Как не навредить, делая добро?
Общество

Как не навредить, делая добро?

29 марта 2020 года в 12:05

На площадке региональной Общественной палаты состоялось расширенное заседание комиссии по вопросам местного самоуправления и взаимодействия с некоммерческими организациями, в повестку которого включили вопросы, касающиеся благотворительной деятельности. В чем разница между ситуативной и стратегической благотворительностью, как меняется эта работа и становится ли она профессиональной – своим видением развития отрасли поделились общественники и представители организаций, работающих в данной сфере.

Актуальность темы, отмечалось в начале обсуждения, во многом вызвана публикациями в социальных сетях и средствах массовой информации, которые регулярно публикуют то призывы собрать средства на помощь ребёнку, то рассказы о мошенниках, пользующихся чужой бедой.

Эта проблема, в частности, обсуждалась в рамках одного из форумов «Сообщество», организуемых федеральной Общественной палатой в разных регионах России. Подтверждённые случаи мошенничества в данной сфере ведут к росту недоверия к благотворительным организациям в целом. Ещё одной важной проблемой тогда назывался и не всегда высокий уровень компетенции сотрудников этих организаций вкупе с недостаточным нормативным регулированием благотворительной деятельности.

Исправить это положение призвана Концепция содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства осенью прошлого года. Она, прозвучало в ходе дискуссии, и возникла как ответ на недоверие общества к благотворительным организациям. Ещё одна задача концепции – создать условия для перехода к профессиональной благотворительности, нацеленной в первую очередь на реальный результат.

Так, документом предполагается совершенствование механизмов взаимодействия благотворительных организаций с органами власти и развитие системы подготовки кадров для работы в этой сфере. Кроме того, речь идёт о повышении прозрачности деятельности профильных НКО, в том числе – в части раскрытия информации, позволяющей оценить эффективность проводимой работы. Важны, по мнению участников совещания, и направления, предусматривающие исключение конфликта интересов в работе благотворительных организаций. Помимо прочего, им планируется предоставлять и налоговые льготы.

Весь этот комплекс мер, отмечалось во время обсуждения, ужесточит требования к организациям, занимающимся благотворительностью, но в то же время приведёт к упорядочению их работы, росту её эффективности и результативности.

Переход на профессиональную основу в этой деятельности должен выразиться и в снижении числа мошенников, подчёркивали в ходе дискуссии. Пока – в силу недостаточного нормативного регулирования – у них есть возможность собирать деньги с неравнодушных граждан, пользуясь их отзывчивостью к бедам других людей, зачастую прикрываясь скачанными из интернета медицинскими справками. Благотворительность всегда носит эмоциональный окрас – положительный и добрый, но именно этими эмоциями кормятся мошенники, сказала одна из участников встречи.

Два типа благотворительности

Говоря о переходе к профессиональной работе, общественники отметили: необходимо различать ситуативную и стратегическую благотворительность. Первая из них подразумевает помощь «по запросу» людям, которым она требуется в данный момент, и чаще всего это направление благотворительности затрагивает пострадавших от стихийных бедствий, пожаров, других катаклизмов, а также адресную помощь социально уязвимым категориям населения. Однако на постоянной основе собирать средства, например, посредством СМС-сообщений невозможно, поэтому системное решение проблем – задача стратегической благотворительности, которая чаще всего имеет форму долгосрочных социальных проектов в той или иной сфере. Вместе с тем, особо отмечалось в ходе обсуждения, при разной направленности ситуативной и стратегической благотворительности их объединяет одно – необходимость достичь конкретного, видимого и подтверждённого результата. В противном случае эта деятельность является не чем иным, как пиаром, уверены общественники.

Смоленские НКО, занимающиеся благотворительностью, уже начали переходить на профессиональную основу в своей деятельности, причём часть из них – достаточно давно. Во многом это, конечно, обусловлено работой, которая проводится в рамках реализации проектов, поддержанных грантами, – грантодатели, как правило, очень строго относятся к отчётной документации, требуя подтверждать не только расходование выделенных средств, но и, например, сам факт проведения мероприятия.

Точка зрения

К слову, некоторые благотворительные организации нашей области фактически совмещают в своей деятельности и ситуативную помощь, и стратегическую работу, другие же придерживаются одного направления.

О том, как строится деятельность Православного центра защиты семьи, материнства и детства «Смоленский дом для мамы», участникам встречи рассказала директор организации Татьяна СТЕПАНОВА.

– Наша деятельность на регулярной основе поддерживается различными фондами. Например, мы сейчас реализуем один из проектов, поддержанных Фондом президентских грантов. Соответственно, вся деятельность, которая осуществляется в рамках грантовой поддержки, проводится по строго прописанным, организованным программам: с выделенной целью, задачей, количественными и качественными результатами. То есть программы такой деятельности у нас существуют, – отметила директор центра. – Другое дело, что у нас есть программы, связанные не с заранее проработанным планом, а с решением текущих задач. Например, обращается семья, которой нужно срочное решение её проблемы, – тогда нами проводится благотворительный сбор. Но потом мы отчитываемся перед жертвователями, а благополучатель предоставляет, например, медицинское свидетельство того, что ребёнок получил требующуюся помощь… То есть достаточно чёткая и прозрачная отчётность.

Такую деятельность можно считать профессиональной, согласилась с коллегой председатель правления регионального отделения «Союза православных женщин» Людмила АЗАРЕНКОВА, но и эта работа, по её словам, имеет проектный характер.

– Стратегия, на мой взгляд, должна выстраиваться несколько по-другому: допустим, если через дома для мамы будут проходить все мамы, которые оказываются в трудной ситуации, – это уже стратегия. Да, НКО считают, что они более мобильны, потому что находятся на местах и видят какие-то узкие проблемы, но всё равно все эти вопросы нужно сводить в какие-то общие системы. Потому что мы помогаем людям точечно, а другие не знают, что это происходит, – в системе этого нет. Стратегическая благотворительность должна идти к тому, что все направления деятельности нужно собирать воедино. У меня стратегическое планирование, создание того, что можно сделать в системе, – этой мой выбор, моё понимание, – заявила руководитель организации. – НКО нужна поддержка, но действительно профессиональная – сильных личностей или отдельной структуры. И начинать нужно с обучения. Сейчас отчётность стала более строгой, и это правильно, потому что благотворительность хороша и правильна только на предпринимательской основе. Это серьёзный бизнес-проект, который должен быть прописан «от и до». И обязательно за каждую копейку нужно спрашивать.

Ответственность и подготовка, а лучше профильное образование – то, что должно быть основой профессиональной благотворительности, уверена лидер проекта «Море добра» Екатерина СЁМКИНА.

– Я являюсь пропагандистом адресной, юридически подкованной помощи, когда всё у нас «тютелька в тютельку» и есть строгие отчёты. У нас двенадцать постоянных проектов, есть адресные проекты, и у нас работают только профессионалы – я сама имею международную учёную степень МВА по стратегическому менеджменту и социальному предпринимательству. То есть когда мы говорим о профессиональной благотворительности, мы имеем в виду людей, которые понимают, о чём говорят, – поделилась она своей точкой зрения. – Прийти и сказать «я хочу делать добро» – это хорошо, но я всегда говорю: когда ты не профессионал в благотворительности – это медвежья услуга. Когда ты делаешь добро, ты должен не навредить всем звеньям цепочки, а так получается именно за счёт непрофессиональных благотворителей. Сейчас появилось столько видеоблогеров, которые устраивают «хайп» на помощи детям и обездоленным, а на это смотреть нельзя – это всё пиар!

Помогать нужно правильно

Бороться с подобным пиаром и псевдосборами можно, только если благотворительная деятельность будет вестись строго в правовой плоскости, с возможностью спросить по букве закона, дополнила Екатерина Сёмкина. Поддержала её и Людмила Азаренкова, уверенная, что работа благотворительных организаций должна проводиться в рамках как минимум региональных программ:

– Если не будет системы и координирования, мы всё равно все будем сами по себе.

Говорили участники заседания и о необходимости объяснять людям, как правильно делать добро, приводя в качестве отрицательного примера сбор средств на улицах города.

– Нужно рассказывать непопулярные вещи, которые многим неинтересны, но задача некоммерческих организаций – пропагандировать правильную помощь. Например, не давать деньги волонтёрам в боксах – эти люди «сидят» на окладе и проценте, и ни один уважающий себя фонд никогда так не сделает. Я об этом говорю на уроках доброты в школах, я рассказываю о том, какой не должна быть помощь. Если это будет делать каждый, по крайней мере на уровне региона, у нас есть путь в светлое будущее, – уверена Екатерина Сёмкина.

Этот вопрос крайне актуален в сфере благотворительности, отмечалось в завершение встречи. И просто словами «не давайте» проблему не решить, уверены общественники, – фраза должна звучать как «не давайте, потому что…». А лучшим примером для неравнодушных людей, желающих помочь попавшим в беду, по мнению участников заседания, будет правильная, результативная работа самих некоммерческих организаций.

Фото: Алексей МАТВЕЕВ

Алексей Матвеев

Смоленщина готовится ко второму форуму потомков защитников и освободителей
Геннадий Печкарёв: Нет ничего дороже жизни