Пришёл, подумал, приобрёл
Когда-то, лет 15 назад, он вместе со своим братом-близнецом начал организовывать движение интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?». Его брат теперь живёт и работает в Москве, а он до сих пор проводит серии интеллектуальных игр среди старших школьников и чемпионаты в Смоленске. О том, как всё начиналось, как появилась любовь к игре, как хобби стало частью его жизни, и об успехах его воспитанников мы поговорили со смоленским активистом, организатором игр «Что? Где? Когда?» Павлом Игнатенковым.
Как всё начиналось
– Павел, расскажите, как всё начиналось?
– Мой брат решил организовать игру «Что? Где? Когда?» в Смоленске и написал на передачу в Москву. Ему ответили Максим Поташёв и ещё кто-то.
Потом к нам присоединился бывший студент физтеха Мирон Боргулёв, живущий в Москве, но родом из Смоленска. Так мы это дело начали организовывать. Первый чемпионат провели лет 15 назад, тогда было 10 команд. Для того чтобы привлечь внимание города, мы пригласили Алеся Мухина, чтобы он провёл игру. Потом мы ещё несколько раз его приглашали. Затем даже был этап чемпионата мира в нашем городе – в «Молодости» проходил. И вот так всё шло по нарастающей. Мой брат два или три раза провёл чемпионаты для школьников, а потом я взялся за это – стал заниматься именно со школьниками. Два раза в год провожу чемпионаты среди смоленских школ – в этом мне помогает департамент по образованию и науке. Мы вместе согласовываем дату, они дают приказ по всем школам. Приходят команды из школ, всего приходят где-то 35 команд, и проводится чемпионат – осенью и весной. Сейчас я занимаюсь во Дворце творчества на Коммунистической, 1. Каждое воскресенье с 12:00.
Пытливые умы
– Как формируются команды?
– Иногда к нам приходят целые команды. Иногда – два-три человека, я их прошу сесть там, где свободные места. Потом они как-то сами переформировываются, организовывают свои команды. Но чаще по школам формируются.
– С каких лет у вас начинают играть?
– Раньше у нас были только одиннадцатиклассники. Потом начали подключаться десятиклассники. А сейчас такая тенденция, что у нас игра молодеет. Девятые классы приходят. Недавно ко мне приходили шестиклассники. Даже был пятиклассник. Это замечательно. Они, когда начинают рано, слушают, впитывают, и потом из них получаются очень сильные игроки в одиннадцатом классе. У меня несколько выпускников таких, которыми я горжусь. Сейчас я вместе с ними провожу соревнования. У них уже много чему можно поучиться. Некоторые начинали играть с шестого класса, они очень крутые, много знают. У меня сейчас один четвероклассник. Через шесть лет посмотрим, что из него получится. Ему почти ничего непонятно, но интересно. Он уже сейчас предлагает какие-то варианты для команды.
Но в основном всё-таки приходят старшеклассники. Потому что у них больше знаний, им это интереснее. Легче понимать, о чём идёт речь. У них больше эрудиции.
Чемпионаты в Смоленске
– Организаторы – вы и департамент образования или только вы?
– Смотря о чём речь. Если речь про школьные чемпионаты, которые проходят два раза в год, – мы с ними вместе.
Что касается других мероприятий, то тут я полагаюсь больше на свои силы и силы своих товарищей. Буквально на этих выходных закончился у нас фестиваль «Кубок имени Головы профессора Доуэля». Я взял такое название, так как хотел связать со смоленскими реалиями. Гагарин – избито, Кубок имени Лошади Пржевальского где-то на Урале играется. А Беляев – это житель Смоленщины.
Первые три года после возникновения Кубка в Смоленске к нам приезжали команды из Москвы и Калуги. Потом у нас был год паузы. В прошлом году благодаря моим единомышленникам удалось организовать спонсорскую поддержку по типу краудфандинга, когда люди откликнулись на призыв и перечислили нам сумму, достаточную для проведения. Тогда приехали команды даже из Риги. Чемпионат получил статус международного. В этот раз тоже был краудфандинг.
16–17 марта к нам на Кубок приехали 8 команд из Брянска. У нас было в этом году 17 команд, из них половина брянских. Им у нас понравилось. Они пригласили нас к себе. Две команды поедут играть туда.
Темы у нас в этом году на Кубке были разнообразные. Например, русские рэперы, матричные темы – когда звучат буквы, которые потом даются в ответе. Например, была матричная тема «Виктор» – с ответами «викторина», «Викторинокс» (фирма, которая делает швейцарские ножи) и т. д.
Время от времени в других городах проходят чемпионаты, от организаторов приходят приглашения, и мы стараемся выезжать на эти мероприятия.
Вот уже около 10 лет мы регулярно ездим играть в Великие Луки. Они недалеко, туда добраться не очень сложно, организаторы в том городе гостеприимные. Раньше ездили и в Коломну, и в Малоярославец, но сейчас у нас получается ездить только в Великие Луки. Какое-то время назад нам пришла в голову мысль: а почему мы ездим куда-то, пусть к нам приезжают в гости играть. Почему бы нам у себя не организовать чемпионат? Мы загорелись этой идеей, придумали название. Это было шесть лет назад. У нас кроме игры ЧГК ещё и брейн-ринг, эрудит-квартет, пешеходный квест по городу.
Сейчас ко мне присоединились выпускники, которых я когда-то тренировал. Они мне помогают проводить игры. Кто помогает с организацией питания, кто помогает встретить ребят, кто с аппаратурой выручает.
В этом году будет мероприятие в Казани. Но я не знаю, получим ли мы право там участвовать. Для участия необходимо собрать определённое количество баллов на разных турнирах. Посмотрим...
Не все о нас знают
Мне бы хотелось, чтобы о нас знали больше школьников, Многие просто не знают, например, о том, что у нас каждое воскресенье в Доме молодёжи с 12:00 проходят тренировки и можно прийти совершенно бесплатно. Несмотря на то что я часто об этом говорю, ребята даже на чемпионатах забывают о том, что можно прийти.
– А как вы решили этим заниматься? Вам же это интересно?
– Я сам окончил наш педуниверситет, теперь он СмолГу, учился на физмате. Мне интересно со школьниками заниматься. Поэтому я загорелся этой игрой. Если им интересно, то и мне интересно.
В детстве я очень любил игру «Что? Где? Когда?». Многих вопросов не понимал, но мне очень нравилось. А когда я сам поучаствовал в игре, захотелось поделиться с другими знаниями и тем, что это интересно, развивает эрудицию.
В этой игре в основном вопросы из гуманитарных наук, на знание истории, литературы, культуры. Хотя сейчас иногда бывают околокомпьютерные турниры. Когда всё это начиналось 12 лет назад, ко мне приходили заниматься три-четыре команды. Были ребята, которые после моих занятий оставались на взрослую тренировку. Я увидел, как за год тренировки одна команда очень выросла, стала сильной. Потому что они играли не только на школьных вопросах, но и на взрослых, которые намного сложнее. Тут, как в спорте, – берёшь тяжёлый вес, становишься сильнее. Они в одиннадцатом классе, грубо говоря, рвали всех. На второй год обучения заняли первое место в Малоярославце и попали на чемпионат России. Так одна команда несколько раз подряд занимала первые места и получала возможность ехать на чемпионат России.
Сначала я занимался тренировками на добровольной основе, а через год меня позвали во Дворец творчества на официальную работу. С тех пор я работаю преподавателем дополнительного образования.
Можно ли увлечь знаниями
Когда у нас была сильнейшая команда, было приятно играть не только ради игры, но и ради побед. Но и до этого, и потом, и в любом случае стоит играть даже ради одного взятого вопроса.
Конечно, хорошо получать призы, грамоты, медали. Но самое лучшее – когда ты пришёл, подумал и нашёл ответ. Даже если это один ответ за весь игровой день. Это такое удовольствие – найти ответ, что кажется, что ради этого и стоит играть в «Что? Где? Когда?». Стоит не ответить на 47 вопросов, чтобы на 48-й вопрос ты нашёл ответ.
Бывает и так, что ты знаешь какую-то определённую тему, а попадаются вопросы на тему совершенно незнакомую. Как-то была тема «Моря и океаны». В ответе было пять морей и океанов. А их же гораздо больше, можно что-то и не знать. Например, вопрос: где прилунились американские астронавты? Ответ: в Море Спокойствия. Это ведь тоже море. Но не на Земле. То есть можно спокойно ориентироваться в теме морей и океанов, а именно это море упустить. Но зато если вышли играть эту тему и попалось Море Спокойствия, вы навсегда запомните, что оно находится на Луне.
Это и образовательная функция ЧГК. Ты приходишь и узнаешь много нового. Это интересно и за рамками школьной программы.
– Нужно быть очень начитанным, чтобы участвовать в игре?
– Тут важнее опыт. Сначала просто не понимаешь, что спрашивают. Расскажу вам мою любимую историю. Я её рассказываю школьникам каждый год.
Когда всё только начиналось и мы с братом организовали команду в шесть человек, поехали на электричке в Витебск. В первый день был брейн-ринг. Мы там несколько вопросов взяли, пару боёв выиграли. Второй день – ЧГК. Шестьдесят вопросов. По телевизору мы видим максимум тринадцать вопросов, а тут – шестьдесят. Четыре тура по пятнадцать. В первом туре мы ответили на один вопрос, во втором туре тоже на один. И, не дожидаясь конца игры, поехали на электричке обратно в Смоленск. Ну что вечера ждать, сейчас электричка – поехали сейчас. Позорно удрали, можно так сказать.
Потому что мы не понимали, о чём идет речь. А со временем поняли, что нужен опыт.
– Ради чего вы тренируете?
– Во-первых, мне это интересно. Как хобби. Надо же чем-нибудь для удовольствия заниматься. Во-вторых, если хотя бы кто-то из школьников загорится этой идеей, для него будет это интереснее, чем пить во дворе. Если они найдут в этом радость и удовольствие, то это всё не зря! Я сейчас дружу со многими своими бывшими выпускниками. Они хорошие люди, эрудированны, у них много знаний. И они не пьют в подворотне!
Фото: из архива Павла Игнатенкова
Галина КРАСНОПЁРОВА