Восстановление Смоленска: мосты – символ новой жизни
История

Восстановление Смоленска: мосты – символ новой жизни

22 августа 2025 года в 09:01

Smolgazeta.ru продолжает публиковать материалы, подготовленные редакцией в рамках проекта «Архивы нашей победы». Мы рассказываем об истории уникальных экспонатов музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» и судьбах героев, благодаря которым стала возможной Великая Победа.

В августе-сентябре 1943 года проходила Смоленская стратегическая наступательная операция, получившая наименование «Суворов». В ней приняли участие войска Западного фронта и левого крыла Калининского фронта. Смоленск был освобожден 25 сентября 1943-го, предстояло восстанавливать буквально лежащий в руинах город.

Фашисты превратили Смоленск в сплошные развалины. Враги полностью уничтожили 93 % жилого фонда, это более 6,5 тысячи жилых домов. В руинах лежали 120 промышленных предприятий, 33 школы, 23 больницы, 30 зданий высших и средних специальных учебных заведений, все детские учреждения, цирк, почтамт. Телефоны и телеграфные станции, вокзалы, кинотеатры, драмтеатр, памятники истории и архитектуры. В октябре 1943 года в городе Смоленске осталось всего 13 тысяч жителей, в 12 раз меньше, чем перед войной. На 34 обнаруженных кладбищах в Смоленске было захоронено около 100 тысяч загубленных советских граждан.

Из воспоминаний военного метеоролога 231-й Рославльской штурмовой авиационной дивизии Ирины Сергеевны Сытиной:

«Тогдашний вид Смоленска поразил меня на всю жизнь – разбитый город. Всё разрушено, руины... Даже выпавший снежок не скрывает этого. Лишь на окраине уцелевшие, большей частью одноэтажные дома. Проехали – и больше Смоленск я не видела. А что видела - никогда уже не забуду: и сожжённые деревни, и плачущих женщин».

Восстановление Смоленска началось сразу после освобождения города. Немедленно заработали отремонтированные мастерские, на базе которых впоследствии был создан автоагрегатный завод. 6 октября 1943 года горисполком принял решение в течение двух недель восстановить первую очередь водопровода. В восстановлении активно участвовали воинские части.

На восстановление Смоленска трудилось почти всё взрослое население города. Поднимался из руин льнокомбинат. В воскресные дни молодёжь трудилась на восстановление Смоленской ГЭС.

Восстанавливался и железнодорожный узел. Так, первый паровоз на станцию Смоленск-Центральный пришёл 7 октября 1943 года. А 10 октября из Москвы в Смоленск вышел первый пассажирский поезд. 2 ноября 1943 года после двухлетнего перерыва распахнулись двери смоленских школ.

25 сентября 1944 года в первую годовщину освобождения Смоленска от немецко-фашистских захватчиков вошла в строй первая очередь льнокомбината. Следует отметить тот факт, что постановлением Совета народных комиссаров СССР от 1 ноября 1945 года Смоленск был включен число 15 городов, подлежащих первоочередному восстановлению, как древний русский город.

В годы оккупации в Смоленске существовало семь мостов через Днепр. На немецкой карте 1943 года были указаны четыре действующих и два разрушенный моста, а также паромная переправа в районе Рачевки. В сентябре 1943 года при отступлении фашистов все это было уничтожено. Первый капитальный мост в освобождённом Смоленске был простроен военными строителями уже к марту 1944 года – это был мост на улице Большая Советская. Чуть позже – к концу 44-го – был построен мост на улице Дзержинского. Строительство мостов проходило в сложной обстановке: в 1944 году город продолжал подвергаться налётам вражеской авиации. Фашисты бомбили железнодорожный узел и мосты через Днепр. На охране города круглосуточно дежурили зенитные батареи.

Завершение строительства мостов через Днепр считается первой крупной трудовой победой возрождающегося Смоленска. В день освобождения города 25 сентября 43-го в Смоленск только начали подтягиваться основные потоки жителей, которые на первых парах жили в землянках и башнях крепостной стены, а уже спустя полгода в Смоленске появился новый мост, который сейчас соединяет улицу Большую Советскую и Беляева. Рядом с ним, у подножия надвратной Одигитриевской церкви, до сих пор видны основы древнего моста, который на протяжении веков соединял центральную часть города и Заднепровье.

Героический авиационный полк «Нормандия – Неман»
Подвиг саперов под Будницей