в условиях пандемии это оказалось невозможно, поэтому планы пришлось менять уже в процессе. Так, все практикумы по тестированию программ перенесли на осень, а обучение по направлениям «Смоленские узоры» и «Смоленские сказки» – в режим онлайн.

– Мы подготовили пакет методических материалов, которые помогут при разработке авторских образовательных программ, – говорит Елена Агафонова. – До осени времени достаточно, и можно успеть продумать занятия по нескольким направлениям. Кроме того, сейчас уместно активизировать работу по подготовке материалов для каталога экскурсионно-образовательных программ. Считаю, что режим самоизоляции способствует продуктивной работе.

Методические материалы – в свободном доступе на сайте «Смоленских уроков». В их числе – пошаговый алгоритм создания комплекса экскурсионно-образовательных программ по каждому направлению, а также темы уроков и примеры тематических планов.

Выпуск каталога запланирован на конец августа. В него войдут все интересные экскурсионно-образовательные программы, мастер-классы, обзорные экскурсии по всем направлениям образовательной деятельности. Естественно, при условии их одобрения научно-методическим советом проекта «Смоленские уроки».

– Уверена, что в итоге у нас получится действительно качественный продукт, – считает директор школы № 12 Смоленска Светлана ДЕНИСЕНКОВА. – Мы будем знать, куда ехать, чтобы ребята получили возможность учиться на местном краеведческом материале. А ведь это очень важно – знать историю и культуру мест, где живёшь. Потому что невозможно быть полноценным человеком, если ты буквально не потрогал, не пропустил через себя всё, что связано с родным краем.

Фото: Елена БЕЛЫХ и Вячеслав ФЛИМАНКОВ

Ольга Суркова

Алексей Островский провел встречу с сотрудниками и подопечными Вяземского ДИПИ и Геронтологического центра «Вишенки»
«Як-истребитель»: история одного поиска