Историческое преображение
Почти полмиллиарда рублей было выделено из федерального бюджета на реставрацию крупнейших смоленских монастырских комплексов, памятников истории и культуры.
Что в Смоленске вызывает гордость и восхищение местных жителей и манит туристов со всех уголков страны? Безусловно, героическое прошлое, богатейшая история нашего города, сохранившиеся памятники культуры.
Руководство страны уделяет особое внимание сохранению объектов культурного наследия. Напомним, Президент России неоднократно говорил о том, что умелое использование культурного наследия, его сохранение, без всякого сомнения, является важнейшим фактором развития государства и его укрепления.
– Сама работа по сохранению историко-культурного наследия имеет, безусловно, огромное эмоциональное, воспитательное значение, укрепляет национальное самосознание народа, помогает каждому человеку, особенно молодому человеку, глубже понять свою личную сопричастность со своим народом и с его великой культурой, безусловно, воспитывать чувство национального самосознания и национальной гордости. Это – крайне важные вещи, крайне важные чувства, которые цементируют и укрепляют нашу страну, – убеждён глава государства.
В период с 2012 по 2017 годы Министерством культуры Российской Федерации из средств федерального бюджета в соответствии с обращениями Администрации Смоленской области на реставрацию крупнейших монастырских комплексов, памятников истории и культуры федерального значения (Вознесенского, Троицкого и Авраамиевского монастырей, а также зданий и сооружений ансамбля Соборной горы) было выделено почти полмиллиарда рублей. Наибольший объем финансирования реставрационных работ, проведенных на объектах культурного наследия, пришелся на 2013 год – год празднования 1150-летия первого упоминания Смоленска в летописях.
Прежде всего, федеральные средства были направлены на реставрацию центральных объектов монастырских комплексов. В рамках выделенного финансирования выполнены работы на фасадах, кровле собора Вознесенского монастыря, Троицкого собора Свято-Троицкого женского монастыря. Отреставрированы Собор Преображения и монашеские кельи Авраамиевского монастыря. Кроме того, в зданиях монастырских комплексов проведены внутренние реставрационные работы.
Лучшее из барокко
– Так сложилась судьба нашего города, что от девяти первых веков его существования сохранилось лишь восемь памятников культуры, не считая, конечно, находок археологов, и немного памятников XVIII века, – рассказала заслуженный работник культуры РФ, историк, краевед Антонина Смирнова. – Один из лучших памятников среди них – Собор Авраамиева монастыря.
Он находится на улице Маршала Жукова, с внутренней стороны восточного участка Смоленской крепостной стены.
Собор был выстроен в 1755 году на месте ранее существовавшего деревянного, построенного на пожертвования купца Бориса Пискарева. В 70-80-х годах XVIII века были возведены семинарские корпуса, дом настоятеля, библиотечные и учительские кельи, вокруг построек сооружена ограда с башнями.
Кстати, в этой части города проходили сражения Отечественной войны 1812 года, и в стене на восточной стороне здания до сих пор сохранилось ядро, которое очень любят показывать туристам экскурсоводы.
Здание было сильно повреждено в годы Великой Отечественной войны. Стоявшая рядом церковь (Введенская) и вовсе была разрушена, и только в 70-е годы прошлого века силами смоленской реставрационной мастерской в храме были проведены ремонтные работы.
– Конечно, не полностью, потому что они были очень трудоёмкими и сложными: в здании много барочных элементов. Но основные работы всё же провели, – отметила Антонина Смирнова.
Тогда же здание приспособили под хранилище областной библиотеки. Остальные помещения монастыря занимали медицинские учреждения.
Возрождение монастыря началось в 2001 году. Теперь историческая справедливость восстановлена – он возвращен Русской Православной Церкви.
– Это самый лучший памятник барокко в Смоленске, и мы можем гордиться тем, что он восстановлен, – отметила Антонина Тихоновна. – На его реставрацию потребовались, конечно, очень большие средства, и сделать это без федерального бюджета было бы просто невозможно. Так что благодаря помощи государства смоляне и гости нашего города могут видеть этот замечательный памятник во всей его красе.
Одним из отреставрированных объектов комплекса стали монашеские кельи – работы здесь были проведены в 2016 году. Ранее это здание находилось в удручающем состоянии, ремонт и реставрация были крайне необходимы. Сейчас, для сравнения, можно взглянуть на ветхое полуразрушенное здание, находящееся в паре метров – разница, как говорится, налицо.
– Была проведена огромная работа – здание, за исключением стен, практически полностью пришлось разобрать. Кровлю сняли, заменили перекрытия, заменили окна, двери. Элементы фасада, наличники были наполовину утрачены, но здание удалось отреставрировать в максимально приближенном к первоначальному виде, – рассказал директор автономной некоммерческой организации «Зодчий» Борис Аптекин. – Если бы не помощь руководства страны, мы бы не «подняли» эти объекты. Радует, что наш проект завершился успехом, и очень надеемся, что удастся возродить и другие объекты комплекса.
Кстати, до реставрации кельи выглядели так:
Видишь, там на горе…
Особое внимание в последние годы уделялось реставрации зданий и сооружений ансамбля Соборной горы, в частности, реставрации уникальной живописи Успенского собора. Благодаря выделенным из федерального бюджета денежным средствам в сумме более 68 миллионов рублей живопись Собора приведена в наиболее близкий к первоначальному вид. Кстати, по словам Бориса Григорьевича, чтобы должным образом отреставрировать иконы, высококлассных специалистов – более 70 человек – пришлось искать по всей стране.
Также выполнена реставрация Консистории (нового корпуса с архивом), в которой в настоящее время размещается канцелярия Смоленской митрополии, отреставрированы Благовещенская церковь, здание Архиерейского дома, лестница и ограда с подпорными стенками. Всего на возрождение комплекса зданий и сооружений Соборной горы направлено более 143 миллионов.
– Соборная гора – это административный и религиозный центр древнего Смоленска. Здесь находился терем князя, в 1101 году Владимиром Мономахом был заложен храм. Здесь же была небольшая княжеская церковь, всё, что от нее осталось, сокрыто в земле. Древний собор был сильно поврежден во время обороны Смоленска в 1609-1611 годах – при взрыве пороховых погребов, находившихся поблизости, в толще Соборной горы. Но стены уцелели, – рассказала Антонина Смирнова. – После заключения Андрусовского перемирия, согласно которому Смоленск навсегда вошел в состав России, Собор пытались восстановить. Однако, вероятно, средств было недостаточно. Верх здания сделали деревянным, из камня построили только колокольню.
К слову, нижний ярус древней колокольни сохранился до сих пор – в составе колокольни XVIII века. Позже Собор пытались восстановить – прибывший в Смоленск зодчий заключил, что полностью воссоздать облик здания невозможно, ведь в стенах было слишком много трещин. В результате старый Собор разобрали, и на том же самом месте в 1677 году заложили новый, больший по размерам. Здесь работали стрельцы, материалы заготавливали и привозили крестьяне. Строительство затянулось, возведение Собора завершилось лишь в 1730-1740 годах. Кстати, первоначально он был семиглавым.
– Здесь видны черты древнерусской архитектуры и барокко. На Соборной горе в XVIII веке появились и другие здания: архиерейский дом, кельи, церковь Иоанна Предтечи. Всё это также было отреставрировано, – добавила Антонина Смирнова. – Это отпечатки времени, поэтому, несомненно, в нашем городе, одном из древнейших в России, реконструкция этих памятников очень важна не только ради сохранения исторического облика, но и вообще для сохранения памяти для нас и потомков. И сейчас, благодаря тому, что государство выделило средства на восстановление этих интересных зданий, мы можем любоваться их красотой.
А ранее внутреннее убранство консистории выглядело так:
Годы возрождения
Свято-Троицкий монастырь своим ансамблем как бы продолжает архитектурный облик Соборного холма, на котором гордо высится главный храм Смоленщины – Свято-Успенский кафедральный собор.
До наших дней из всех сооружений монастыря сохранились Троицкий собор, церковь зачатия Анны, колокольня, а также каменная ограда с имитацией бойниц и воротами вдоль улицы Большой Советской.
– В облике монастыря видны черты московской архитектуры. Наличники, фигурные фронтоны – это барокко, которое в то время уже было широко известно. Особо стоит отметить поребрик, который заметен в середине здания, – пояснила Антонина Тихоновна.
Когда в 1697 году на город обрушился страшный ураган, здание настолько пострадало, что восстановить его удалось лишь спустя 30 лет.
Стоит отметить, что в часовне, которая была пристроена позже, хоронили смоленских митрополитов. На кладбище, находившемся рядом с монастырем, были похоронены воины, погибшие, в том числе, в 1708 году – в битве с войсками шведского короля Карла XII, которую Петр I позже назвал «матерью Полтавской победы».
В 1925 году монастырь закрыли. В 1929 году были сняты и отправлены на переплавку колокола, а с 1934 года в стенах старинной обители разместился физкультурный техникум.
В годы Великой Отечественной войны все строения Троицкого монастыря сильно пострадали. Но их достаточно быстро восстановили, и в послевоенное время в зданиях комплекса находились различные государственные учреждения. В 2008 году Троицкий монастырь был передан Смоленской Епархии Русской Православной Церкви.
Так выглядел этот объект до реконструкции:
А так выглядит теперь:
– Когда нам отдали этот объект – сначала на проектирование, затем на реставрацию, – здесь многое нужно было сделать и исправить. В стенах были трещины, в кровле – протечки, придел был сильно опущен, так как поднялся культурный слой, требовалась замена главок и крестов. Поэтому реставрационные работы, на которые из федерального бюджета выделили почти 78 миллионов рублей, здесь велись несколько лет, – рассказал Борис Аптекин.
Смоленск всегда был «в тренде»
Документированная история Спасо-Вознесенского женского монастыря начинается с середины 1660-х годов, когда сюда перевели стариц Оршанского Кутеинского монастыря. К концу 80-х годов XVII века строения обветшали, и игуменья попросила о ремонте зданий. В ответ на ее просьбу было принято решение построить здесь новую церковь, причем, каменную. Строительство храма было делом, без преувеличения, государственным.
Летом 1693 года в Смоленск прибыл Осип Старцев с чертежом, который был прислан из Москвы. В документе сказано, что определить место для закладки храма он мог сам, и зодчий сделал прекрасный выбор. Работы по возведению собора завершил в 1697 году Данила Калинин.
Однако ураган разрушил и это здание. Восстановление затянулось, ведь в это время велась подготовка к войне за выход к Балтийскому морю, в стране были сложности с деньгами.
– Если бы было больше средств, он был бы таким же нарядным, как храмы Москвы этого времени, но мы видим очень скромное убранство. Однако, именно здесь впервые появились элементы барокко, – отметила Антонина Смирнова.
Их появление – это тоже отражение культурной ауры Смоленска, из которого шло влияние западной архитектуры и европейского искусства на другие русские города. Смоленску уже тогда было чем гордиться, и государство понимало важность строительства здесь каменного храма – он мог подчеркнуть незыблемость православия.
Восстановление церкви было завершено в 1704 году под руководством Кондрата Мымрина.
– Замечу, что это здание не имеет никакого отношения ни к Наталье Нарышкиной, ни к Петру I, который якобы приезжал в Смоленск для казни стрельцов. Эта легенда возникла в XVIII веке, – рассказала Антонина Тихоновна.
До проведения реконструкции объект выглядел так:
– Следует упомянуть, что здесь была проведена не просто реставрация - когда храм передали церкви, требовались значительные изменения во внутренней планировке. Работы были выполнены колоссальные: сейчас внутри богатое убранство, очень красивые гранитные полы, и, естественно, обновлен внешний облик, – пояснил Борис Аптекин.
Специалистам удалось возродить здание и теперь оно выглядит так:
Обмазка (тонкослойное покрытие поверхности кирпичной кладки известковым или цементным раствором, сквозь которое проступает ее рисунок – прим. автора) этого здания сейчас максимально приближена к оригинальному варианту. Из-за отсутствия штукатурки по-особенному «заиграл» кирпич. Значительная реставрация потребовалась и крыльцам. Работы велись с 2013 года и были завершены только в прошлом году – настолько велик был фронт работ, объем финансирования которых превысил 83 миллиона рублей.
Напомним, ранее в здании монастыря располагался выставочный зал, но со временем все вернулось на круги своя. Здесь снова монастырь, как и должно быть, и смоляне снова могут любоваться этим зданием, украшающим центр нашего города.
– Смоленск – удивительно красивый и уютный город, с богатой историей, пропитанной героизмом, – говорит горожанин Артем Карелин. – Я давно здесь живу, и ко мне в гости часто приезжают друзья из разных уголков страны. Показывая им город, памятники, храмы, другие достопримечательности, я вижу их восхищение. И, конечно, хорошо, что объекты культурного наследия восстанавливают, реконструируют, приводят в первозданный вид. Это, в первую очередь, говорит о том, что мы заботимся о своей истории, бережем ее.
Фото: Лия Велесова
Лия Велесова