Проверка декларации госслужащего - один из механизмов противодействия коррупции
Общество

Проверка декларации госслужащего - один из механизмов противодействия коррупции

29 сентября 2019 года в 08:04
252

Интервью заместителя начальника отдела кадров и безопасности УФНС России по Смоленской области А.А. Блохина.

- Андрей Александрович, Национальным Планом противодействия коррупции на 2018-2020 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378, ставится ряд задач, выполнение которых должно привести к снижению коррупции. Как решаются они в региональных налоговых органах?

- Понятно, что профессия налоговика находится в зоне риска. Более всего он присутствует в работе тех, кто непосредственно взаимодействует с налогоплательщиком, выполняет проверяющие или контролирующие функции. Задача кадровой службы – повышение эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов, строгий контроль за соблюдением федеральными государственными гражданскими служащими ограничений, запретов и требований к служебному поведению в связи с исполнением ими должностных обязанностей. Эти вопросы отслеживает и специальная комиссия, в состав которой входят не только сотрудники государственного органа, но и представители научных и образовательных организаций, деятельность которых связана с государственной службой, Общественного совета при Управлении. В этом году ею рассмотрены персональные дела четырех государственных гражданских служащих, допустивших нарушение антикоррупционного законодательства.

- Информация о фактах была получена по телефону доверия?

- Из деклараций госслужащих. В данных случаях речь идет о представлении неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Мы досконально изучили обстоятельства совершенных проступков, все смягчающие и отягчающее обстоятельства, и приняли решение рекомендовать руководителю Управления в двух случаях применить к государственным служащим меры дисциплинарного воздействия. Попутно поясню, что комиссия по соблюдению федеральными государственными гражданскими служащими ограничений, запретов и требований к служебному поведению в связи с исполнением ими должностных обязанностей не рассматривает проступки, которые можно квалифицировать как уголовное преступление или административное нарушение. Это прерогатива соответствующих органов.

- Какие коррупционные факторы в зоне особого внимания вашего отдела?

- Одно перечисление всего того, чего нельзя допускать государственным служащим, займет немало времени. Только прямых запретов, связанных с прохождением гражданской службы, семнадцать (ст.17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). И это по одному из законов, регулирующих деятельность в сфере противодействия коррупции. Работе в этом направлении отдел кадров и безопасности уделяет значимую часть своей деятельности. Но большая часть сил направлена на анализ сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, ежегодно представляемых всеми государственными служащими налоговых органов. Соответствие расходов доходам кардинально отсекает возможность легализовать средства, полученные коррупционным путем, поэтому предоставление неполных или недостоверных сведений уже образует самостоятельный состав нарушения, вне зависимости от того, с целью сокрытия «левых» доходов или по невнимательности, в связи с легкомысленным отношением к данному вопросу произошла ошибка.

- Много деклараций налоговиков ставится под сомнение?

- В этом году при анализе сведений, представленных государственными служащими за 2018 год, в 47 случаях пришлось более тщательно рассматривать сложившуюся ситуацию. В основном потому, что в одних обнаружены сведения, не соответствующие данным, имеющимся в наших базах, в других – информации, представленной государственными служащими в предыдущие периоды.

- Случаи представления заведомо недостоверных сведений были?

- Нет. В 40,4% случаев допущенные ошибки можно отнести к техническим опискам (запятая перенесена на порядок, сведения переписаны не из той строки полученной справки или разнесены не в тот столбец, ошибка при копировании с предыдущего периода и т.д.). В 29,8% случаях государственные служащие вносили сведения в соответствии с данными, полученными ими в уполномоченных организациях. Например, с выпиской по счету, предоставленной банком. Если сведения в ней содержали неточность, она, естественно, попадала и в справку государственному служащему. В соответствии с рекомендациями Министерства труда и социального развития РФ в таких случаях нельзя привлекать государственного служащего к дисциплинарной ответственности. Еще в 9 случаях неточность была устранена представлением в установленный законом срок уточняющих справок, что так же исключает наказание. В оставшихся 12 случаях сведения, представленные государственными служащими, нужно признать не полными. Однако для единообразного применения закона Минтруд России разработал рекомендации, в которых разграничил нарушения: несущественные, малозначительные, существенные. При выявлении последних государственный служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия. Выявленные нами нарушения относятся к разряду несущественных.

- Первое, что напрашивается: как коррупционный проступок может быть несущественным?

- Судите сами. Реальный случай для примера: в своей справке государственный служащий не отразил счет, открытый в одном из банков 14.03.2011. Данный факт однозначно указывает, что сведения в документе являются недостоверными. Опрошенный государственный служащий пояснил, что в 2011 году в отделении банка действительно брал кредит. В 2014 году он был погашен. Было написано заявление на закрытие счета. В справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2011, 2012, 2013 и 2014 годы данный счет отражался. Добросовестно полагал, что счет закрыт и не подлежит отражению в справке за 2018 год. Да и согласно предоставленной выписке из банка остаток на счете нулевой, движения средств по счету в отчетном году не осуществлялось. Считаю в данном случае справедливой позицию Минтруда России, которое предлагает такие нарушения относить к несущественным проступкам, при отсутствии отягчающих обстоятельств и наличии смягчающих (совершено впервые, положительная характеристика и др.) не применять меры дисциплинарного воздействия.

- Поддерживаю. Понятно, что немало ограничений и запретов касается и непосредственной деятельности госслужащего. А если работа не связана со служебной деятельностью?

- Многие знают, что госслужащему нельзя получать доход от предпринимательской деятельности. Но ему можно заниматься педагогической, творческой, научной работой. Однако даже за неправильно оформленное право можно получить взыскание. В законе закреплено, что государственный гражданский служащий имеет право осуществлять иную оплачиваемую работу, в случае если не возникает конфликта интересов, но с предварительным уведомлением представителя нанимателя. Для предотвращения возможных коррупционных проявлений анализируется не только выполнение ограничений, запретов и требований, но и правильность реализации прав.

Некоторые ограничения распространяются на гражданина и после увольнения с государственной службы. В течение двух лет без согласия комиссии ему нельзя устроиться на работу в организацию, в отношении которой он выполнял функции государственного управления. Контроль за соблюдением этого ограничения также лежит на работниках кадровой службы.

- Как при столь жестких условиях не стать случайной жертвой антикоррупционной борьбы?

- Помнить, что законодательство - постоянно развивающийся механизм. Незнание законов, как известно, не освобождает от ответственности. В региональных налоговых органах на постоянной основе проводится правовое воспитание государственных служащих, в ходе которого изучаются новеллы и освежаются в памяти давно принятые постулаты.

- На какую помощь со стороны налогоплательщиков вы рассчитываете?

- В первую очередь, на гражданское самосознание, понимание того, что без взяткодателя нет и взяточника. Их обоюдные действия и есть коррупция.

Во-вторых, напоминаю о том, что в каждой инспекции установлен специальный ящик для приема сообщений, работает телефон доверия Управления (4812)35-87-40.

Что касается сокращения коррупционных рисков при получении госуслуг, то Федеральной налоговой службой проводится модернизация самого подхода работы с налогоплательщиками. С каждым годом расширяется перечень услуг, которые можно получить без «живого» контакта с человеком. Через сайт налогового органа www.nalog.ru можно запросить необходимый документ, представить отчетность, получить разъяснение. Это само по себе исключает коррупционную составляющую. Открыть личный кабинет налогоплательщика также становится все проще.

- Давайте возвратимся к вопросу информирования кадровой службы о случаях правонарушений в налоговых органах. Сколько сообщений о коррупции в этом году поступило от обеспокоенных граждан?

- В 2019 году сообщений о коррупционных нарушениях сотрудников налоговых органов не поступало. Надеюсь, что это отчасти является и следствием хорошей работы кадровой службы налоговых органов в регионе.

Пресс-служба Управления ФНС по Смоленской области

Смоляне побывали на Втором Тенишевском фестивале
Смоляне продолжают попадать в сети интернет-мошенников