От слободы до Дома
В Смоленске прошёл фестиваль немецкой культуры «Мы вместе», приуроченный к 20-летию местной общественной организации «Русско-немецкий Дом»…
Преданья старины
Немцы проживали в Смоленске ещё с древности. Отсюда по Днепру шёл «Путь в немцы»: через небольшой волок в Западную Двину и Рижский залив «моря Варяжского». Особенно оживлённым этот путь был на рубеже XII-XIII веков, о чём свидетельствует и «Смоленская торговая правда».
– Приблизительно в это же время, в XII веке, в Смоленске, вероятно, и появилась «немецкая слобода», – считает председатель региональной общественной организации «Русско-немецкий Дом» Ольга ТРАУТВЕЙН. – Она занимала большую территорию сразу за Днепром. Нынешняя улица Студенческая раньше называлась Немецкой, как и прилегающий к ней холм.
Была в Смоленске и немецкая церковь. Правда, ни точной даты её основания, ни численности прихода не сохранилось. Однако в той же «Смоленской торговой правде» упоминается «латинская церковь», по-другому зазываемая «церковью Святой Девы» или «Немецкой Богородицы». А возле неё, как и положено, располагалось кладбище. Кстати, оно окончательно перестало существовать только в пятидесятые годы прошлого века, поэтому среди зарослей деревьев и кустарника там ещё можно увидеть немногочисленные уцелевшие надгробия.
До нашего времени сохранилось здание другой немецкой церкви – кирхи, построенной в 1859 и освящённой в 1860 году. Тогда и прилегающая к ней нынешняя улица Ленина даже называлась Кирочной. Сейчас в здании храма, официально считающемся памятником архитектуры, расположен шахматный клуб.
Возвращённые имена
– Присутствие немцев ощущалось во всех областях общественной жизни Смоленска, – продолжает Ольга Траутвейн. – Они заводили здесь своё дело и вносили существенный вклад в развитие города. Без них просто невозможно было представить бьющую ключом жизнь смоленского общества. Благодаря чему достигалось необычайно тесное и многогранное переплетение двух культур: русской и немецкой. Достаточно сказать, что в XIX веке немцы занимали от трети до половины губернаторских и вице-губернаторских должностей в России. И Смоленск не был исключением. Генерал-лейтенант Иван Карлович Гика, генерал-лейтенант Иван Николаевич Эссен, Борис Иванович Пестель, Казимир Иванович фон Аш – все они в своё время отметились здесь на губернаторских постах.
Интересно, что первым звания «Почётный гражданин Смоленска» тоже был удостоен немец – Александр Александрович Мейер. В апреле 1856 года он был назначен председателем местной казённой палаты, которая в то время ведала государственными доходами и расходами, сбором статистических сведений о народонаселении, проведением ревизий. За службу в Смоленске Мейер был награждён орденом Святого Станислава первой степени. И одна из улиц города в XIX веке была названа в его честь Мейеровской.
Того же звания в 1890 году «за долголетнюю деятельность на пользу города» был удостоен и другой этнический немец – Александр Платонович Энгельгардт, в чьём особняке сейчас расположен Дворец бракосочетаний. А.П. Энгельгардт долгое время был городским головой. При проведении железной дороги Смоленск–Орёл он безвозмездно отдал на её строительство часть своего земельного владения, а также помог в обустройстве станции, которая и сейчас называется Энгельгардтовская.
Общероссийскую известность получило имя и другого смолянина из славного рода Энгельгардтов – Павла Ивановича. Помещик села Дягилево Пореченского уезда, подполковник в отставке, он стал активным участником партизанского движения Отечественной войны 1812 года. С вступлением наполеоновских войск в Смоленскую губернию он с отрядом своих дворовых людей нападал на «малые неприятельские партии и побил своеручно 24 человека французов». Был схвачен неприятелем и приговорён к расстрелу. Отверг предложение остаться в живых и получить чин полковника в наполеоновской армии – верный присяге, предпочёл измене смерть. Имя героя в XIX веке тоже носила одна из улиц Смоленска – нынешняя Дзержинского.
– С 2010 года мы занимаемся программой «Возвращённые имена» – это исследования об истории немцев в Смоленске, начиная с XII века, – говорит Ольга Траутвейн. – На эту тему мы сняли фильм, где не ставили своей целью подробно рассказать обо всех культурно-экономических связях и вкладе немцев, но постарались сказать о главном: то, чем мы сегодня заслуженно гордимся, создавалось в том числе и российскими немцами.
Мы вместе
Сегодня на территории Смоленщины проживает около тысячи этнических немцев.
– Это далеко не самая большая диаспора в нашем регионе, – поясняет председатель регионального отделения Фонда мира Елена Ульяненкова. – Но тем не менее одна из самых активных. В своё время «Русско-немецкий Дом» стал одним из инициаторов создания Национального конгресса Смоленской области, первым вступив в его ряды. Сегодня организация работает уже двадцать лет. За эти годы сделано немало, хотя предстоит, наверное, ещё больше. Администрация региона поддерживает эту работу – у нас есть областная программа гармонизации межнациональных отношений, мы реализуем стратегию государственной национальной политики. Потому что только зная и уважая традиции и культуру всех народов, живущих с нами рядом, мы придём к миру и взаимопониманию. И Смоленская область всегда будет территорией национального согласия.
Фестиваль немецкой культуры «Мы вместе» – это своеобразный творческий отчёт «Русско-немецкого Дома» о проделанной за год работе. Выставки и стенды рассказывают о программах и проектах, реализованных участниками организации. А спектакли театра кукол и студии «Лукоморье» помогают приобщению зрителей к немецкой культуре, частью которой являются сказки братьев Гримм и история реформации церкви, задуманная и осуществлённая монахом Мартином Лютером…
Из разговора с руководителем
Все двадцать лет региональной общественной организацией «Русско-немецкий Дом» бессменно руководит Ольга Траутвейн – человек неравнодушный, умеющий не только находить единомышленников, но и увлекать их своими идеями.
– Наш «Русско-немецкий Дом» – не первая немецкая организация в Смоленске. До него был Центр немецкой культуры, в котором мы с коллегами тоже немало делали. Но так получается, что в организации многое зависит от интересов председателя. А поскольку тот председатель увлекался байдарочными походами, мы в основном спортом и занимались. Меня же больше привлекали культура и искусство, поэтому я и решила создать другую организацию.
Так и появился «Русско-немецкий Дом». И первое, что мы сделали, – провели 19 января 1998 года Крещенский благотворительный праздник для детей в семейном общежитии на Нахимова.
– Ольга Павловна, а что такое «Русско-немецкий Дом» сейчас, спустя двадцать лет?
– Это множество программ и проектов, которые удалось реализовать за эти годы. Это творческие коллективы, театральные и музыкальные. Это семинары, фестивали-конкурсы, бесплатные заседания «Клуба любителей немецкого языка», открытый просветительский университет «Прометей».
Наша организация стала инициатором общественного движения «Хранители», цель которого – формирование интереса к родословной семьи как основа патриотического воспитания. Мы регулярно проводим встречи с молодёжью, я сама провожу лектории в школах и библиотеках.
– Кроме того, вы ещё и автор пешеходной экскурсии «Незнакомый Смоленск»…
– Да, это один из проектов в рамках программы «Возвращённые имена»…
– Трудно было найти материал для неё?
– Нет. Наоборот, материала для экскурсии было очень много – просто необходимо было его методически обобщить, сделать всё логично.
– Может быть, расскажете о самых интересных моментах этой экскурсии?
– Это экскурсия о тех местах в Смоленске, которые связаны с немцами. В том числе и с деятелями культуры и искусства, подарившими нашему городу замечательные объекты. Например, знаменитый памятник русскому композитору Михаилу Ивановичу Глинке был создан скульптором Александром фон Боком, выпускником Санкт-Петербургской академии художеств. Немецкое авторство и у «памятника с орлами», проект которого разработал инженер Николай Шуцман.
В самом центре Смоленска – здание городской администрации. Оно было построено в самом начале прошлого века по проекту знаменитого архитектора Франца Иосифовича Шехтеля, автора стиля «модерн»…
– Чем российские немцы, в том числе и смоленские, отличаются от просто немцев?
– Наши немцы более душевные. И вообще им повезло – они умудрились взять много хорошего от обеих культур: русской и немецкой. В результате получилась очень неплохая смесь.
Я знаю практически всех немцев на Смоленщине. Я немка наполовину, кто-то – на четверть, у многих – ещё более дальние корни. Но у всех одинаковое отношение к делу. Есть такая типично немецкая пословица, которая в переводе звучит как «Сказано-сделано». Это именно про немцев, обладающих особым чувством ответственности, повышенным почти до маниакальности…
Между прочим
Когда-то «немцами» на Руси называли всех чужестранцев, чей язык был непонятен местным жителям. Это слово имеет корень от «нем» – «немой, непонятно говорящий». И только значительно позже определение закрепилось лишь за выходцами из Германии.
Фото: Елена Белых
Ольга Суркова