Общество

В Смоленске открылась «Школа трезвости»

11 сентября 2017 года в 15:01

В отделе по церковной благотворительности и социальному служению Смоленской епархии завершился первый курс занятий в рамках проекта «Школа трезвости», который направлен на помощь людям, страдающим алкогольной и табачной зависимостью, и их родственникам. Корреспондент «Смоленской газеты» следила за событиями, общалась с командой специалистов и узнавала подробности.

Передовой опыт

Проект стал победителем конкурса малых грантов «Православная инициатива – 20172. Полученные средства позволили оборудовать учебный класс: приобрести учебную литературу, магнитно-маркерную доску и мультимедийную технику. Благодаря этому появилась возможность расширить спектр методов работы с аудиторией. В частности, на занятиях проводились презентации и просмотры учебных фильмов. Задача «Школы трезвости» – помочь людям, страдающим зависимостью, а также членам их семей понять суть недуга, с которым они столкнулись, научить их преодолевать свои проблемы, познакомить с методикой работы над собой. Одним из специалистов в проекте стала врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей психологии Смоленского государственного университета Ирина МАШКОВА.

«В этом проекте, конечно, очень важно участие священнослужителей, возможность приобщить людей к церковной жизни и в преодолении недуга обратиться за помощью Божьей. Как специалист, который уже очень давно работает с этой проблемой, я понимаю, что это проблема не только психологическая, не только медицинская. Такая помощь необходима, но её мало. И если мы углубляемся в понимание сути недуга, то приходим к выводу, что это именно духовная проблема. А в решении духовной проблемы необходимо использовать соответствующие ресурсы. У нас есть ещё один проект, который реализуется Смоленским государственным университетом, и его основная задача – подготовка специалистов помощи зависимым и семьям зависимых, причём подготовка на основе био-психо-социо-духовной концепции. Сейчас эта четырёхкомпонентная модель является актуальной в понимании зависимости. Она реализуется сегодня ведущими столичными учреждениями. Религиозность и духовный компонент в понимании психических расстройств – это та идея, которая поддерживается не только практикующими специалистами в их непосредственном опыте, это та идея, которая сегодня получает поддержку научного сообщества, Всемирной Организации Здравоохранения», – рассказала Ирина Юрьевна.

Роль семьи

Курс «Школы трезвости» включает в себя десять занятий для зависимых и три занятия для их родственников. Каждое из них начиналось и завершалось общей молитвой перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша».

По словам координатора проекта Константина Леонидовича Былины, в работе с зависимыми он опирался на опыт Екатеринбургской епархии, где подобная деятельность ведётся уже более 20 лет. Автором используемой методики является кандидат педагогических наук, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» протоиерей Игорь Бачинин.

Команда проекта отметила, что родственники людей, страдающих зависимостью, проявили больший интерес к работе «Школы трезвости», нежели сами зависимые, а также после первого занятия, когда люди узнали о том, что нужна серьёзная и кропотливая работа над собой, часть слушателей курса отсеялась, но те, кто остался, прошли его до конца и получили большую пользу от участия в семинарах.

Одним из ключевых моментов курса стало понимание роли семьи в преодолении зависимости. Специалисты обратили внимание собравшихся на то, что семья может быть фактором, который поддерживает болезненное состояние человека, страдающего алкоголизмом. И во многом победа над недугом зависит от изменений в семье как системе.

Ирина Юрьевна Машкова подчеркнула: «Есть такое понятие – ассортативность брака. Ассортативность – это отсутствие выбора. Женщина, которая выросла в семье, где, предположим, папа пил, выбирает себе в мужья человека, который склонен к формированию зависимости. И это происходит на основе неосознаваемого выбора. И даже если мужчина на момент их знакомства не употреблял алкоголь, не был зависим, всё равно какие-то особенности его личности могли говорить о риске формирования зависимости. И вот такой союз практически запрограммирован на то, что будет поддерживаться болезненная эмоциональная связь, и мужчина, который в другом союзе мог бы не запить, в этом союзе станет алкоголиком, а женщина приобретёт весь букет созависимости. Проблема ассортативности существует. Она описана, исследована специалистами, которые занимаются системной семейной психотерапией. В практическом опыте мы с этим, конечно, тоже сталкиваемся постоянно».

Знание – сила

Поскольку созависимость близких людей не оставляет зависимому человеку шанса на исцеление, этой проблеме в рамках проекта «Школы трезвости» было уделено особое внимание. Прежде всего аудитория познакомилась с понятием и признаками созависимости. Присутствующие приняли предложение Ирины Машковой провести этот цикл занятий в формате группы, поскольку она больше доверяет такой форме работы, считает её более эффективной, нежели формат лекций. У участников была возможность сесть в круг и в диалоге со специалистами и друг с другом выявлять проблемы и искать пути решения, знакомиться с новыми для себя понятиями и оценивать, имеет ли это отношение к ним самим, усваивать теоретические знания и выполнять практические задания.

«Мало кто знаком с термином «созависимость» и до конца понимает его суть, но при этом многие находятся во власти созависимости. Человек, который находится в сильной эмоциональной близости с зависимым, тоже болен. Созависимый живёт не своей жизнью, а жизнью зависимого. Есть определённые критерии созависимости. Их много, и в интернете вы найдёте довольно выверенную информацию, апробированные тесты, которые позволяют сориентироваться, близка ли вам эта проблема, погружены вы в неё или нет. На первое место как индикатор созависимости я бы поставила поведение контроля. Причём мы не всегда понимаем, что мы контролируем. Иногда вот такие парадоксальные ситуации в консультативной практике возникают. Задаю вопрос: «Контролируете ли вы своего мужа?» Получаю отрицательный ответ. Тогда задаю уточняющие вопросы: «А бывает ли так, что вы заглядываете в его телефон, просматриваете его интернет-переписку?» «Ну да! Но это же не контроль», – отвечает мне женщина. То есть у человека такое слепое пятно в этой зоне, что он даже не до конца понимает, что такое контроль, насколько он поглощён этим и насколько контроль съедает его собственную жизнь. Мне кажется, что с этой вот ниточки стоило бы и начать. Если мы в понимании контролирующего поведения немножко продвинемся, то это уже серьёзное изменение, и на уровне системы в том числе», – уточнила Ирина Юрьевна.

Нестандартный подход

Продвинуться вперед в вопросе понимания сути контролирующего поведения аудитории «Школы трезвости» помогла педагог-психолог школы № 13 Елена САПУНОВА. Она выступила с презентацией по этой теме, а также предложила аудитории необычный метод, связанный с кинематографом.

«Работой с созависимыми и зависимыми я занималась и раньше. Была волонтёром-психологом в службе «Милосердие». А сейчас это направление работы развилось до такого вот проекта, и это очень хорошо, потому что проект – нужный, полезный и востребованный. Были очень хорошие отзывы. В конце занятий я предложила участникам метод работы, которым пользовалась ранее. Это кинотерапия – метод терапии, который предполагает просмотр фильма и обсуждение его с участием психолога. С одной стороны, человек получает удовольствие от просмотра фильма, с другой – он может понять какие-то свои внутренние проблемы, отыграть свои эмоции, увидеть себя со стороны, может быть, посмотреть на свои ошибки. Можно, конечно, обсуждать кино и с друзьями. Это тоже метод такой самотерапии. Но с помощью психолога это просто будет более эффективно. Я предложила несколько художественных фильмов, герои которых сталкиваются с проблемой алкогольной зависимости. Думаю, что у нас ещё будет возможность их обсудить, потому что участники «Школы трезвости» выразили желание встречаться и в дальнейшем. Такая группа поддержки очень важна для людей, которые пытаются преодолевать свои проблемы», – отметила Елена Ивановна.

Первый курс занятий завершился, но «Школа трезвости» продолжит свою работу. 11 сентября, во Всероссийский день трезвости, начнётся повторный курс. Запись на семинары производится по телефону справочно-консультационной службы 8-920-317-79-48.

Фото: Татьяна Борисова


Татьяна Борисова

Наказаны более четырехсот смолян, распивавших спиртные напитки в общественных местах
В Смоленске накажут воспитательницу детсада, оставившую ребёнка без присмотра