Общество

Щенок Знайка и числовой ряд

9 февраля 2020 года в 18:14

Центр комплексной помощи «Семья», который работает при отделе Смоленской епархии по церковной благотворительности и социальному служению, оказывает поддержку малоимущим и многодетным семьям. Обратившись в центр, нуждающиеся могут получить не только гуманитарную помощь, но и консультации различных специалистов. Дети могут посещать бесплатные развивающие занятия.

Большую роль в деятельности организации играют жертвователи и добровольные помощники. Ежедневно неравнодушные люди приносят для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, продукты длительного срока хранения, детское питание, памперсы, игрушки, одежду. Добровольцы помогают сортировать пожертвования и поддерживать в центре порядок, участвуют в проведении праздничных мероприятий. Автодобровольцы доставляют помощь подопечным из области, которые не могут забрать её самостоятельно. Но есть и особый вид добровольческой деятельности, когда люди вкладывают в неё свой профессиональный ресурс. Какую пользу это приносит детям из многодетных и малоимущих семей, «Смоленской газете» рассказала доброволец Екатерина ХАСАНОВА, которая проводит в центре «Семья» занятия по подготовке к школе.

Люблю свою работу

– Катя, прежде всего расскажи о том, чем ты сейчас занимаешься в своей профессиональной деятельности...

– На данный момент основной моей деятельностью является работа тьютором: сопровождаю ребенка с аутизмом на всех уроках в общеобразовательной школе, которые он посещает. Также работаю логопедом-дефектологом, коррекционным педагогом, педагогом по подготовке к школе, педагогом-репетитором для начальных классов в развивающих детских центрах.

- Как тебе хватает времени и сил на то, чтобы делать всё это и ещё участвовать в добровольческой деятельности? Тем более что, насколько мне известно, ты постоянно учишься, повышаешь квалификацию...

– На самом деле, график плотный, но мне всё это очень нравится, поэтому стараюсь успевать везде.

– Нередко волонтёры говорят о том, что хорошо выбирать вид добровольческой деятельности, который кардинально отличается от профессиональной, чтобы избежать выгорания. Почему ты решила пойти именно по этому пути и помогать детям?

– Я люблю свою работу и люблю детей, поэтому для меня этот вопрос вообще не стоял. Ну и, поскольку я работаю в разных местах, у меня всё равно постоянно происходит смена обстановки: разные детки ко мне приходят. Я от этого не устаю, и такое понятие, как «эмоциональное выгорание», мне незнакомо. А ещё, мне кажется, важно, чтобы специалисты приходили в добровольчество, потому что они могут внести серьёзный вклад: не просто кого-то поддержать или развлечь, а передать подопечным те знания и навыки, которые им пригодятся в будущем. Если говорить о детях из семей в трудной жизненной ситуации, то у них, как правило, не бывает возможности ходить на платные занятия. Мне очень хочется, чтобы они не были в чём-то обделены и могли развиваться, как и все остальные дети. Я знаю, что с теми знаниями, которые я им даю в центре «Семья», они потом пойдут в школу и смогут быть более успешными.

– Расскажи о занятиях подробнее...

– Курс подготовки к школе, который я веду в центре, делится на несколько занятий в неделю: математика, ознакомление с окружающим миром, развитие речи и обучение грамоте. В курсе математики я знакомлю деток с основными математическими понятиями, геометрическими формами, цветами, понятиями «верх», «низ», «право», «лево», учу ориентироваться на листе бумаги и в тетради, знакомлю с цифрами, обучаю счёту, решаем с ними простейшие примеры и арифметические задачи. Программа у нас очень обширная и насыщенная: в неё входит также развитие логики, памяти, внимания и мышления. Отводим время на это на каждом занятии. Что касается развития речи и обучения грамоте, то мы знакомимся с буквами, звуками, учимся читать, писать буквы и слоги и в дальнейшем будем писать слова. Знакомимся с речевыми понятиями, учимся выстраивать предложения и развиваем связную речь, обогащаем словарный запас, учимся составлять рассказы по сюжетным и предметным картинкам, выражать свою мысль и доносить до собеседника. И ещё знакомимся с окружающим миром. То есть рассматриваем картинки, составляем описательные рассказы, учимся рассказывать о том, что нас окружает.

Учимся играючи

– А как удаётся увлечь дошколят этими занятиями, добиться их внимания?

– Все занятия проводятся в игровой форме. Я использую большое количество разнообразных материалов: это картинки, карточки, игрушки, буквы пластмассовые и картонные, кубики с буквами и цифрами, печатные материалы – листы с заданиями, в которых они могут что-то закрашивать или прописывать. Использую шутки, сказки. А ещё у нас есть герой, который приходит к детям на каждое занятие и участвует в процессе, – это маленький игрушечный щенок Знайка.

– А какие задания у вас самые любимые?

– Дети с большим удовольствием выполняют задания на развитие логического мышления и памяти. Например, я выкладываю числовой ряд от одного до той цифры, которую мы на данный момент изучаем, дети их называют. Затем они закрывают глаза, а я перемешиваю или меняю цифры местами. Их задача – восстановить числовой ряд. Или я могу спрятать из ряда выложенных фигур какую-то фигурку, и дети должны сказать, какой фигуры не хватает. Это развивает и память, и внимание, и, конечно же, детки более успешно запоминают названия фигур, цифр, букв.

– Мне кажется, есть такой стереотип, что люди в трудной жизненной ситуации больше ориентированы на получение гуманитарной помощи, на решение своих текущих проблем и не особенно стремятся развивать своих детей. Что ты можешь сказать об этом по своему опыту?

– К счастью, нам не пришлось с этим столкнуться. Родители заинтересованы в том, чтобы дети посещали занятия, – у нас практически нет пропусков без уважительной причины. Я активно взаимодействую с мамами и папами: после каждого занятия рассказываю им о том материале, который мы изучали, что нового дети узнали, как они себя вели, насколько готовы слушать, слышать, насколько внимательны. Обязательно проговариваю домашнее задание детям и рассказываю о нём родителям. И надо отметить, что родители занимаются с детьми: регулярно выполняют с ними домашние задания.

– Почему вообще нужно готовить детей к школе? Без этого нельзя обойтись?

– Основная задача педагогов и родителей – это психологическая подготовка детей к школе, потому что очень важно, чтобы к моменту начала школьного обучения ребёнок был готов к тому, что ему придётся какое-то время сидеть на одном месте, слушать учителя, быть внимательным, слышать задания и выполнять их, слышать фронтальные инструкции, которые даёт учитель, и выделять те задания, которые необходимо сделать именно ему. Ребёнку нужно быть готовым к тому, что будут домашние задания, уметь готовиться к уроку – положить на парту необходимые предметы. Этому мы тоже большое внимание уделяем на наших занятиях. Стараюсь не только дать своим подопечным знания, но и помочь с психологической подготовкой к школе.

Детки у нас – молодцы!

– Расскажи о своих маленьких подопечных: какие они?

– Группа у меня в этом году очень активная, очень интересная. Им нравится приходить на занятия, они это делают с удовольствием. Дети – любознательные, слушают, задают вопросы. Все поднимают руку, кто-то даже пытается выкрикивать, потому что хочет побыстрее ответить на заданный мной вопрос. Группа достаточно сильная: мы начали заниматься с ноября, и уже сейчас мне дети спокойно рассказывают о том, что такое числовой ряд, в каком порядке должны выкладываться цифры, называют буквы, самостоятельно их пишут в тетради, по речевой инструкции на листе выкладывают фигурки «в правом верхнем углу», «в нижнем левом углу», «по центру листа». Мы читаем наши первые слоги и выкладываем их из кассы букв. Детки у нас – молодцы!

– А вообще этот проект действует второй год?

– Да, но в прошлом году он у нас был в несколько другом виде. Мы занимались один раз в неделю. Проходило сразу несколько занятий, в том числе и творческих. А в этом году у нас целенаправленно идёт подготовка к школе.

– А кто обеспечивает центр «Семья» необходимыми материалами для занятий?

– Что-то приношу я, что-то в центр принесли жертвователи, но, конечно же, материалов не хватает, и мы по-прежнему нуждаемся в тетрадях в крупную клетку и линейку, в карандашах простых и цветных, в ручках, ластиках и линейках. И очень нужна бумага для принтера, потому что все учебные материалы мы распечатываем. Каждый желающий может поддержать наших маленьких подопечных и принести материалы для занятий в центр «Семья» по адресу: ул. Тенишевой, 6. Подробнее о работе центра можно узнать в его официальной группе в социальной сети «ВКонтакте».

– Катя, что тебе самой даёт твоя добровольческая деятельность?

– Я получаю от этого очень много радости. Когда вижу успехи деток, каждое их маленькое достижение, я всегда счастлива от того, что смогла передать свой опыт другим.

Фото: vk.com/club156517175

Татьяна Борисова

В январе в Смоленске родилось 282 ребенка
Декретный отпуск – время получать новую профессию