Налоговый контроль: обеспечить максимально благоприятные условия для ведения честного бизнеса
Общество

Налоговый контроль: обеспечить максимально благоприятные условия для ведения честного бизнеса

9 марта 2019 года в 20:00
206

Создание максимально благоприятных условий для ведения бизнеса – одно из важнейших условий работы органов власти любого уровня – от муниципального до федерального. И проведение этой работы заключается не только в принятии и соблюдении соответствующих законов, но и во внедрении механизмов, которые позволяют предпринимателям заранее предупредить возникновение проблем. О том, как избежать пристального внимания налоговой службы, рассказала начальник контрольного отдела УФНС России по Смоленской области Светлана Щедрова. 

– Светлана Александровна, в ходе состоявшихся недавно публичных слушаний в УФНС России по Смоленской области много говорили об активном побуждении налогоплательщиков к добровольному уточнению своих обязательств. Итоги прошедшего года подтверждают правильность выбранной стратегии?

– Прежде чем назвать цифры, давайте разберёмся с главным. На сегодняшний день позиция ФНС России такова: выездным налоговым проверкам должна предшествовать серьёзная контрольно-аналитическая работа с налогоплательщиками, в деятельности которых установлены риски. Проанализировать их могут и сами организации.

Без преувеличения можно сказать, что внедрение риск-ориентированного подхода, усиление аналитической составляющей в контрольной работе, а также применение новейших автоматизированных аналитических инструментов позволили значительно повысить дисциплинированность налогоплательщиков, сделать основной упор не на наказание, а на побуждение к добровольному уточнению и исполнению своих налоговых обязательств.

Как это отразилось на результатах нашей работы в 2018 году? Показатель сумм увеличенных налоговых обязательств по уточнённым декларациям, представленным налогоплательщиками в связи с самостоятельной оценкой рисков согласно критериям, разработанным ФНС России, по сравнению с 2017 годом увеличился почти в шесть раз и составил 674,5 миллиона рублей. На долю добровольных уточнений после проведения аналитической работы налоговых органов приходится около 50% в общем объёме поступлений по контрольно-аналитической работе, что в три раза больше, чем в аналогичном периоде 2017 года.

За 2018 год по результатам контрольной работы нами дополнительно начислено свыше миллиарда рублей налоговых платежей. Из них 725 миллионов рублей уже взыскано, и это на 19,5% больше в сравнении с предшествующим годом. Почти на 11% возрос и уровень взыскания дополнительно начисленных платежей.

– И самих проверок стало больше?

– Напротив, количество выездных проверок сократилось на 20 процентов. Тренд их уверенного снижения сохраняется на протяжении уже нескольких лет.

– Как вы сказали, риск-ориентированный подход – инструмент контроля для двух сторон процесса. Как им пользоваться на деле налогоплательщику?

– Мониторить собственные риски. Делать это позволяют 12 общедоступных критериев. Их перечень размещён в открытом доступе на сайте ФНС России и на протяжении многих лет нами активно популяризируется. В нашем понимании он должен стать настольной книгой не только для каждого сотрудника службы, но и для тех, кто голосует за честный бизнес.

Это пошаговый механизм самостоятельного выявления и исправления допущенных при исчислении налогов ошибок. Понятно, что чем больше рисков выявлено – тем реальнее наша встреча, то есть выездная проверка.

– Какие аспекты деятельности налогоплательщика анализируются?

– Исследуются все существенные аспекты – как отдельной сделки, так и финансово-хозяйственной деятельности в целом. Проводится мониторинг бухгалтерской и налоговой отчётности, факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы, анализ полноты и своевременности уплаты налогов.

– Где налоговый орган черпает сведения? Какими источниками пользуется?

– Конечно, учитывается не только внутренняя информация (данные, имеющиеся в налоговых органах о налогоплательщике, его бухгалтерской и налоговой отчётности и так далее), но и из внешних источников: Федеральной таможенной службы, государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ, правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления и даже наших коллег из налоговых органов иностранных государств.

– В плане профилактики налоговых нарушений какие советы мы можем дать тем, кто хочет избежать пристального внимания со стороны налоговой службы?

– В первую очередь, работать честно. Во-вторых, правильно выстраивать свои отношения с контрагентами и налоговой службой: отвечать на запросы налоговых органов, в случае самостоятельного выявления ошибок уточнять свои налоговые обязательства и уплачивать налоги в бюджет в полном объёме, при низких показателях рентабельности и налоговой нагрузки  проводить оценку причин и принимать меры по их повышению, с должной осмотрительностью выбирать контрагентов.

Светлана Александровна, в ходе прошлых публичных слушаний ваши коллеги рассказывали о современных информационных ресурсах, позволяющих налоговому органу проводить целенаправленный, тщательный, постоянный и всесторонний анализ всей имеющейся информации о налогоплательщике. Какие из них помогут тем, кто хочет избежать риска выездной проверки?

– Начну с одного, уже многим известного.  На нашем официальном сайте работает электронный сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагентов». Он позволяет не только получить выписку из ЕГРЮЛ, но и узнать, не принято ли в отношении контрагента решение об исключении его из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица; установить, не использовался ли при регистрации контрагента адрес «массовой» регистрации, не является ли учредитель (руководитель) компании учредителем (руководителем) нескольких юридических лиц; определить, есть ли у контрагента задолженность по налогам и не задерживает ли он представление налоговой отчётности на срок более года, и так далее.

Кроме того, на сайте Росстата можно ознакомиться с данными бухгалтерской отчётности любого юридического лица. Данные загружены начиная с 2012 года.

Как известно, ФНС разработала и электронный сервис «Прозрачный бизнес», при помощи которого можно узнать о контрагенте следующее:

– сумму недоимки, задолженности по пеням, штрафам (в разрезе каждого налога, сбора, взноса), сведения о налоговых правонарушениях с указанием общего размера штрафа, а также о применении специального налогового режима;

– среднесписочную численность работников за календарный год, наименование и уплаченную сумму по каждому налогу и сбору, по страховым взносам, суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской отчётности организации.

Ещё один полезный информационный ресурс внедряет Ассоциация добросовестных участников рынка АПК. Его цель – стимулирование добросовестной конкуренции и экономического прогресса рынка оборота сельхозпродукции, эффективное саморегулирование рынка в том числе за счёт повышения налоговой дисциплины участников и обеспечения условий для равных принципов ценообразования. Получить к нему доступ можно на основании договора.

– Давайте вернёмся к итоговым показателям региональной службы по контрольной работе за 2018 год. С какими результатами завершился очередной этап «кассовой революции»?

 – И 2018-й, и 2017 годы стали для нас не только временем активной разъяснительной работы по вопросам перехода на онлайн-кассы, но и временем перенесения основного акцента с контрольной работы на  учётно-регистрационную и информационную. Собственно контрольные мероприятия были минимизированы и проводились в последние два года исключительно по жалобам, что подтверждают и наши итоговые цифры. Судите сами: первый год реформ сократил количество проверок в четыре раза, а последующий – в восемь раз.

Со своей стороны и законодатель статьёй 4.1.1 КоАП предусмотрел порядок замены административного штрафа предупреждением,  если нарушение совершено субъектом малого бизнеса впервые. В результате уже в 2017 году на Смоленщине было вынесено 47 постановлений, в которых административный штраф заменён предупреждением, а в 2018 году – 39.

Попутно напомним, что третий этап кассовой реформы уже стартовал. С 1 июля 2019 года по закону на применение онлайн-аппаратов должны перейти те категории налогоплательщиков, которым ранее была предоставлена отсрочка. Подробную информацию по категориям лиц можно найти на нашем сайте. Кроме того, силами территориальных налоговых органов проводятся разъяснительные семинары, продолжают свою работу открытые классы, чтобы провести максимально понятное и всестороннее информирование предпринимательского сообщества о механизме внедрения в работу онлайн-касс, их регистрации, о порядке дальнейшего взаимодействия с налоговым органом. Призываем участников этого этапа не забывать о сроке.

Очень хотелось бы, чтобы слово «контроль», как и слово «порядок» не пугали честного налогоплательщика. Тем более что в сфере проверок соблюдения законодательства происходят изменения, которые, убеждена, должны обеспечить максимально благоприятные условия для ведения бизнеса добросовестными налогоплательщиками.

Фото: УФНС России по Смоленской области

Андрей Васильев

В Смоленске в храме в честь святой Матроны Московской прошло праздничное богослужение
Союз сердец и судеб